Китайско-пакистанский экономический коридор: перспективы и вызовы

Соглашение о Китайско-пакистанском экономическом  коридоре  (КПЭК) было подписано  в марте 2015 г. Его реализация стала возможной благодаря  сопряжению нескольких составляющих:

— давних экономических, финансовых, военных и иных отношений  между Пакистаном и Китаем, которые в последние годы вышли на уровень стратегических;

—  предоставлению Пакистаном своей территории как ответ на  запрос Китая  обеспечить системные интересы Поднебесной, в первую очередь, для решения  насущных проблем развития экономики, в частности западных провинций, Синьцзян-Уйгурского автономного района.  Логистическая поддержка Пакистана предоставляет Китаю возможность    выхода:

—  к  теплым водам Ормузского пролива и далее  к углеводородным рынкам стран Персидского залива и Африки;

— короткий в два с половиной  раза в сравнении с действующим в настоящее время маршрутом к  странам  Центральной Азии, Ирану и далее в сторону Каспийского бассейна и европейским  государствам

Во внутренней политике Пакистан добился определенных  успехов в широкомасштабной антитеррористической военной операции  федеральной армии. Кампания официально  стартовала в июне 2014 г., и к моменту подписания  соглашения по КПЭК уже  продемонстрировала успехи по выдворению боевиков с территории страны.

В 2015 году китайская сторона сделала максимально конкретное предложение Исламабаду  о состыковке стратегии развития двух стран. КНР намерена в приоритетном порядке продвигать с Пакистаном проекты в области инфраструктуры и транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, планирует расширять сотрудничество в таких сферах, как железные дороги, автомагистрали, металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, инжиниринг, высокие технологии и охрана окружающей среды. Также важно в первую очередь стимулировать сотрудничество в сфере энергоресурсов и финансов. КНР готова полноценно использовать взаимодополняемые преимущества двух стран в энергетической области с целью построения долгосрочного, стабильного стратегического сотрудничества».  Общая сумма китайских инвестиций в проект КПЭК составила 46 млрд  долларов.

     Согласно подсчетам пакистанских экспертов, его реализация будет способствовать повышению ВВП страны свыше 3-х процентов.  Иными словами,  стратегическая инициатива Китая выступает своего рода локомотивом для  экономического роста соседней страны и будет способствовать   ее социально-экономическому развитию. Планируется, что проект будет реализован в течении пятнадцати лет.

Но следует подчеркнуть, что  ряд объектов, которые в настоящее время включены в КПЭК, уже  введены  в эксплуатацию или в ближайшее время будут введены.  Например, еще в 2007 г. Пакистан и Китай  подписали соглашение  об инвестировании 280 млн долларов в строительство  глубоководного порта Гвадар. Первые причалы были введены в операционную деятельность в 2012 г.   Согласно пакистанским СМИ порт Гвадар с разрешения военных властей Пакистана в последние годы используется как военно-морская база китайских ВМС.

Следующим  объектом, действующим на протяжении нескольких десятилетий является  Каракорумское шоссе.

Строительство и ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов требует колоссальных энергозатрат. Учитывая, что на протяжении последних двух десятилетий Пакистан сталкивается с острой нехваткой  энергоресурсов, китайская сторона  вкладывает инвестиции в приоритетном порядке в энергетические объекты КПЭК, выделив большую часть финансов,   33.8 млрд долларов из общей суммы в 46 млрд долларов.  Строительство части энергетических объектов планируется завершить к декабрю 2017 г., таким образом,  к  началу 2018 г. около 10 000 мегаватт электроэнергии  дополнительно поступит  в энергосистему Пакистана.

Еще в ноябре 2015 г.   был одобрен  маршрут «единого коридора», который берет начало на китайской территории в районе города Кашгар, далее пересекает территорию Пакистана, заканчивая свою сухопутную часть в порту Гвадар на побережье Ормузского пролива.  Именно здесь начато строительство 870-километрового участка дороги , которая и соединит Кашгар с Гвадаром. Параллельно  строительству скоростной автомагистрали  планируется прокладка оптико-волоконной  связи, а в перспективе железнодорожной и / или трубопровода.

Помимо основного маршрута КПЭК имеет несколько участков. Например,  участок  Бурхан — Дера Исмаил Хан – Кветта — Сораб ставит целью обеспечить столь необходимую связь между основными  транспортно-пропускными узлами  КПЭК в северо-западных районах  Пакистана.   Значительная часть   проекта пролегает по территории Белуджистана, западной провинции страны.

Начало строительства КПЭК берет в Гилгит-Балтистане,  административной территории Пакистана, граничащей с Китаем.  Технико-экономическое обоснование  этого участка дороги  включало  прокладку тоннелей, ремонтные работы, восстановление части  Каракорумского шоссе, поврежденной  в результате затопления и оползней в январе 2011 г.; строительство шоссейных  дорог и прокладка железнодорожных  путей.  Планировалось, что часть объектов должны быть завершены к середине 2016 г., но в силу ряда причин часть участков основной автомагистрали в настоящее время находятся в стадии строительства.

В Пакистане обсуждении какого-либо проекта – шумное многомесячное мероприятие, а обсуждение такого масштабного проекта как КПЭК грозило занять все пятнадцать лет, отпущенные для его реализации. Точку обычно ставит заявление посольства КНР в Пакистане. В 2015 г., в лимитированные временные рамки провинциальным и федеральным властям удалось преодолеть многоуровневые разногласия: между администрациями провинций, провинциями и центром, а также между политическими партиями, гражданской администрацией и военным истеблишментом. И на сегодняшний день можно констатировать, что достигнут национальный консенсус и КПЭК обещает стать  своего рода  объединяющим  социальным проектом.

Подготовительная работа, разработка технико-экономического обоснования проекта велась в течение трех лет. В августе 2016 г.  КПЭК вступил в стадию  реализации.

Особенностью КПЭК является то, что строительство  основных крупных объектов инфраструктуры  ведет дорожно-строительные подразделения пакистанской армии или  бизнес–структуры, афиллированные с ней, в частности кампания Frontier work organization.  Это свидетельствует о дальнейшем укреплении позиций  военного истеблишмента  в реализации внутренней и внешней политики страны.

Успехи  пакистано-китайского экономического сотрудничества, реализация ряда проектов привлекли внимание инвесторов из разных регионов, включая Европу, США, Японию и  страны Ближнего Востока.

Автор долго и часто беседовала с пакистанцами в Карачи  о проекте КПЭК.  Они открыто  идут на разговор, и с большим воодушевлением  подчеркивают  выгоды проекта и в целом значимость пакистано-китайских отношений, постоянно повторяя слова генерала Р.Шарифа, начальника штаба Сухопутных войск, что КПЭК – «game changer» (фактор меняющий развитие ситуации).  Никто этого не отрицает.  Но создается впечатление, что сами пакистанцы ждут  нерукотворного чуда, которое  материализуется  и принесет им дополнительные рабочие места, повышение уровня социальных выплат, готовые транспортные развязки, оптико-волоконную связь, покрывающую территорию всей страны, инфраструктурное обустройство выжженной пустыни в Белуджистане и т.д.

40.76MB | MySQL:66 | 1,258sec