Размышления после подписания межправсоглашения по «Турецкому потоку». Часть 2

В Части 1 подробно проанализированы положения межправительственного соглашения по газопроводу «Турецкий поток», подписанного профильными министрами России и Турции 10 октября с.г. в ходе Всемирного энергетического конгресса (10–13 октября с.г., Стамбул), а также приведены заявления некоторых должностных лиц.

 Скидка на газ

В Стамбуле президент России В.В.Путин отметил, что стороны предварительно договорились о снижении скидки на газ в рамках «Турецкого потока». Касаясь вопроса о скидке на отечественный газ, министр энергетики России А.В.Новак заявил, что «Газпрому» уже дано поручение подготовить конкретное предложение. Аналогичное поручение, по словам российского министра, было дано турецким правительством компании Botas.

При этом глава ведомства подчеркнул, что подписание межправсоглашения по «Турецкому потоку» и предоставление скидки между собой не связаны, поскольку это две разные вещи.

Для справки: в октябре 2015 года Министерство энергетики Турции заявило о подаче иска в арбитражный суд Стокгольма с требованием о снижении цены российского газа. Речь идет о ретроактивном пересмотре контракта турецкой государственной компании Botas и российского «Газпром экспорта» с декабря 2014 года.

В Турции, помимо государственной Botas, газ из России импортируют частные компании, такие как Enerco Enerji, Avrasya gaz и Akfel gas (все три входят в Akfel Holding), Bosphorus gas, Shell Turkey, Bati Hatti и Kibar Enerji. В конце апреля 2015 года «Газпром» договорился с этими компаниями о предоставлении им скидки на газ задним числом (с 1 января 2015 года). Сообщалось, что она составила 10,25%.

Однако в начале марта с.г. компания Enerco enerji заявила, что «Газпром экспорт» потребовал повысить цену, по которым частные турецкие импортеры закупают российское сырье.

В апреле с.г. «Газпром экспорт» сообщил, что компания и частные турецкие газовые компании урегулировали все спорные вопросы по поводу ценообразования.

Отрадно, что на этот раз Москва не допустила прежней халатности и, поступив совершенно обоснованно и мудро, не стала авансом предоставлять турецким клиентам скидку на «голубое топливо».

По глубокому убеждению автора, Турция – ненадежный партнер. Президент страны Р.Т.Эрдоган может вновь «выстрелить» в спину Москве, в одностороннем порядке нарушив условия межправсоглашения. Подписать межправительственное соглашение с Турцией – это первый и ключевой шаг. Далее необходимо добиться того, чтобы финансовые риски не легли целиком и полностью на плечи «Газпрома». Если турецкий президент не откажется от своих слов и финансирование оговоренной в межправсоглашении «совместного» участка трубопровода будет осуществлено в равных долях, то риски для российской стороны будут вполовину меньше.

Не исключен сценарий, при котором Анкара будет давить на Москву и постоянно требовать больших скидок на газ во время строительства трубопровода. Однако «Газпрому» не следует «прогибаться» и предоставлять щедрые дисконты, пока магистраль не будет введена в строй.

В средствах массовой информации появилась информация о том, что Турция может получить от России скидку на контрактные поставки «голубого топлива» в обмен на закупку дополнительных 2 млрд куб. м газа в год. Эти объемы могут быть поставлены по Трансбалканскому газопроводу, который проходит через Украину, Румынию и Болгарию. Однако справедливо указано, что такой прирост объемов экспорта лишь частично сократит потери «Газпрома» от предоставления скидки.

В свою очередь, А.Б.Миллер заявил, что скидка на российский газ для турецкой государственной компании Botas будет увязана с объемами его поставок на турецкий рынок. При этом он подчеркнул, что и текущая цена очень конкурентоспособна.

Для справки: годовой контрактный объем поставок «Газпрома» в Турцию выбирается почти полностью. В 2015 году Россия экспортировала турецким компаниям 27 млрд куб. м газа из возможных 28 млрд куб. м.

Эти объемы распределяются следующим образом:

  • 12 млрд куб. м по Трансбалканскому газопроводу (2 млрд куб м законтрактованы Botas, 10 млрд куб. м – частными импортерами);
  • около 16 млрд куб. м по газопроводу «Голубой поток» через Черное море предназначены Botas.

Если возникнет необходимость интенсифицировать российских экспорт, то речь может идти о расширении контракта Botas и «Газпрома» на поставку сырья именно по Трансбалканскому газопроводу. Ведь «Голубой поток» задействован на полную мощность.

Как представляется, Турция охотно пойдет на увеличение закупок российского газа, не дожидаясь ввода в эксплуатацию «Турецкого потока». Почему?

Турецкий рынок газа стремительно растет, российское сырье уже занимает на нем более 55%. В последние годы государство серьезно увеличило энергопотребление, а Азербайджан и Иран, наряду с Россией поставляющие на турецкий рынок «голубое топливо», не в силах оперативно увеличить объемы продаж выше ранее законтрактованных.

Более того, сейчас поставлена под сомнение способность Азербайджана обеспечить даже контрактный объем поставок в Турцию (6,6 млрд куб. м в год), особенно зимой. Дело в том, что азербайджанская газодобыча сокращается, а перспективы ввода новых месторождений весьма туманны.

По данным компании BP, в 2015 году закавказское государство поставило турецким потребителям лишь 5,3 млрд куб. м сырья.

 СПГ не конкурент «Турецкому потоку»

Возможен, конечно, вариант с покупкой сжиженного природного газа (СПГ). Однако сырье, доставляемое морским путем, обойдется Турции гораздо дороже трубопроводного.

Большую часть СПГ к турецким берегам доставляют не катарские суда, как ошибочно заявляют некоторые аналитики, а танкеры-газовозы, плывущие из Алжира.

Список поставщиков СПГ в Турцию по итогам 2015 года выглядит так:

  • Алжир (3,8 млрд куб. м);
  • Катар (1,7 млрд куб. м);
  • Нигерия (1,5 млрд куб. м);
  • страны Европы (0,3 млрд куб. м);
  • Тринидад и Тобаго (0,2 млрд куб. м).

Напомним, что в конце 2015 года во время официального визита Р.Т.Эрдогана в Катар Анкара подписала с Дохой соглашение на поставку СПГ.

Любопытно, что подписанный документ открывает долгосрочную перспективу поставкам катарского сырья на турецкий рынок. Ранее они осуществлялись на основе краткосрочных контрактов между турецкой национальной компанией Botas и катарской государственной компанией Qatar Gas.

Несмотря на прошлогоднюю риторику турецкого президента по поводу того, что Турции под силу заместить поставки российского «голубого топлива» с помощью импортного СПГ, реализовать этот сценарий не представляется возможным.

Имеющиеся в Турции мощности для регазификации и хранения СПГ, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), не превышают 14 млрд куб. м в год и 3 млрд куб. м соответственно.

Кстати, выступая в Стамбуле, В.В.Путин отметил: «Масштабный рост производства сжиженного природного газа ведет к тому, что впервые в истории газовый рынок становится по-настоящему глобальным. Стремительно расширяется сопутствующая инфраструктура. По прогнозам, уже через 10 лет объемы торговли СПГ превысят традиционные поставки газа по трубопроводным системам».

По мнению автора, России все равно выгодно прокладывать трубопроводы, так как затраты на строительство мощностей по производству СПГ, его транспортировки и регазификации сырья весьма высоки. Российская индустрия СПГ на 85–95% зависит от импортной составляющей, и в условиях сохраняющихся санкций расширение производства СПГ у нас маловероятно. Как следствие, ввод в строй всех планировавшихся заводов по производству СПГ находится под большим вопросом.

Позиция Европейской комиссии

После встречи с А.В.Новаком на Всемирном энергетическом конгрессе вице-президент Еврокомиссии по Энергетическому союзу М.Шефчович заявил, что Еврокомиссия (главный регулятор единого рынка Европейского союза) не говорит окончательного «нет» возможности получения газа из России через будущий «Турецкий поток».

«Мы (А.В.Новак и М.Шефчович –авт.) не зашли настолько далеко, у нас была предварительная дискуссия. Нам необходимо будет проанализировать эту тему. Очень важно для нас оценить все потребности в газе в Европе. У нас есть свой прогноз, что спрос в Евросоюзе может быть между 380–450 млрд куб. м в 2030 году. Вопрос еще и, конечно же, в том, какой вариант получения газа будет наиболее коммерчески целесообразным», – подчеркнул европейский чиновник.

Следует отметить, что М.Шефчович по-прежнему настаивает на сохранении транзита российского газа через Украину.

В ст. 6, ч. 3, п. а, б межправсоглашения закреплен срок, до которого должны быть построены и введены в эксплуатацию обе морские нитки «Турецкого потока». Это 30 декабря 2019 года.

Символично, что тогда же истекает 10-летний контракт на транзит российского газа через Украину.

«Я объяснил, насколько важно для Евросоюза сохранить транзит газа через Украину и после 2019 года, так как это и вопрос нашей энергетической безопасности. В течение многих десятилетий этот путь был основным транзитным маршрутом. Он коммерчески жизнеспособен, поэтому он должен быть сохранен после 2019 года», – заявил М.Шефчович.

Для справки: до 2020 года «Газпром» планирует построить, помимо «Турецкого потока», еще и новый трансбалтийский газопровод под названием «Северный поток–2».

Вместе они сведут к минимуму значимость транспортировки российского газа через Украину. Поэтому заключение с Киевом нового транзитного контракта под большим вопросом.

Как заявил в июне с.г. глава «Газпрома» А.Б.Миллер, в случае подписания нового договора Украина начиная с 2020 года сможет рассчитывать на прокачку 10–15 млрд кубометров российского газа в год.

По мнению вице-президента Еврокомиссии, преждевременно делать какие-то выводы относительно перспектив «Турецкого потока».

«Межправительственное соглашение было только-только подписано между Турцией и Россией. “Южный газовый коридор” был в течение длительного времени нашим ключевым проектом в этом регионе», – отметил Шефчович.

Однако, как справедливо полагает глава консорциума TANAP С.Дюзйол, «Турецкий поток» не конкурент проекту Трансанатолийского трубопровода. По его словам, TANAP имеет два договора по транспортировке природного газа на 15 лет, что будет давать стабильный доход.

С.Дюзйол отметил, что «Турецкий поток» не дает таких гарантий и выгод, как TANAP, открывающий новый маршрут транспортировки «голубого топлива» в Турцию и Европу, и способствующий диверсификации энергетических источников, что сегодня больше всего волнует европейских политиков.

По его информации, началу лета 2018 года планируется запуск первой очереди по TANAP в Турцию с выходом в городе Эскишехир.

«На сегодня консорциум подписал договоры на сумму более 5 млрд долларов. На строительство уже потрачены 3 млрд долларов. На строительстве трубопровода работают 8 тыс. человек», – заявил С.Дюзйол, при этом отметив, что после строительства TANAP Азербайджан будет вторым по объемам прокачки газа поставщиком на рынок Турции, опередив Иран.

***

Проведенный анализ позволяет прийти к важным выводам.

Первое. Россия сделала серьезный шаг на пути нормализации политико-экономических отношений с Турцией, подписав межправительственное соглашение по газопроводу «Турецкий поток», а также частично снизила логистические риски, возникающие при транзите отечественного «голубого топлива» через территорию Украины европейским потребителям. Ведь в перспективе через новую магистраль можно будет поставлять в Европу часть тех объемов сырья, которые идут по Трансбалканскому трубопроводу.

Второе. Турецкой стороне нельзя давать доверять полностью, так как Анкара может «подставить» Россию, уклоняясь от добросовестного выполнения прописанных обязательств. Во избежание различных «выкрутасов» со стороны Турции, «Газпрому» следует не спешить с предоставлением дальнейших дисконтов на покупку углеводородов по первому требованию турецких партнеров, а, наоборот, по возможности стараться не опускать цену энергоносителей ниже комфортного для себя уровня.

Третье. Российской компании целесообразно привлечь иностранных партнеров (по примеру ранее действовавшего консорциума по «Южному потоку» South Stream Transport, который должен был строить морской участок трубы) к реализации масштабного, стратегически важного, дорогостоящего газотранспортного проекта. Это поможет «Газпрому» частично минимизировать финансовые риски в нынешней ситуации невысоких цен на углеводороды.

52.29MB | MySQL:103 | 0,490sec