Размышления после подписания межправсоглашения по «Турецкому потоку». Часть 1

В первый день Всемирного энергетического конгресса (10–13 октября с.г., Стамбул) Россия и Турция заключили межправительственное соглашение по проекту газопровода «Турецкий поток».

Соответствующий документ подписали министр энергетики России А.В.Новак и министр энергетики и природных ресурсов Турции Б.Албайрак в присутствии президентов обеих стран В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана соответственно.

После переговоров с главой турецкого государства Путин заявил, что новая газотранспортная магистраль поможет Турции стать региональным энергетическим хабом (распределительным центром).

Турция долгое время стремится получить этот статус. На пути к своей цели Анкара планирует использовать не только мощности «Турецкого потока», но и «Южный газовый коридор», в частности, Трансанатолийский газопровод (TANAP). По словам главы правительства Б.Йылдырыма, строительство TANAP идет полным ходом, и азербайджанский газ пойдет в Турцию уже через 2 года.

 

Для справки: проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу.

По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11  млрд долларов.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции.

Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Стоимость проекта оценивается в 5,6 млрд евро.

Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот документ, отметив, что он полностью соответствует нормам Европейского союза и способствует диверсификации поставок газа в Европе.

 

В свою очередь, Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что Турция собирается создать транзитный коридор для поставок энергоносителей европейским потребителям и намерена это осуществить совместно с Россией.

В пресс-релизе «Газпрома», посвященном подписанию соглашения в Стамбуле, приводятся слова председателя правления компании А.Б.Миллера: «Подписан исключительно важный документ, создана правовая основа для проекта «Турецкий поток». Он значительно повысит надежность газоснабжения Турции, а также южной и юго-восточной Европы».

В свою очередь, по итогам заседания российско-турецкой Межправительственной комиссии в рамках стамбульского конгресса А.В.Новак заявил: «Сначала будут проведены изыскательские работы, подготовлено технико-экономические обоснования, проектно-сметные документации. И после этого начнется укладка трубопровода, и эта работа начнется в 2017 году».

По информации российского министра, переговоры с турецкими партнерами проходят очень конструктивно и все необходимые документы для начала укладки газопровода уже получены. Работы идут по графику, предусмотренному межправительственным соглашением.

«В настоящее время идет конструктивный диалог по получению разрешений, это процесс этапный. В настоящее время все необходимые разрешения для текущей работы выданы. И по мере необходимости получения новых дополнительных разрешений турецкая сторона в соответствии с межправсоглашением будет обеспечивать компании такими разрешениями», – пояснил глава ведомства.

Эти слова подтвердил министр экономики Турции, сопредседатель двусторонней межправкомиссии Н.Зейбекчи. Он также отметил готовность турецкой стороны выдать все необходимые разрешения к началу строительных работ.

Стоит особо подчеркнуть, что в минувшем месяце «Газпром» получил от турецкой стороны несколько разрешительных документов, после чего можно было ожидать скорого подписания основного документа.

Для справки: 7 сентября с.г. было получено первое разрешение, касающееся переоформления разрешения с магистрального газопровода «Южный поток», по которому «Газпром» имел разрешение, на «Турецкий поток».

14 сентября с.г. «Газпром» получил еще одно разрешение на строительство морского участка нового газопровода.

29 сентября с.г. российская компания получила разрешение на проведение изыскательских работ по двум  ниткам морского участка «Турецкого потока» в территориальных водах Турции. 

Ниже автор проанализирует основные положения межправительственного соглашения, проект которого является приложением распоряжения правительства России от 7 октября 2016 года № 2121-р.

 

 

Основные положения межправсоглашения

20-страничный российско-турецкий документ включает 15 статей.

В ст. 1, посвященной используемым в тексте соглашения терминам, закреплено, что новая газопроводная система с максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд куб. м газа в год предусматривает прокладку двух ниток «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб. м газа в год каждая. Обе нитки вместе пройдут из России (от компрессорной станции «Русская» в Краснодарском крае) по дну Черного моря до побережья Турции, а затем разделятся. Одна будет снабжать природным газом турецкий рынок, а вторая протянется по суше до границы с Грецией.

Что касается владения трубопроводами, то в ст. 4 закреплено, что вся морская часть газопровода останется под российским контролем. Сухопутным участком «турецкой» нитки будет владеть местная компания, а «экспортной» – совместное предприятие.

Министр энергетики России А.В.Новак пояснил, что «Газпром» будет строить и владеть морским участком газопровода. Первой ниткой сухопутного участка для доставки газа в Турцию будут распоряжаться турецкие потребители. Для эксплуатации второй нитки, по которой будет осуществляться транзит газа в Европу, Россия и Турция создадут совместное предприятие.

В свою очередь, А.Б.Миллер пояснил, что «Газпром» полностью профинансирует строительство морской части газопровода «Турецкий поток».

«Что касается строительства газотранспортной инфраструктуры для первой нитки, для поставки газа на турецкий рынок от приемного терминала до врезки в газотранспортную систему Турции мощности будут создаваться компанией Botas и будут ею на 100% финансироваться», – отметил А.Б.Миллер.

По информации представителя South Stream Transport (дочернего предприятия «Газпрома», которое отвечает за морскую часть магистрали), бюджет «Турецкого потока» будет определен после того, как закончится проектирование и будут определены условия основных контрактов на строительство обеих ниток трубопровода.

Как полагают в экспертной среде, строительство морской части может обойтись «Газпрому» в лучшем случае примерно в 5–7 млрд долларов при условии, что компания профинансирует проект самостоятельно.

Прокладывать трубу, вероятно, будет швейцарская компания Allseas.

По словам А.Б.Миллера, основные разрешения уже получены, нужно провести морские изыскания на расстоянии 250 км в турецкой экономической зоне и на турецком берегу под приемный терминал.

В ст. 8, ч. 8 документа указано, что «Газпром» или его аффилированная структура заключит с совместным предприятием долгосрочное соглашение на транспортировку газа с условием «транспортируй или плати».

После ввода первой нитки «Газпром» перенаправит в нее объемы газа, которые поставлялись транзитом через Украину по Трансбалканскому газопроводу, следует из ст. 11, ч. 1 документа.

Межправительственное соглашение в ст. 4, ч. 3 и 4 не исключает привлечения других партнеров в совместное предприятие и к строительству морской части проекта.

Не так давно появилась информация о том, итальянский концерн Eni, давний партнер «Газпрома», как оказалось, не заинтересован в строительстве газопровода «Турецкий поток».

С того момента, как Eni собиралась вместе с «Газпромом» строить «Южный поток», прошло много времени, и стратегия итальянской  компании изменилась.

«Мы не компания по транспортировке, и мы больше не занимаемся перекачкой нефти и газа, которые нам не принадлежат. Тогда были другие времена, а теперь все изменилось, изменился рынок, изменились стратегические цели и условия контрактов на долгосрочную перспективу», – пояснил главный управляющий Eni К.Дескальци.

Однако «Турецкий поток» очень интересен французским компаниям.

В ходе визита во Францию А.Б.Миллер встретился с генеральным директором французской компании EDF Ж-Б.Леви. Топ-менеджеры обсудили изменения в структуре газоснабжении Европы, которые произойдут после введения в строй магистрали «Турецкий поток».

Пожалуй, самая заинтересованная в этом газопроводе страна, помимо, собственно, Турции – это Греция.

Афины уже начали осаждать Европейскую комиссию просьбами разрешить строительство Южно-Европейского газопровода, который станет продолжением «Турецкого потока». Причем, как заявил министр окружающей среды и энергетики Греции П.Скурлетис, этот вопрос интересует также Италию и Австрию.

Маршрут обоих газопроводов выглядит так.

«Турецкий поток», начавшись от компрессорной станции «Русская» возле Анапы пройдет 660 км по дну Черного моря в коридоре, подготовленном еще для «Южного потока». Потом он повернет к берегам Турции и через 250 км выйдет на берег возле поселения Люлебургаз.

Следующие 180 км сухопутного участка выведут газопровод к району Ипсала на границе Турции и Греции. Оттуда Южно-Европейский трубопровод, который проляжет по территории континентальной Греции, принесет российский газ в страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

Важно подчеркнуть, что для морского участка и второй (транзитной) сухопутной ветки газопровода «Турецкий поток» предусмотрены налоговые льготы.

В частности, предполагается, что Москва и Анкара освободят от налогов работы компаний над строительством трансчерноморского участка газопровода. Льготный фискальный режим действует в пределах исключительных экономических зон и континентальных шельфов двух стран. Не подлежат налогообложению в Турции доходы «Газпрома» от эксплуатации морского участка.

Кроме того, согласно ст. 9 межправсоглашения, турецкая сторона освобождает от налога на добавленную стоимость (НДС) консультационные, юридические, бухгалтерские и другие сопутствующие услуги, оказываемые российской газовой компании при прокладке трубопровода по дну Черного моря. Ввоз и перемещение транспортных и технических средств, оборудования, комплектующих и прочих необходимых материалов освобождаются от уплаты таможенных сборов как в Турции, так и в России.

«Обложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по транспортировке природного газа по морскому участку производится в России по ставке 0%. Турецкая сторона освобождает от налога на добавленную стоимость услуги по транспортировке газа», – сказано в распоряжении правительства России» и закреплено в ст. 9, п. ж, з межправсоглашения.

В то же время для первого сухопутного участка трубопровода, по которому газ будет доставляться турецким потребителям, налоговых льгот не предусмотрено.

Ст. 10 и 12 документа подробно регламентируют процедуру разрешения любых споров, которым могут возникнуть между сторонами в процессе реализации проекта.

Наиболее любопытное и весьма важное положение содержится в ст. 11, часть 3 и 4. Там разъясняется, что Россия вправе отказаться от строительства второй морской нитки «Турецкого потока». То есть, той ветки, которая нужна для транспортировки газа через территорию Турции дальше в Южную Европу. Правда, об отказе от своих намерений Москва должна уведомить турецкую сторону.

«По решению российского участника компании по морскому участку, производительность морского участка может быть сокращена за счет отмены реализации морского участка 2, о чем российская сторона официально уведомит турецкую сторону. При этом российский участник компании по сухопутному участку 2 будет иметь право выйти из капитала компании по сухопутному участку 2», – прописано в названных пунктах ст. 11.

Разумеется, если Россия отменит строительство второй морской нитки газопровода, турецкой стороне должны быть компенсированы все деньги, потраченные на этот отрезок магистрали. Соглашение, регламентирующее процесс отказа от части проекта «Турецкий поток», будет заключено позднее.

Автор убежден, что России не стоит замыкаться на строительстве лишь одной нитки, имеющей небольшую пропускную мощность (достаточную лишь для покрытия нужд турецкого рынка), ведь это невыгодно «Газпрому». С помощью новой газотранспортной магистрали отечественной компании целесообразно не только удовлетворить растущие потребности в газе турецких клиентов, но и безукоризненно выполнить обязательства по бесперебойным долгосрочным поставкам сырья потребителям из стран Европейского союза.

52.35MB | MySQL:103 | 0,503sec