О ситуации с проектом газопровода «Турецкий поток». Часть 1

На днях поступила информация о том, что 8 декабря с.г. в Амстердаме компания South Stream Transport подписала контракт с компанией Allseas Group на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток»[i] с опционом на укладку второй нитки.

 

Для справки: «Турецкий поток» пройдет по дну Черного моря в Турцию. Мощность двух ниток составляет по 15,75 млрд куб. м газа каждая. Первая нитка требуется для поставок сырья на турецкий рынок, вторая — в страны Южной и Юго-Восточной Европы.

 

Согласно контракту Аllseas Group должна уложить по морскому дну более 900 км трубы «Турецкого потока». Для этого планируется использовать крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit, оснащенное шестью установками для сварки и нанесения покрытия.

Одна нитка будет состоять более чем из 75 тыс. труб длиной 12 м каждая. Большая часть труб уже находится в болгарских портах Бургас и Варна. По информации источников в компании South Stream Transport, труб на складе достаточно для строительства первой нитки.

Как ожидается, Allseas Group приступит к укладке во втором полугодии 2017 года. Завершить строительство обеих ниток компания намерена до конца 2019 года.

Напомним, что Allseas Group должна была строить вторую нитку газопровода «Южный поток» (на смену которому и пришел «Турецкий поток»), контракт с ней был подписан в 2014 году. В отличие от договора с итальянской компанией Saipem на строительство первой нитки контракт не был расторгнут после отмены «Южного потока», а был адаптирован, чтобы можно было работать по «Турецкому потоку».

При этом финансировать строительство морской части газопровода «Газпром» будет самостоятельно.

В 2016 году концерн планирует потратить на проект 23,5 млрд руб. По некоторым оценкам, строительство всей морской части может обойтись российской компании примерно в 5–7 млрд долларов, если она профинансирует проект самостоятельно.

В ноябре с.г. стало известно, что «Газпром» несколько увеличил ту часть инвестиционной программы на текущий год, которая относится к трубопроводам. К запланированным инвестициям в сфере транспорта газа были добавлены вложения в «Турецкий поток».

При этом в прежнюю версию инвестиционной программы на 2016 год газопровод «Турецкий поток» не входил.

Напомним, что подписание межправительственного соглашения по проекту состоялось в октябре с.г. в Стамбуле[ii].

Примечательно, что Турция, которая в прошлом году не спешила с процессом юридического обеспечения реализации проекта, на этот раз не стала откладывать дело в долгий ящик и недавно ратифицировала соглашение.

Напомним, что переговоры по проекту, анонсированному сторонами в 2014 году, были приостановлены вследствие политических разногласий между Москвой и Анкарой. Однако в августе с.г. по итогам встречи глав государств проект получил второе дыхание, и работа по «Турецкому потоку» была возобновлена.

Турецкий парламент принял почти единодушное решение: за документ проголосовали 210 депутатов, против выступили 7, а 6 парламентариев воздержались.

В конце ноября с.г. межправительственное соглашение было одобрено комиссией по внешним связям парламента Турции.

В декабре с.г. президент Турции Р.Т.Эрдоган подписал закон о ратификации соглашения с Россией по проекту строительства газопровода «Турецкий поток» (Закон 6765).

Решение главы государства опубликовано в официальном издании Resmi Gazete. Таким образом, закон вступил в силу.

Стоит отметить, что Анкара считает проект «Турецкий поток» важным для энергетический политики страны. Власти не исключают, что работы по прокладке газотранспортной магистрали начнутся в начале следующего года.

С российской стороны документ проходит согласование в правительстве. Ожидается, что Государственная Дума России может ратифицировать его в ближайшее время.

У российских парламентариев еще остается ряд вопросов, связанных с проектом строительства газопровода «Турецкий поток». Планируется провести специальные парламентские слушания по этому вопросу.

Следует обратить особое внимание на то, что строительство второй нитки трубопровода вызывает у России вопросы. Государство вполне обоснованно опасается, что проект может повторить судьбу «Южного потока», ход которому так и не дал Европейский союз.

Как ранее подчеркнул министр иностранных дел России С.В.Лавров, после неудач с «Южным потоком» российская сторона ждет документально подтвержденную гарантию реализации нового проекта от Европы и лишь на таких условиях готова тянуть трубопровод в европейском направлении.

В свою очередь, министр энергетики России А.В.Новак ранее информировал, что все разрешительные документы по «Турецкому потоку» уже получены, а строительство газовой магистрали завершится в конце 2019 года. Старт работ запланирован на начало 2017 года.

По итогам недавнего официального визита премьер-министра Турции Б.Йылдырыма в Россию председатель российского правительства Д.А.Медведев подтвердил, что российская сторона скоро ратифицирует соглашение с Турцией о строительстве газопровода «Турецкий поток».

Во время переговоров с Б.Йылдырымом спикер Совета Федерации России В.И.Матвиенко выразила надежду на укрепление диалога с парламентом Турции. По ее словам, сенаторы могли бы содействовать региональному сотрудничеству стран, мрачная страница в отношениях которых перевернута.

 

Для справки: в ноябре 2015 года турецкие истребители сбили российский бомбардировщик Су-24, который осуществлял военную операцию в небе над Сирией. В результате погиб российский пилот.

Анкара утверждала, что самолет нарушил турецкое воздушное пространство, но Москва обвинения отрицала. Инцидент привел к затяжному кризису в отношениях двух государств с заморозкой политических контактов и экономическими санкциями.

 

Примечательно, что, по информации турецкого министра энергетики и природных ресурсов Б.Албайрака, профильные ведомства Турции и России прорабатывают новый порядок расчетов при торговле энергоносителями, которые будут осуществляться в национальной валюте.

Выступая в парламенте, он заявил, что Турция начинает новую эру в энергетической политике и будет производить расчеты со странами, где сосредоточены большие объемы энергоносителей, в национальной валюте.

Министр также отметил, что первый шаг будет сделан в торговых отношениях с Россией, над чем уже работают заинтересованные ведомства.

Он опроверг утверждения о том, что реализация проекта газопровода «Турецкий поток» увеличит зависимость турецкого государства от российского «голубого топлива».

Напротив, по мнению Б.Албайрака, Турция станет важным региональным центром, через который газ будет поступать в третьи страны.

По итогам визита в Россию Б.Йылдырым заявил, что центральные банки обеих стран начали работу над техническими вопросами перехода на национальные валюты во взаимной торговле.

Говоря о механизме взаиморасчетов в рублях и лирах, нельзя не отметить риски, которые могут возникнуть у обоих из-за отказа от долларовых расчетов.

Не стоит забывать, что ни российская, ни турецкая национальные валюты не являются резервными валютами, потому что слишком подвержены курсовой волатильности.

В этой связи нет четкой ясности относительно того, каким образом считать цену контрактов.

Как следствие, нельзя исключать сценарий, при котором цена все равно будет в той или иной степени формироваться вокруг эквивалента в долларах или евро.

В экспертной среде вполне справедливо отмечено, что расчеты с Турцией в рублях и лирах краткосрочно невыгодны с экономической точки зрения, так как рубль не стал еще свободно конвертируемой валютой.

Задача сделать его такой валютой поставлена, и ее надо решать, поэтому чем больше будет подобных инициатив, тем быстрее цель будет достигнута.

Однако аналитики предупреждают, что для России такой переход будет менее выгодным, чем для Турции. Почему?

Лира стремительно обесценивается по отношению к доллару. За последний месяц турецкая валюта потеряла более 10% по отношению к доллару. Чуть ли не каждый день курс лиры к доллару обновляет исторические минимумы.

В свою очередь, рубль укрепляется по отношению к турецкой лире. Для российского экспорта в Турцию это препятствие, а для турецкого импорта – благоприятная возможность.

«Я предложил президенту России Владимиру Путину заниматься торговлей в национальных валютах. Мы будем платить рублями за все, что покупаем у вас. А вы платите нам в лирах»[iii], – в начале декабря с.г. сообщил Р.Т.Эрдоган, выступая на церемонии открытия торгового центра в Стамбуле.

Президент России В.В.Путин, который провел переговоры с турецким премьер-министром, отметил следующее: «Мне приятно отметить, что мы восстанавливаем отношения практически по всем направлениям нашего взаимодействия»[iv].

По словам главы государства, в силу целого ряда обстоятельств у России и Турции произошло серьезное падение товарооборота, и хочется надеяться, что в ходе этого визита можно будет предпринять энергичные усилия для того, чтобы переломить эту негативную ситуацию.

«Прошу вас передать привет и пожелания благополучия президенту. Благодарны за то, что он подписал закон о ратификации нашего соглашения по «Турецкому потоку». Это только один из крупных проектов, которые мы планируем реализовать»[v], – подчеркнул В.В.Путин.

Как ранее отметил глава «Газпрома» А.Б.Миллер, реализация проекта строительства газопровода Poseidon может стать одним из вариантов продолжения газопровода «Турецкий поток».

Есть, кстати, и другие проекты, которые могут идти в связке с «Турецким потоком».

Пока же активными темпами завершается технико-экономическое обоснование точек входа «Турецкого потока» на территорию Европейского союза.

Не так давно А.Б.Миллер встретился с генеральным управляющим итальянской энергетической компании Eni К.Дескальци, и с которым обсудил различные варианты инфраструктурных решений для поставок российского «голубого топлива» в европейские страны, в частности на итальянский рынок по южному маршруту.

[i]См. о проекте подробнее: Касаев Э.О. «Турецкий поток»: итоги переговоров двух президентов // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 18.08.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=29613 ; Касаев Э.О. «Турецкий поток»: мнения постсоветских политиков и экспертов // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 19.08.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=29624 ; Касаев Э.О. «Турецкий поток»: интересы Ирана и Азербайджана // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 20.08.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=29630 ; Касаев Э.О. Российско-турецкое соглашение по газопроводу «Турецкий поток»: реакция зарубежной прессы // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 16.10.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30344

[ii]См. подробнее: Касаев Э.О. Размышления после подписания межправсоглашения по «Турецкому потоку». Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 14.10.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30303 ; Касаев Э.О. Размышления после подписания межправсоглашения по «Турецкому потоку». Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 15.10.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30324

[iii]Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах // РИА Новости, 03.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161203/1482775449.html

[iv]Встреча с Премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом // Официальный сайт президента России, 06.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53424

[v]Там же.

52.33MB | MySQL:103 | 0,506sec