Перспективы турецко-израильского энергетического диалога

Отношения с Турецкой Республикой продолжают составлять одну из приоритетных актуальных внешнеполитических задач для Израиля. После периода согласований, позволившего сторонам прийти к компромиссу по наиболее болезненным для них вопросам двусторонних отношений, оба государства перешли к стадии заключения фактических договоренностей, позволяющих сделать устанавливающиеся вновь связи более тесными. Важным моментом на данном направлении стали переговоры между министром энергетики и водных ресурсов Израиля Ю.Штайницем и его турецким контрпартнером Б.Албайраком, состоявшиеся 13 октября 2016 г. Площадкой для них стал 23-й Всемирный энергетический конгресс, проводившийся в Стамбуле 9-13 октября 2016 г.

Стоит отметить, что указанные переговоры стали одним из самых ожидаемых событий последнего времени для израильских СМИ, испытывающих некое информационное затишье в связи с праздниками. Во многом такой интерес был обусловлен тем, что переговоры Ю.Штайница с турецким коллегой явились первым случаем общения представителей высших эшелонов властей государств за долгий период охлаждения отношений, последовавший после инцидента с судном «Мави Мармара» в 2010 г. Как следствие, сам факт встречи, независимо от того, приведет ли он к достижению каких-либо значимых договоренностей или нет, уже явился своего рода сигналом готовности Израиля и Турции действительно идти по пути нормализации, несмотря на наличие определенных разногласий и трансформацию региональных реалий. Примечательно, что израильские СМИ предпринимали попытки обнаружить некий подтекст в переговорах в силу того, что турецкий министр энергетики Б.Албайрак не просто входит в число круга приближенных президента Турции Р.Т.Эрдогана, но и является членом его семьи, приходясь главе государства зятем.

Впрочем, как показали итоги беседы, она была довольно содержательной и позволила достичь договоренностей по взаимодействию в энергетическом секторе. При этом основным акцентом являлась газовая отрасль. По сообщениям Министерства иностранных дел Израиля, одной из центральных тем стала перспектива строительства газопровода, который позволил бы доставлять израильское «голубое топливо» европейским потребителям[i]. Как позднее было уточнено в ходе пресс-конференции, стороны приняли решение начать работу над анализом экономической целесообразности указанного проекта. Эта идея во многом явилась логическим продолжением выступления израильского министра на Конгрессе, посвященного новому облику Средиземноморья и роли Израиля в его формировании. При этом задачи Ю.Штайница на мероприятии в целом и в переговорах с турецким контрпартнером в частности, действительно, отразили широкий спектр проблем, затрагивающих регион. С одной стороны, в разговоре с  Б.Албайраком помимо собственно турецко-израильского потенциала взаимодействия обсуждался и палестинский вопрос, а именно «содействие сектору Газа не в ущерб израильским интересам». При этом было особо подчеркнуто, что Израиль готов рассматривать в качестве одного из направлений будущего сотрудничества турецкое участие в улучшении условии жизни населения сектора. Таким способом страна явно пыталась показать турецкому руководству готовность продолжать искать компромисс на палестинском направлении, которое по-прежнему составляет предмет разногласий. Вместе с тем, Израиль не намерен отказываться от иных инициатив по взаимодействию в данной отрасли с соседями по региону. Здесь, прежде всего, подразумевается взаимодействие с Грецией и Кипром, развивающееся как на двустороннем уровне, так и в трехстороннем формате. Немаловажно и то, что указанные партнеры восприняли турецко-израильское сближение как угрозу уже достигнутым договоренностям.

Наконец, несмотря на направленность встречи двух министров на решение задач в сфере энергетики и экономики, они не смогли обойти стороной и общий вопрос турецко-израильской нормализации. По словам Ю.Штайница, он был «ярым сторонником» сближения государств и считает, что совместные усилия двух министров энергетики станут еще одним компонентом позволяющим восстановить утраченные за годы разногласий связи. Примечательно, что США, сыгравшие важную роль в деле примирения двух государств, и на этот раз оказались своего рода связующим звеном в переговорах двух министров энергетики, поскольку представители израильского и турецкого правительств стали гостями заседания, проведенного аналитическим центром Atlantic Council в рамках Конгресса. Этот факт подчеркивает, что Вашингтон, используя разные механизмы, продолжает пристально следить за государствами, составляющими важные компоненты стратегии США на Ближнем Востоке.

Таким образом, Израиль и Турция продолжают усилия по нормализации своих отношений после длительного периода разногласий, последовавшего за инцидентом 2010 г. При этом израильская сторона в данном вопросе намеревается использовать традиционную для себя тактику сближения в областях, способных принести выгоду и, как следствие, заставляющих государства сохранять диалог, несмотря на политические проблемы. Впрочем, на турецко-израильском направлении такого рода стратегия обладает несколькими существенными особенностями. С одной стороны, имея высокую степень заинтересованности в развитии собственной газовой отрасли, страна может поставить в зависимость от обязательств не столько союзника, сколько себя. С другой стороны, достижение каких-либо существенных договоренностей с Турцией может стать причиной разногласий с Грецией и Кипром. Эти партнеры, пусть и обладают меньшим потенциалов в решении региональных задач, но уже успели доказать свою лояльность к Израилю.

[i] Материалы переговоров приводятся по: Turkiey-Israil iliskilerinde 6 yil sonar bir ilk // Israel Ministry of Foreign Affairs. Consulate General of Istanbul. URL: e.embassies.gov.il/Istanbul/NewsAndEvents/Pages/Energy1013-9722.aspx.

52.18MB | MySQL:103 | 0,482sec