Оценка президентом курдской автономии М.Барзани федерального закона о бюджете Ирака на 2017 г.

«Практикой, направленной на удушение народа Курдистана голодом», — так охарактеризовал президент курдской автономии Масуд Барзани новый бюджет Ирака на 2017 г.  Он также напомнил об оценке руководством региона тех положений бюджета, которые относятся к обеспечению финансовыми средствами курдского ополчения пешмерга,  и которые восприняты, «как растяжимые, не ясные и оставляющие возможность для широкой трактовки и манипуляций».

«Мы не впервые сталкиваемся с созданием проблем той же пешмерга. Подобная практика бытует в отношении выполнения финансовых обязательств центра перед нами примерно с 2005 года.  Это весьма определенно характеризует то правящее крыло в иракском руководстве, которое предпочло выбрать практику удушения народа Курдистана голодом,  а также тех, кто выступили за исключение долю региона из бюджета и предложили это в качестве решения. Все они в равной степени оказались неспособны решать проблемы народа Курдистана, — заключает М.Барзани.

Комментируя попытки ряда курдских парламентариев в федеральном парламенте найти компромиссное решение проблеме доли региона в бюджете и финансирования ополчения, М.Барзани заявил, что, по его мнению, следовало бы чтобы члены парламентский фракций – курды, объединили свои усилия с правительством региона для тщательного изучения этого вопроса. С тем чтобы сам закон, те его пункты, которые будут согласованы, служили бы интересам народа Курдистана и создали основу для соглашения о получении больших доходов, а не приносили бы вред интересам региона. Если, например, факты, того, на что бы согласились парламентарии во вред Курдистану, станут известны, их следует незамедлительно предать огласке народу и положить конец политическим манипуляциям вокруг бюджета и выручки, причитающейся курдской автономии.

Ранее, парламент Ирака утвердил закон о бюджете, выделив финансирование для отрядов пешмерга, как части сухопутных федеральных войск, составной части системы безопасности государства. Жалование для бойцов ополчения будет выплачиваться согласно графикам, согласованным с Главным командованием ВС Ирака и Министерством по делам пешмерга. Самому региону предусмотрено выделение 17% от доходной части бюджета страны взамен ежедневной поставки 55 тысяч баррелей нефти добываемой на месторождениях региона и в районе Киркука.

Против заложенных объемов зарплаты выступают многие политики Ирака, в том числе, и арабы, и курды. Противоречия ведут свой отсчет с 2014 года, когда центральный бюджет перестал перечислять средства в регион на основании того, что тот перестал перечислять в центр средства, вырученные от продажи нефти на экспорт. Впервые об этом тогда заявил лично М.Барзани и курдские средства массовой информации, подконтрольные в большинстве правящей Демократической партии Курдистана (ДПК) под руководством самого М.Барзани, призвавшие курдов выйти на улицы, и протестовать против тогдашнего правительства Нури аль-Малики. Тогда звучали слова о проявления блокады и голода, в первую очередь пострадали простые люди и наименее обеспеченные слои населения, а Н.аль-Малики называли, «он — еще хуже, чем Саддам Хусейн», особенно после того, как степень обострения ситуации и истощения достигла в некоторых курдских районах того, что творилось во времена военного вмешательства С. Хусейна в регионе.

Существующая сегодня в Ираке система предусматривает два вида служащих: федеральных и местных. Местные, которых большинство в Иракском Курдистане, получают заработную плату из бюджета автономии. Он формируется из местных сборов и налогов плюс, трансфер из центрального бюджета в размере, установленном пропорционально доле региона в общем бюджете страны. После того как в Эрбиле решили самостоятельно распоряжаться доходами от экспортной нефтяной выручки, перечисления из центра также прекратились. В этой связи Эрбиль оказался не в состоянии обеспечить местных бюджетников, тогда как служащие федерального подчинения, например, сотрудники федеральной полиции, продолжили получать жалование напрямую из Багдада.

В сложившейся ситуации некоторые политики в Багдаде решили воспользоваться теми дивидендами, которые предоставляет появившийся повод приостановить перечисления в регион. Средства можно временно пустить на другие нужды. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что Эрбиль сам виноват в кризисе, поскольку речь идет об обеспечении именно местного бюджета и выплат именно региональным бюджетникам.  Можно, конечно, обвинять Багдад в «централизованном удушении» служащих региона, но не мешало бы разобраться, а какое он имеет к ним вообще отношение? М.Барзани уже не в первый раз искусно перенаправляет вектор недовольства на федеральный центр, отвлекая внимание от многочисленных местных проблем: внутрикурдских разногласий, засилья коррупции в регионе, контрабандной торговли нефтью и др., к чему, по мнению многих экспертов, прямое отношение имеет семья президента курдской автономии. Куда деваются средства от продажи нефти через Турцию? Тот же Иран? Быть может руководству региона следует поискать источник для выплат среди них – задаются вопросом критики позиции курдского руководства по вопросу бюджета.

Болезненная проблема финансовых взаимоотношений между Багдадом и Эрбилем не нова и является составной частью общего стратегического противоречия, порожденного политикой США, разрушивших в 2003 году тот Ирак, в составе которого курдская автономия выглядела вполне гармонично и, к слову, жила вполне сносно. Регион развивался, строились дороги, учебные заведения, больницы. В сравнении с тем, что творилось в отношении курдских меньшинств в те же времена в соседних странах, то о какой автономии курды могли помыслить в том же Иране, в Сирии или в Турции? Их там просто и без затей расстреливали при первом же поводе, и если обстоятельства подавления С. Хусейном волнений в курдской автономии стали шире известны общественности, чем то, что творилось в той же Турции, или в Иране, это вовсе не означает, что при нем курды в Ираке были совсем забитой и угнетаемой частью населения. Таковы были обстоятельства тех трагических событий в том конкретном историческом контексте, чтобы сейчас не говорили некоторые любители выставлять одну сторону «исчадьем ада», а другую – «невинной жертвой» или борцами за свободу». К чему приводят такие манипуляции мы убедились и на примере Ливии, и Сирии, и собственно, в самого Ираке, где многие с сожалением вспоминают о прежнем режиме, несмотря на все его издержки.  Другое дело, что впервые за сотни лет получив шанс на создание своего государства, курды сталкиваются на этом пути с многочисленными проблемами и противодействием системных обстоятельств самого разного толка. Резкие оценки обстановки, критика оппонентов, лицемерие и провокации, инсинуации и преувеличения – вот, к сожалению, набор  основных политических приемов повседневного использования и в Багдаде, и в Эрбиле. Резкая критика М. арзани бюджета в этой ситуации, по нашей оценке, весьма конъюнктурна, и, как только ситуация потребует, стороны быстро придут к компромиссу, как уже бывало и в прошлом, и в позапрошлом году. Найдутся и средства, сменится и тон комментариев. Но главная проблема —  остаться Ираку единым, или распасться, при этом решена не будет и подобными способами, и отношением ее не решить.

52.3MB | MySQL:103 | 0,497sec