Россия-Саудовская Аравия: к чему приведет совместное заявление по нефти. Часть 1

На днях Россия и Саудовская Аравия подписали заявление о совместных действиях (возможно, в кооперации с другими нефтепроизводителями), целью которого является поддержание стабильности на глобальном рынке «черного золота» и обеспечение устойчивого уровня капиталовложений в отрасль в долгосрочной перспективе.

Документ подписали министр энергетики России А.В.Новак и министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалих, которые провели встречу в китайском городе Ханчжоу на полях саммита G-20

Ниже приведем полный текст этого документа.

В ходе встречи Министры подчеркнули важность поддержания ведущегося между сторонами диалога по текущим изменениям на нефтяном и газовых рынках, а также выразили обоюдное стремление осуществлять дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества в сфере энергетики. Это обусловлено тем, что в настоящее время две страны несут на себе бремя ответственности по производству более 21% мирового потребления нефти, необходимого для обеспечения глобального экономического роста и повышения уровня жизни, а также содействующего достижению Целей развития тысячелетия.

  1. Министры признали необходимость сдерживания избыточной волатильности нефтяного рынка, оказывающей негативное влияние на глобальный экономический рост и стабильность в долгосрочной перспективе. Министры также отметили наличие у стран-поставщиков долгосрочных вызовов на мировом рынке нефти, к которым, в том числе, относятся значительное сокращение по всему миру капитальных расходов в нефтедобычу, в частности в геологоразведочные работы, а также массовая отмена и перенос на более поздний срок инвестиционных проектов, что в целом уже привело к более волатильной и, следовательно, неустойчивой ситуации на нефтяном рынке в долгосрочной перспективе как для производителей, так и для потребителей.

С учетом вышеизложенного министры отметили особую важность конструктивного диалога и тесного взаимодействия между крупнейшими странами-производителями в целях поддержания стабильности на рынке нефти и обеспечения устойчивого уровня инвестиций в долгосрочной перспективе. В этой связи Министры договорились действовать совместно или в кооперации с другими производителями нефти. Кроме того, министры договорились продолжить консультации по ситуации на рынке нефти и создать совместную мониторинговую рабочую группу, которая будет отслеживать фундаментальные показатели рынка нефти и вырабатывать рекомендации по мерам и совместным действиям для обеспечения стабильности и предсказуемости рынка.

  1. Министры договорились развивать сотрудничество между Российской Федерацией и Королевством Саудовская Аравия в нефтегазовой отрасли, в том числе в области внедрения новых технологий, обмена информацией и опытом в целях увеличения использования технологий в добыче, переработке, хранении, транспортировке и сбыте углеводородных ресурсов, производства оборудования,  оказания сервисных услуг, в частности, инжиниринга, изготовления и проведения научно-исследовательской деятельности, а также в сферах электроэнергетики и возобновляемых источников энергии.
  2. Министры договорились рассмотреть возможность создания при поддержке суверенных фондов двух стран совместного банка данных перспективных технологий в энергетической сфере и осуществления их внедрения и использования.
  3. Министры договорились провести в октябре 2016 года первое заседание Российско-Саудовской Рабочей группы по сотрудничеству в области нефти и газа, сформированной в соответствии со Статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в области нефти и газа от 2 сентября 2003 года и Программой сотрудничества в области нефти и газа  от 18 июня 2015 года, в целях расширения двустороннего сотрудничества и реализации  вышеуказанных договоренностей. Также министры проведут очередные встречи на полях министерской встречи Международного энергетического форума (МЭФ) в Алжире и ноябрьского заседания ОПЕК в Вене.

 

По итогам прошедших переговоров А.В.Новак заявил следующее: «Впервые за последние несколько лет вышли на конкретный документ, подписали совместное заявление. Мы договорились о том, что будем  координировать свои действия, направленные на стабилизацию нефтяных рынков.  Дело в том, что на протяжении порядка двух лет мы наблюдаем достаточно низкие цены на нефть, что сопряжено с большими рисками в будущем, главным образом потому, что ежегодно инвестиции в отрасль сокращаются на 200– 250 млрд долларов.

Буквально недавно была опубликована статистика о том, что прирост запасов по результатам геологоразведочных работ был наименьшим за последние 70 лет. Это говорит о том, что в перспективе могут быть риски дефицита энергоресурсов – поэтому странам необходимо координировать свои действия, чтобы как можно быстрее сбалансировать рынки.

Такую работу мы проводили в начале года, но были разногласия по подходу между странами ОПЕК, между нами и Саудовской Аравией. Сегодня мы видим довольно позитивный сигнал: мы договорились проводить совместные действия, связанные со стабилизацией рынков. Существуют разные варианты этих совместных действий. Конечно, мы не могли сейчас  объявить, что замораживаем добычу. Саудовская Аравия и Россия согласны, что нужно это делать и в ближайшее время мы проработаем конкретные механизмы. В том числе будут открыты  двери и для других стран. Важно, что две страны, самые крупные добывающие страны, которые обеспечивают добычу более 22% нефти в мире, могут между собой сейчас договариваться о том, как проводить эту скоординированную политику».

В свою очередь, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы России А.К.Пушков считает, что договоренности России и Саудовской Аравии о совместных действиях в целях стабилизации цен на нефть могут стабилизировать цены на нынешнем уровне, однако для их устойчивого роста необходимы более конкретные соглашения.

«Для того чтобы цена на нефть пошла вверх, как мне представляется, если оценивать именно это соглашение, то нужны более конкретные и более далекоидущие договоренности. Но думаю, что это очень серьезный камень в фундамент устойчивых цен на нефть на том уровне, на который они вышли во второй половине 2016 года», – подчеркнул парламентарий.

А.К.Пушков расценивает принятое министрами заявление как «важные политические договоренности». По его образному выражению, это «скелет» будущих конкретных соглашений, на который будет наращиваться конкретное «мясо».

«Во-первых, «мясо» в виде более конкретных договоренностей между Москвой и Эр-Риядом, во-вторых, конечно, такого рода соглашения оказывают влияние на позиции целого ряда государств», – пояснил депутат.

В этом контексте он напомнил, что крупнейшие производители нефти обеспокоены тенденцией к удержанию цен на нефть большую часть этого года на крайне низком уровне, а сейчас – на средненизком уровне.

Так, по его сведениям, за серьезное международное сотрудничество с целью стабилизации цен на нефть выступали и Венесуэла, и Ирак, и другие нефтепроизводящие страны, поэтому это отражает не только настроения в Москве.

«Сейчас мы видим постепенный сдвиг в позиции Саудовской Аравии, который может быть предвестником более серьезных, более глубоких договоренностей с более широким составом участников. Но когда это произойдет, сейчас прогнозировать сложно», – констатировал он.

А.К.Пушков напомнил, что до весны этого года о каком-либо сотрудничестве между Москвой и Эр-Риядом в нефтяной сфере говорить не приходилось.

«Эр-Рияд тогда сознательно играл на понижение цен на нефть, можно предположить, что это было связано со стремлением удержать рынок перед напором поставок сланцевой нефти из США, а также с некими политическими расчетами Саудовской Аравии в большом средневосточном пасьянсе. Однако в апреле было заключено первое предварительное соглашение (с Россией-авт.) о сотрудничестве, которое показало, что стороны могут взаимодействовать в этой области, и сейчас сделан второй шаг, который подтверждает, что апрельское соглашение не было случайностью», – подчеркнул А.К. Пушков.

Он допускает, что в Саудовской Аравии «пришли к выводу, что бесконечно играть на понижение невозможно, что это слишком дорого обходится самой Саудовской Аравии, что это накладывает слишком большое бремя на бюджет страны».

«И также, возможно, пришли к выводу, что политически эта игра на понижение не вполне окупается. Отсюда более сдержанная и умеренная позиция Саудовской Аравии, которая готова договариваться и действовать совместно или с Россией, или в кооперации с другими производителями нефти относительно поддержания стабильности на рынке», – отметил А.К.Пушков.

«На мой взгляд, характеристика, которую дал министр энергетики России Новак о том, что это исторический момент и что впервые сотрудничество между Москвой и Эр-Риядом в нефтяной сфере достигло столь высокого уровня, вполне оправданна. Именно потому, что это уже второй шаг в направлении координации подходов двух стран», – отметил он.

«Наблюдатели, конечно, отметили отсутствие конкретных элементов в этой договоренности. Но в данном случае, думаю, знаковость события подчеркивается именно подтверждением общего вектора, что страны готовы взаимодействовать в этой области. Создается совместная мониторинговая группа, будут вырабатываться рекомендации по мерам и совместным действиям для обеспечения стабильности и предсказуемости рынка. Эти вещи я бы не стал недооценивать», – подытожил А.К.Пушков.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что мировой рынок нефти довольно странно отреагировал на это событие, которое, как ожидалось, должно было способствовать серьезному росту нефтяных котировок.

Цены на нефть, которые сначала немного повысились, быстро остановились и затем опустились.

Так, европейская эталонная марка Brent, которая превышала отметку 49 долларов за баррель, за несколько часов опустилась до 48 долларов. Американский эталон WTI держался выше отметки 46 долларов за баррель, а после выхода в свет совместного заявления России и Саудовской Аравии вернулся в ценовой диапазон 45,5–45,6.

Согласно одной из версий, участники рынка гораздо оптимистичнее восприняли факт переговоров президента России В.В.Путина с наследником наследного принца Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, чем результат последовавшей за ними встречи А.В.Новака и Х.аль-Фалиха.

По итогам встречи саудовский министр отметил: «Наши страны являются крупнейшими экспортерами нефти в мире, и поэтому стабилизация в нефтяной сфере невозможна без участия России и Саудовской Аравии». При этом ни о каких конкретных договоренностях он не упомянул.

Любопытно, что близкие к переговорам источники подчеркнули, что наследник наследного принца и президент России в ходе переговоров вообще не обсуждали вопросы мировой нефтедобычи. Основной темой беседы стала сирийская проблема.

Ранее российский лидер заявил, что России и ОПЕК стоило бы заморозить объемы добычи «черного золота» без участия Ирана, по крайней мере, до того момента, пока это государство не поднимет производство углеводородов на досанкционный уровень.

В свою очередь директор по международным связям National Iranian Oil Company М.Камсари заявил, что Иран может поднять добычу с нынешних 3,8 млн до 4 млн баррелей в сутки за ближайшие 2–3  месяца. Причем большая часть новых объемов будет получена на месторождении тяжелой нефти «Западный Карун» неподалеку от границы с Ираком.

Причем топ-менеджер дал понять, что рост добычи в стране происходит не сам собой, он зависит от конъюнктуры рынка: «Мы можем увеличить добычу нефти, основываясь на рыночном спросе»

Таким образом, третий по величине производитель нефти в ОПЕК в очередной раз отложил достижение «заветного» уровня 4 млн баррелей в сутки, теперь на самый конец года (по европейскому календарю).

Напомним, что в начале мая с.г., когда с нового года по персидскому календарю (с 21 марта с.г.) прошло всего полтора месяца, тот же М.Камсари заявил, что среднесуточная добыча нефти в Иране уже превысила плановый показатель. Ссылаясь на данные ОПЕК, он сказал, что в апреле с.г. из иранских недр извлекали по 4,2 млн баррелей в сутки.

«Цифра, к которой стремился министр Зангане, достигнута, и мы можем присоединиться к плану по заморозке добычи нефти», – подчеркнул в мае с.г. М.Камсари, добавив, что окончательное решение по этому поводу должен принять сам министр.

Правда, затем Международное энергетическое агентство (МЭА) привело другие данные за апрель с.г. – 3,56 млн баррелей в сутки, отметив, что это максимальный уровень с ноября 2011 года, который как раз предшествовал введению широкомасштабных санкций против Ирана.

Так, глава отдела нефтяной промышленности МЭА Н.Аткинсон заявил, что возвращение Исламской Республики на мировой рынок нефти оказалось более быстрым, чем ожидалось.

«Реальные данные, которые мы начинаем видеть, говорят о том, что темпы возвращения Ирана оказались более высокими, чем мы ожидали. Но не слишком высокими. Поэтому в 2016 году это окажет существенное влияние на восстановление баланса рынка. Кроме того, это компенсируется падением добычи в других регионах, например в Венесуэле или Нигерии», – сказал Н.Аткинсон.

Создается впечатление, что подобными заявлениями МЭА пыталось успокоить рынок и не допустить падения котировок. Ведь после этой тирады Н.Аткинсон добавил, что в текущем году экспансия Ирана не повлияет на постепенное восстановление баланса спроса и предложения.

«Мы думаем, что в 2017 году рынок будет сбалансирован. Это означает, что цены начнут восстанавливаться, хотя и постепенно. Поэтому, да, вы можете сказать, что впереди нас ждут лучшие времена, но прогресс будет медленным», – двусмысленно высказался Н.Аткинсон.

Любопытно, что с тех пор добыча нефти в Исламской Республике, согласно заявлениям ее властей и чиновников, только увеличивалась. Разница в цифрах может быть вызвана различиями в методиках подсчета: одно дело считать средний объем производства за месяц, совсем другое – с начала текущего года, когда западные санкции только-только отменили. В любом случае, теперь показатели объемов нефтедобычи в Иране, неважно кто их обнародует, вызывают серьезные сомнения.

Другая возможная версия странной реакции нефтяного рынка на российско-саудовское заявление – в момент публикации документа в игру вступили биржи Европы, чьи участники скептически настроены к договоренностям нефтяных держав.

Многие западные эксперты едины во мнении, что пока два самых крупных нефтедобывающих государства больше говорят, чем делают. А их возможная договоренность о заморозке добычи почти ничего не стоит без согласия умерить рост производства со стороны Ирана, мечтающего вернуть свою долю на рынке.

По заявлению А.В.Новака, Иран уже действительно почти вышел на досакнционный уровень.

«Наша позиция, и коллеги из Саудовской Аравии ее подтвердили, что при достижении Ираном досанкционных объемов Иран может присоединиться к договоренности. Иран сам неоднократно подтверждал такую позицию. Есть один вопрос касательно цифры, относительно которой считают Иран и другие члены ОПЕК, но это внутреннее дело ОПЕК. Принципиально все согласны, что Иран почти достиг досанкционного уровня и готов присоединиться к соглашению о заморозке», – подчеркнул российский министр.

«Шансы на то, что Тегеран присоединится к международному соглашению о заморозке добычи, крайне невелики. Однако если Саудовская Аравия и Россия все же договорятся заморозить объемы производства нефти, этого будет достаточно для поддержания мировых цен и без участия Ирана. Правда, пока что Эр-Рияд и Москва лишь говорят о заморозке, и делают это просто для того, чтобы не давать ценам на нефть снова упасть», – уверен аналитик Samsung Futures Х.Сун Ки.

В свою очередь, управляющий директор IFC Financial Center И.Сикачев, характеризуя подписанное заявление, отметил следующее: «За словами о кооперации с другими ключевыми игроками рынка энергоносителей не сразу был распознан истинный смысл. Фокус соглашения больше на долгосрочных вызовах, а именно на смягчении шока предложения, с которым рынок может столкнуться в ближайшие годы из-за недостаточных в последние годы инвестиций в бурение и геологоразведку.

Другими словами, Саудовская Аравия и Россия готовы сбалансировать рынок посредством увеличения капитальных вложений сейчас для замещения тех, которые сейчас выпадают со стороны других нефтепроизводителей. И именно такая интерпретация стала основной спустя некоторое время после появления этой информации в средствах массовой информации».

Собственно, это также объясняет сокращение темпов роста нефтяных котировок с 5% до 1,5%. Эксперт вполне обоснованно считает, что в ближайшие недели такие существенные колебания, вероятно, станут привычным делом вплоть до встречи в Алжире.

«С одной стороны, будут влиять фундаментальные данные по добыче и спросу – сезонный спад потребления усугубляется дальнейшим наращиванием производства.

С другой стороны, мы, вероятно, не раз станем свидетелями вербальных интервенций, которые будут возникать каждый раз, когда цены на нефть будут подбираться к минимальным отметкам за последние несколько месяцев. Нефть будет тяготеть к равновесным 45 долларам за баррель или будет немного ниже», – полагает он.

Таким образом, стремительного роста котировок на «черное золото» в результате подписанного в Китае совместного заявления России и Саудовской Аравии не произошло, что для автора не является неожиданным.

52.25MB | MySQL:103 | 0,484sec