Антикризисные меры А.Селлаля воспроизводят алжирский вариант позднего СССР

Алжирское правительство дорабатывает новые антикризисные меры, благодаря которым золотовалютные резервы АНДР в ближайшие два года не должны упасть не ниже 100 млрд долларов. Так, с лета 2014 г., когда началось падение нефтяных цен, их объемы уменьшились с почти 196 млрд долларов до почти 130 млрд долларов на начало сентября 2016 г.

Достигнуть этого планируется в первую очередь за счет новых мер экономии и, главным образом, путем сокращения расходов. Правда, власти рассчитывают это делать довольно экзотическим способом –через уменьшение допуска на свою территорию иностранного импорта.

Еще в 2015 г. власти страны резко ограничили продажи зарубежных легковых автомобилей, чтобы уменьшить отток капитала и «снизить нагрузку на казну». Несмотря на то, что бюджет в итоге недополучил серьезные суммы от таможенные поступлений, эта новация была признана успешной и теперь кабинет А.Селлаля разрабатывает новый пакет мер, нацеленный на дальнейшее сокращение допуска в страну иностранных товаров.

По данным правительственных источников, речь идет о весьма внушительном списке товаров – от 1700 до 2000 наименований. Их ввоз должен быть с начала 2017 г. если не прекращен полностью, то заметно ограничен.

Примечательно, что подобные меры не должны коснуться значительной части предметов роскоши, на которую алжирские нувориши ежегодно тратят миллиарды долларов, тогда как они затронут широкий спектр бытовых и продовольственных товаров, которыми пользуются практически все алжирцы.

Все это дополнительно свидетельствует о сложности ситуации, в которой в ходе кризиса оказался Алжир. Следует при этом указать, что, несмотря на заявления алжирской стороны о том, что экспорт углеводородов впервые за последние девять лет демонстрирует «устойчивый рост», в долларовом эквиваленте сумма выручки остается ниже уровня 2014 г. из-за заметного падения курса алжирской национальной валюты.

Также положение усугубляется тем, что в 2016 г. Алжир собрал самый маленький за последние шесть лет урожай зерновых, из-за чего его власти вынуждены увеличивать соответствующие закупки за рубежом.

Одновременно перманентное сохранение или даже ухудшение политической обстановки в соседних Ливии, Тунисе, Мали и Нигере вынуждает алжирское руководство дополнительно увеличивать и без того явно избыточные военные расходы.

Соответственно, издержки ложатся на простое население. Во-первых, из-за ограничений и запретов на ввоз иностранных товаров, а во-вторых, в результате сопутствующего подорожания потребляемой им продукции и услуг.

Соответственно, заполнить создаваемые на рынке лакуны властям практически нечем. В лучшем случае ряд товаров подскочат в цене, а в худшем могут исчезнуть из повседневного обихода алжирцев.

Подобному сценарию способствует и то, что местных аналогов для их замены практически нет, но даже в тех случаях, если они и есть, искусственное уменьшение конкуренции будет способствовать заметному увеличению их стоимости.

Но насколько такой подход алжирских властей является продуктивным в плане техническом? Определенный положительный эффект может наблюдаться лишь на весьма кратковременном временном отрезке, тогда как минусов гораздо больше.

Ведь тем самым алжирские власти становятся на крайне опасный для себя путь искусственного создания дефицита, существовавшего в последние годы СССР. Учитывая то, что сам Алжир производит достаточно узкий спектр товаров, «антикризисные» меры А.Селлаля должны ударить практически по всем алжирцам.

Однако это лишь одна сторона медали. Другим крайне негативным последствием станет общий неизбежный рост цен в стране на товары и услуги и соответствующий всплеск криминальной активности, связанной с усилением контрабанды и осуществлением контроля над ее потоками.

И то, что от этого трафика будут кормиться силовики, лишь дополнительно подстегнет рост стоимости продукции и сервиса и, как следствие, вызовет дальнейшее ухудшение качества жизни в АНДР – ведь если введенные ограничения на ввоз автомобилей затронули лишь сравнительно небольшой круг обеспеченных алжирцев, то новые меры А.Селлаля по созданию искусственного дефицита уже коснутся всех.

Впрочем, проведение прямых параллелей между Алжиром и поздним СССР не совсем корректно, ведь ситуация для первого может оказаться куда болезненнее, чем для советских граждан, абсолютное большинство которых, особенно в провинции, до начала 1990-х гг. практически не пользовалось западными товарами, тогда как в алжирском случае они прочно вошли в обиход местного населения.

Все это лишь свидетельствует о том, что заявленные ранее представителями правящего алжирского режима планы экономической диверсификации остались лишь на бумаге и в практическом плане ничего не было сделано для освобождения от углеводородной зависимости.

Иными словами, страна рискует попасть в замкнутый экономический круг, выход из которого может быть найден в «уличной политике».

И подобное лишение вызовет вполне прогнозируемую реакцию. И именно этот момент может стать переломным в отношении развития социально-политической активности алжирцев, выступления которых против правящего режима в последние годы после спада 2012 г. вновь заметно усиливаются.

52.21MB | MySQL:103 | 0,483sec