- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации с проектом газопровода «Турецкий поток». Часть 2

В Части 1 [1] подведены итоги недавнего официального визита в Россию премьер-министра Турции Б. Йылдырыма в части реализации проекта строительства «Турецкого потока»; содержатся заявления должностных лиц России и Турции относительно состояния и перспектив двустороннего экономического сотрудничества.

В заключительной части содержится аналитический обзор наиболее интересных иностранных публикаций; приведена реакция украинских и европейских официальных лиц на активизировавшееся после временного спада российско-турецкое газовое партнерство; предложены важные выводы.

Колумнист K.Рапоза, опубликовавший заметку в зарубежном издании Forbes, ссылаясь на турецкое издание Daily Sabah, сообщил, что премьер-министр Турции Б.Йылдырым приезжал в Россию, чтобы во время переговоров с президентом России В.В.Путиным обсудить «Турецкий поток»[i] [2].

K.Рапоза отметил: тот факт, что Москва не снимает агросанкции в отношении Анкары, может стать препятствием для окончательного завершения сделки, если Турция решит, что двусторонние отношения восстановлены не полностью.

«Турецкий поток» – это не первая попытка России построить маршрут доставки российского газа в Европу в обход Украины. Ранее проекты срывались по инициативе некоторых стран Европейского союза, по мнению которых зависимость Европы от российского газа угрожает ее независимости.

По мнению K.Рапозы, «Турецкий поток» все же будет построен, причем «Газпром», скорее всего, профинансирует строительство магистрали за счет выпуска еврооблигаций.

Как было отмечено в Части 1 [1], российское топливо может поставляться на итальянский рынок через территорию Греции по газопроводу Poseidon.

 

Для справки: Poseidon – это проект морской части газопровода ITGI (Interconnector Turkey – Greece – Italy), который предполагает соединение газотранспортных систем Греции и Италии.

Протяженность этого газопровода составит порядка 800 км, мощность «трубы» 8–10 млрд куб. м газа.

Изначально газопровод задумывался для транспортировки азербайджанского сырья по маршруту Турция – Греция – Италия, но в начале этого года компании «Газпром», Edison и DEPA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа из России по дну Черного моря в Грецию и из Греции в Италию.

 

По словам А.В.Новака, плановая пропускная способность сухопутного участка газопровода ITGI Poseidon составит 9–16 млрд куб. м в год, а морского – 10–12 млрд куб. м в год.

Глава ведомства также заявил, что Россия надеется на обеспечение итальянской стороной активного продвижения реализации проектов по строительству всей газотранспортной инфраструктуры, необходимой для организации поставок газа от российского побережья Черного моря в Италию как на уровне органов власти Европейского союза, так и в отношениях с третьими странами, чью территорию газопровод Poseidon может пересекать.

Справедливости ради следует напомнить, что в 2012 году проект Poseidon «забраковала» сама Европейская комиссия, так как приоритетным был признан его конкурент – Трансадриатический трубопровод (TAP), входящий в так называемый проект «Южного газового коридора».

 

Для справки: проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу.

По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11  млрд долларов.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции.

Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Стоимость проекта оценивается в 5,6 млрд евро.

Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот документ, отметив, что он полностью соответствует нормам Европейского союза и способствует диверсификации поставок газа в Европе.

 

Примечательно, что интенсификация политико-экономического диалога  России и Турции тут же стала комом в горле Украины, через территорию которой российский газ поставляется европейским потребителям.

Так, «Нафтогаз Украины» не будет проводить дорогостоящий ремонт некоторых объектов своей газотранспортной инфраструктуры из-за того, что Москва и Анкара договорились о строительстве газопровода «Турецкий поток».

«Нафтогаз Украины» не видит необходимости в реконструкции ряда компрессорных станций, которые задействованы исключительно в поставках газа в Турцию, так как считает это направление неперспективным ввиду реализации «Турецкого потока».

«Учитывая договоренность между Россией и Турцией о реализации проекта “Турецкий поток”, который призван заместить транзит российского газа в Турцию через территорию Украины, такая инвестиция является нецелесообразной»[ii] [3], – отмечено на официальном сайте компании «Нафтогаз Украины».

Также указывается, что компания «Нафтогаз Украины» не согласовала закупку «Укртрансгазом» оборудования и работ у Сумского машиностроительного НПО для реконструкции компрессорных станций «Ананьев», «Заднепровская» и «Южнобугская» на сумму свыше 156 млн долларов, так как это планируемое к покупке оборудование предназначалось для реконструкции компрессорных станций, задействованных только в поставках газа в направлении Турции, и не предполагалось, что оно будет использовано на других компрессорных станциях.

В итоге было рекомендовано закупить универсальное оборудование для компрессорных станций, обеспечивающих транспортировку газа для внутренних потребителей.

Стоит отметить, что «Турецкий поток» фактически нанес серьезный удар по газотранспортной системе Украины. Почему?

Дело в том, что поставки российского газа в обход украинской территории делают бессмысленным поддержание газотранспортной системы в рабочем состоянии.

Справедливости ради необходимо напомнить, что у России уже давно был план обезопасить поставки газа в Европу, направив их в обход ненадежной Украины.

Еще в начале 2012 года, обсуждая перспективы «Южного потока», глава «Газпрома» А.Б.Миллер заявил следующее: «Если, как можно услышать в Украине, ГТС (газотранспортная система –Э.К.) – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее»[iii] [4].

При этом срок действия российско-украинского соглашения о транзите природного газа европейским клиентам истекает в 2019 году.

 

Для справки: с учетом существующих тарифов транзит российского газа в Европу сейчас приносит Украине около 2 млрд долларов в год.

Резкое сокращение транзита произошло в 2014 году, когда объем прокачки газа снизился по сравнению с 2013 годом сразу почти на 30% до 59,4 млрд куб. м. Затем, однако, объемы транспортируемого газа начали увеличиваться.

В 2015 году Украина перенаправила в Европу уже 67 млрд куб. м сырья.

В январе–ноябре с.г. транзит вырос на 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 73,5 млрд куб. м.

 

С лета 2016 года украинская сторона активно выражает свою обеспокоенность возобновлением сотрудничества России и Турции по «Турецкому потоку» и просит Европейский союз всячески этому противодействовать.

По словам главы «Нафтогаза» А.В.Коболева, у России отсутствуют технологии укладки труб на морское дно, зато они есть у некоторых европейских компаний.

В этой связи «Нафтогаз» предлагает Брюсселю оказать воздействие на эти компании. По мнению А.В.Коболева, если каждая из них откажется от участия в проекте, то «Турецкий поток», он не будет реализован.

Обеспокоенность главы украинской газовой компании возобновлением проекта строительства трансчерноморского газопровода вполне понятна.

Стоит особо акцентировать внимание на том, что Украина зависит от средств, получаемых благодаря транзиту газа, и потеря транзитных доходов чревата финансовой разбалансировкой.

Это понимают и в Европе. Хотя Европейский союз и заинтересован в бесперебойных поставках газа, но он не хотел бы получать в дополнение к ним еще и финансовые проблемы Украины. Поэтому в Брюсселе сейчас настаивают на сохранении за Украиной статуса транзитера.

Как заявил в конце октября с.г. заместитель председателя Европейской комиссии М.Шефчович, продолжение газового транзита через Украину в период после 2019 года остается стратегическим приоритетом для ЕС, и здесь мы имеем единогласную поддержку со стороны членов союза.

Эти слова были сказаны чиновником в контексте обсуждения полноценного доступа «Газпрома» к трубопроводу OPAL и перспектив проекта «Северный поток – 2». Тем не менее заявление М.Шефчовича можно также отнести ко второй, европейской, ветке «Турецкого потока», которая в отсутствии гарантий Европейской комиссии (из-за внутренних противоречий) пока находится в подвешенном состоянии.

Самое главное, что спрос на природный газ в Европе есть как в ближайшей, так и среднесрочной, долгосрочной перспективе.

Примечательно, что, несмотря на заявленное намерение минимизировать импорт российского сырья, европейские игроки все же продлевают долгосрочные контракты с «Газпромом».

Так, отечественный концерн имеет экспортные договоры с компаниями ENGIE (Франция) до 2030 года, E.ON (Германия) до 2035 года, Wintershall (Германия) до 2030 года, ENI (Италия) до 2035 года.

Кроме того, пролонгированы на период до 2027 года контракты с австрийскими EconGas, GWH, Centrex.

Заключены контракты с румынской Conef Energy на период 2010–2030 годов, со швейцарской WIEE на период 2013–2030 годов, с чешской Vemex на срок до 2018 года, с итальянской Premium Gas на период до 2024 года.

Выходит, что потребности Европы в российском газе весьма высоки, а надежды на украинский маршрут становятся все призрачнее, поскольку есть вероятность того, что по истечении срока действия транзитного договора с Киевом Москва откажется от его продления после 2019 года.

В этой непростой для европейцев и «Газпрома» ситуации может помочь «Турецкий поток», который строится «Газпромом» прежде всего по экономическим соображениям: минимизировать логистические риски из-за многолетних проблем с Украиной, сэкономить на транзите и надлежащим образом обеспечить бесперебойные поставки топлива на длительную перспективу.

Третий энергетический пакет ЕС содержит важное положение: если есть рыночный спрос на мощности, операторы газотранспортной системы обязаны их профинансировать и построить (!).

Другими словами, операторы газотранспортных систем стран Юго-Восточной Европы должны предоставить «Газпрому» новую транспортную инфраструктуру, которая будет включать в себя наряду с неиспользуемыми действующими мощностями магистрали, которые нужно соорудить.

Как полагает аналитик Гаагского центра стратегических исследований С.де Йонг (чье мнение приводит в своей колонке К.Рапоза), со строительством газопровода «Турецкий поток» отпадет необходимость в строительстве «Южного потока», на который так в свое время рассчитывала Болгария. Также новая газовая магистраль практически нивелирует статус крупнейшего транспортера газа Украину, Молдавию и Румынию[iv] [5].

Это означает, что эти страны станут гораздо меньше получать денежных средств за транзит топлива по своей территории. Впрочем, прибыльного рынка могут в перспективе лишиться и южные нефтегазодобывающие страны, включая Иран, Азербайджан, Туркменистан.

Таким образом, с финансовой точки зрения российско-турецкий газотранспортный проект может больно ударить по целому ряду стран, часть из которых сегодня активно выступают против строительства Россией новых газовых магистралей в Европу, включая «Турецкий поток» и «Северный поток – 2».

Правда, о своих финансовых потерях они говорят в последнюю очередь, а больше используют такие тезисы как «энергетическая экспансия России», «энергетическая безопасность Европы» и так далее.

По мнению К.Рапозы, пока не очень понятно, насколько благотворно скажется на экономических показателях «Газпрома» его участие в проекте «Турецкий поток», но для Анкары новый газопровод выгоден, поскольку Турция напрямую будет получать российский газ и в перспективе может стать крупным газовым хабом (распределительным центром), через который будут проходить большие объемы газа в европейские страны.

В статье также указывается, что изначально «Турецкий поток» создавался, чтобы поставлять российские углеводороды в Южную Европу в обход Украины: суммарная мощность газопровода, согласно первоначальному плану, должна была составить 63 млрд куб. м, которые распределялись бы на четыре параллельных ветки.

Однако сегодня ситуация иная. Скорее всего, будет построено не больше двух веток.

«В действительности строительство третьей и четвертой ниток «Турецкого потока» было нереалистичным с самого начала»[v] [6], – отметил С.де Йонг.

По его мнению, в настоящее время европейскому рынку не нужно столько газа, сколько могло бы прокачиваться по четырем ниткам[vi] [7].

Тем не менее даже в своем усеченном виде «Турецкий поток» несет большие финансовые потери для транзитеров российского газа даже в том случае, если не будет построен «Северный поток – 2», который, похоже, окончательно лишит Украину статуса крупнейшего транзитера энергоносителей в Европу.

«Россия понимает, что с помощью второй ветки газопровода ей необходимо обеспечить себе некоторый переизбыток в поставках, чтобы в перспективе предотвратить будущее увеличение поставок природного газа из Азербайджана, а также, возможно, Туркменистана и Ирана»[vii] [8], – отметил С.де Йонг.

«Принесет ли эта стратегия в конечном счете успех, еще предстоит выяснить. Однако понятно, что «Газпром» пытается осложнить Европейскому союзу реализацию плана диверсификации источников импортного газа и упредить любые будущие поставки свыше 10 млрд куб. м азербайджанского сырья, которые уже законтрактованы европейскими потребителями»[viii] [9], – резюмирует зарубежный аналитик.

 

***

Проведенный анализ позволяет убедиться в том, что европейские и в первую очередь украинские чиновники обеспокоены «реанимацией» газотранспортного проекта «Турецкий поток» по ряду причин.

Во-первых, с появлением российско-турецкой магистрали Европейский союз будет находиться в «капкане»: с одной стороны, потерпит крах нашумевшая политика снижения зависимости от российского «голубого топлива», с другой – турецкая сторона, имея транзитный статус, получит «козырь», которым сможет использовать в политических переговорах с ЕС.

Во-вторых, Украина, которой и без того весьма туго в финансовом плане, будет вынуждена еще туже затянуть хозяйственный пояс, поскольку с введением в строй «Турецкого потока» шанс лишиться солидных доходов от транзита российского газа в Европу весьма высок.

В-третьих, России следует продолжать налаживать сотрудничество с турецкой стороной, но при этом не терять бдительности, поскольку возможные политические, экономические, правовые риски при ведении бизнеса с Турцией по-прежнему сохраняются.

[i] [10]Rapoza K. Russia Closing In On ‘Alt-Ukraine’ Pipeline In Turkey // Forbes, 06.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2016/12/06/russia-closing-in-on-alt-ukraine-pipeline-in-turkey/#70d9f1b0206b [11]

[ii] [12]Нафтогаз не погодив закупівлю Укртрансгазом обладнання та робіт через ризик реалізаціі Турецького потоку // Официальный сайт «НАК«Нафтогаз Украины», 02.12.2016. Интернет-ресурс.URL:

http://www.naftogaz.com/www/3/nakweb.nsf/0/122A0E5A4FEDAEFCC225807D0036782F?OpenDocument&year=2016&month=12&nt=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8& [13]

[iii] [14]Будущая роль украинской ГТС полностью зависит от Украины – Миллер // РИА Новости, 16.01.2012. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20120116/540662300.html [15]

[iv] [16]Rapoza K. Who Suffers From Russia, Turkey Pipeline Deal? // Forbes, 24.10.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2016/10/24/who-suffers-from-russia-turkey-pipeline-deal/#54391de0fd54 [17]

[v] [18]Sijbren de Jong. Turkish Stream Natural Gas Pipeline Deal Signed – But Obstacles Remain // Royal United Services Institute (RUSI), 24.10.2016. Интернет-ресурс. URL: https://rusi.org/commentary/turkish-stream-natural-gas-pipeline-deal-signed-%E2%80%93-obstacles-remain#.WA4kPxesbCw.twitter [19]

[vi] [20]Ibid.

[vii] [21]Rapoza K. Who Suffers From Russia, Turkey Pipeline Deal? // Forbes, 24.10.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2016/10/24/who-suffers-from-russia-turkey-pipeline-deal/#54391de0fd54 [17]

[viii] [22]Sijbren de Jong. Turkish Stream Natural Gas Pipeline Deal Signed – But Obstacles Remain // Royal United Services Institute (RUSI), 24.10.2016. Интернет-ресурс. URL: https://rusi.org/commentary/turkish-stream-natural-gas-pipeline-deal-signed-%E2%80%93-obstacles-remain#.WA4kPxesbCw.twitter [19]