«Турецкий поток»: итоги переговоров двух президентов

На минувшей неделе состоялись переговоры президента России В.В.Путина и президента Турции Р.Т.Эрдогана (9 августа с.г., Санкт-Петербург).

Встреча в верхах была проведена в расширенном составе с участием министров и руководителей государственных компаний с обеих сторон. Одной из главных тем стало возобновление газотранспортного проекта «Турецкий поток».

Напомним, проект строительства газопровода «Турецкий поток» возник в декабре 2014 года, когда из-за неконструктивной позиции Европейского союза был сорван его предшественник под названием «Южный поток», который планировалось проложить по дну Черного моря из Анапского района в Варну, один из крупнейших болгарских портов.

Планируемая газовая магистраль из России в Турцию первоначально должна была состоять из четырех веток (как и «Южный поток») пропускной мощностью до 63 млрд куб. м газа в год. Четверть предназначалась Турции,  оставшийся объем предполагалось доставлять на турецко-греческую границу, откуда его должны были забирать государства-потребители из Южной Европы. По оценке «Газпрома», суммарные затраты на прокладку четырех веток должны были составить порядка 11,4 млрд евро.

Однако проект был заморожен после резкого охлаждения отношений между Москвой и Анкарой из-за сбитого в ноябре прошлого года турецкими военно-воздушными силами российского бомбардировщика Су-24 в небе над Сирией.

В период напряженных политических отношений Анкара даже делала официальные заявления о том, что готова обойтись без российского «голубого топлива», несмотря на то что поставки «Газпрома» покрывают около 60% потребностей турецкого рынка в природном газе.

Однако в июне с.г. Р.Т.Эрдоган официально извинился за этот инцидент. Позднее в Анкаре осторожно заговорили о возобновлении проекта. «Турецкий поток» уже подготовлен российской стороной к практической реализации: в России полностью готова инфраструктура для поставок газа в черноморскую магистраль, закуплены трубы для морской части, заключены контракты на строительство морской магистрали.

Проект межправительственного соглашения российская сторона направила Анкаре еще до политического обострения.

Претерпела изменение конфигурация проекта: с четырех ниток по 900 км каждая он сократился до двух. Каждая нитка должна обладать пропускной способностью по 15,75 млрд кубометров в год для турецкого рынка и юга Европы. От границы с Турцией магистраль, как ожидается, продолжит проектируемый газопровод «Посейдон» через Грецию и Ионическое море на юг Италии.

Для справки: проект «Посейдон» предусматривает строительство газопровода по дну Черного моря до Греции и дальше на юг Италии. Афины и Рим поддерживают появление этого маршрута на газотранспортной карте Европы.

Перспективы реализации «Посейдона» с российским участием неоднозначны, поскольку слишком многое в этом вопросе зависит от политики. Однако этот газопровод может стать хорошей заменой «Южному потоку», свернутому в декабре 2014 года под давлением Европейского союза и США.  

 

На пресс-конференции после встречи с российским лидером Р.Т.Эрдоган твердо заявил, что «Турецкий поток» будет реализован.

«Мы предпримем вместе с нашими заинтересованными ведомствами шаги, чтобы обеспечить поставки российского газа в Европу по этому газопроводу», – подчеркнул турецкий президент.

В свою очередь, В.В.Путин отметил, что в ходе двусторонних переговоров обсуждались «крупные совместные проекты в том числе в энергетике, продолжение работы над которыми потребует политических решений». Президент России особо отметил, что «по «Турецкому потоку» Турция уже ранее приняла решение».

«Мы изначально рассматривали «Турецкий поток» даже не как альтернативу «Южному потоку», а как возможность для расширения нашего сотрудничества в газовой сфере и с Турцией, и с Европой.

Одна часть «Турецкого потока» предусматривалась исключительно для внутренних потребителей Турции в связи с растущим потреблением и ростом экономики. Мы сегодня так об этом и говорили, что эта часть вообще не подлежит никакому сомнению. Она может начаться к реализации в самое ближайшее время.

Вторая часть, связанная с маршрутированием наших энергоносителей в Европу, зависит, конечно, и от третьей стороны. Мы должны прорабатывать эти вопросы с европейскими странами, в том числе с Европейской комиссией. Мы с нашими турецкими партнерами готовы к такой работе», –заявил В.В.Путин.

Он пояснил, что даже во время охлаждения отношений с Россией (ноябрь 2015 – июнь 2016) турецкая сторона продолжала работать над проектом совместного газопровода и основные разрешения, связанные со стройкой, были выданы. Однако часть согласований еще необходимо получить. Не хватает пока и самого главного – межправительственного соглашения между двумя странами.

По информации президента Турции, государство хочет взять на себя половину расходов на строительство своего отрезка газопровода «Турецкий поток».

«Никаких проблем с «Турецким потоком» нет. Мы предложили разделить инвестиции пополам в части финансирования проекта на нашей территории. Есть договоренность, что «Турецкий поток» после того, как он придет на территорию Турции, будет реализовываться с Россией в соотношении 50 на 50», – заявил Р.Т.Эрдоган после переговоров с В.В.Путиным.

По словам Р.Т.Эрдогана, относительно участка, который должен пролегать по дну Черного моря, с Россией уже достигнута договоренность о финансировании строительства на паритетных началах.

Стоит отметить, что для привлечения к работам строителей из Турции необходимо отменить ограничения, введенные Россией после инцидента со сбитым в небе над Сирией российским самолетом. Президенты заверили, что работа над отменой санкций идет и благополучно завершится в скором времени.

Любопытно, что накануне встречи двух президентов Болгария вновь серьезно заинтересовалась возобновлением работ над реализацией трансчерноморского газопровода «Южный поток», предшественника «Турецкого потока».

По словам В.В.Путина, Болгария хочет вернуться к реализации этого проекта, но пока Россия не получала от нее гарантий возобновления работ.

«Мы не получили решения болгарских властей на вход в болгарские территории. Теперь мы видим и знаем, что болгарская сторона хочет вернуться к проекту, но мы понесли убытки от отказа Болгарии. И теперь одних намерений недостаточно. Нам нужны железобетонные гарантии юридического характера, а их нет», – заявил В.В.Путин.

Проснувшийся интерес Софии к отмененному в 2014 году проекту отнюдь не случаен. Дело в том, что Болгария предпринимает попытку обеспечить внутренний рынок бесперебойными поставками газа по комфортной цене и параллельно заработать на транзите российского сырья через свою территорию.

Важно подчеркнуть, что инициатива Болгарии реанимировать «Южный поток» на руку Москве в будущих переговорах с Анкарой относительно перспектив «Турецкого потока».

Сделав полезные выводы, Россия стратегически верно ведет переговоры и обоими государствами, через которые в перспективе могут пройти магистрали с российским газом. И Болгария, и Турция станут куда более гибкими в переговорах с Россией.

Необходимо отметить, что с экономической точки зрения оба проекта весьма перспективны. Однако политические и правовые риски не позволяют им быть реализованными.

«Южный поток» утонул под натиском Еврокомиссии и норм Третьего энергетического пакета. «Турецкий поток» забуксовал из-за нежелания Турции подписывать межправительственное соглашение и в результате инцидента со сбитым российским бомбардировщиком.

По окончании встречи лидеров двух государств в Санкт-Петербурге, выступил министр энергетики России А.В.Новак, заявивший, что прокладку первой ветки газопровода «Турецкий поток» могут завершить во второй половине 2019 года.

Согласно прогнозу министра, Россия и Турция могут уже в октябре с.г. подписать межправительственное соглашение по «Турецкому потоку». При этом проект соответствующего документа будет создан специальной рабочей группой.

«В первую очередь мы должны согласовать все нормативные документы, подписать межправительственное соглашение, дорожные карты по реализации этого проекта, получить разрешительные документы по данному проекту», – подчеркнул А.В.Новак.

В свою очередь, глава «Газпрома» А.Б.Миллер заявил, что компания уже сейчас ведет предметные переговоры с турецкими партнерами по проекту.

По словам А.Б.Миллера, Турция намерена подтвердить ранее выданное российской компании разрешение на работы в своей экономической зоне для строительства газопровода «Турецкий поток».

Он также отметил, что переговоры по «Турецкому потоку» будут продолжаться, а в их основу лягут уже сделанные наработки. Глава «Газпрома» напомнил, что был выполнен колоссальный объем работ, включающий в себя изыскания и просчет воздействия строительства на окружающую среду.

Сегодня турецкая сторона планирует подтвердить разрешение, ранее выданное «Газпрому» на строительство трубы в экономической зоне Турции. А.Б.Миллер отметил, что разрешение выдавалось еще для проекта «Южный поток», а теперь его нужно адаптировать для «Турецкого потока». Кроме того, ожидается новое разрешение на проведение изысканий в черноморских водах на турецкой территории.

В «Газпроме» подчеркнули, что компания планирует вернуться к вопросу привлечения финансирования для строительства морской части «Турецкого потока» после начала реализации проекта.

Российский министр энергетики также отметил, что тема скидок на российский газ для Турции, ставшая камнем преткновения ходе переговоров по поводу «Турецкого потока» в 2015 году, не обсуждалась на встрече В.В.Путина с Р.Т.Эрдоганом. Однако, по словам А.В.Новака, Россия готова вести переговоры на этот счет.

«Мы знаем, что турецкая сторона ставила этот вопрос еще в прошлом году. Но сегодня ситуация несколько иная, поскольку, вы знаете, цены на углеводороды, на нефтяной газ значительно ниже, чем были в тот период, когда шли переговоры. Если турецкая сторона будет этот вопрос ставить, мы будем обсуждать и будем эту ситуацию анализировать, мониторить, вести переговоры», – отметил министр.

Для справки: в октябре 2015 года министерство энергетики Турции заявило о подаче иска в арбитражный суд Стокгольма с требованием о снижении цены российского «голубого топлива». Речь идет о ретроактивном пересмотре контракта турецкой государственной компании Botas и российского «Газпром экспорта» с декабря 2014 года.

Примечательно, что в Турции, помимо государственной Botas, газ из России импортируют частные компании, такие как Enerco Enerji, Avrasya gaz и Akfel gas (все три входят в Akfel Holding), Bosphorus gas, Shell Turkey, Bati Hatti и Kibar Enerji. В конце апреля 2015 года «Газпром» договорился с этими компаниями о предоставлении им скидки на газ задним числом (с 1 января 2015 года). Сообщалось, что она составила 10,25%.

Однако в начале марта с.г. компания Enerco enerji заявила, что «Газпром экспорт» потребовал повысить цену, по которым частные турецкие импортеры закупают российское сырье.

В апреле с.г. «Газпром экспорт» сообщил, что компания и частные турецкие газовые компании урегулировали все спорные вопросы по поводу ценообразования.

 

Отрадно, что ранее предложенные выводы автора относительно наиболее выигрышного поведения российской стороны в переговорах по «Турецкому потоку» разделяет руководство «Газпрома».

Так, в конце июля с.г. заместитель председателя правления «Газпрома» А.И.Медведев заявил, что компания готова к возобновлению обсуждения проекта газопровода «Турецкий поток», но ждет активных шагов в этом направлении со стороны Турции.

«Мы уже заявляли – мяч на турецкой стороне», – ответил он на вопрос о том, готова ли отечественная компания снова начать переговоры по проекту «Турецкий поток».

Позже А.И.Медведев сообщил, что министерства энергетики России и Турции создадут рабочую группу по реализации газотранспортного проекта «Турецкий поток», подчеркнув, что министр экономики Турции Н.Зейбекчи на переговорах в Москве подтвердил заинтересованность в реализации проекта.

Кроме того, заместитель министра энергетики России Ю.П.Сентюрин по итогам переговоров первого вице-премьера А.В.Дворковича с вице-премьером Турции М.Шимшеком сообщил, что Россия и Турция затрагивали вопросы, которые касаются «Турецкого потока», однако решения пока нет, должны пройти отдельные переговоры по этому вопросу.

Ранее А.В.Дворкович заявил, что совместный газовый проект России и Турции «Турецкий поток» пока окончательно не отменен, хотя работа уже была практически приостановлена.

Как отметил тогда первый вице-премьер, пока после потепления российско-турецких отношений «ничего особенно возобновить» так и не удалось, хотя сам проект российская сторона продолжает считать перспективным.

«Риски, связанные с безопасностью, всегда принимаются к вниманию. Будем смотреть, но мне кажется, с точки зрения экономической выгоды все это осталось на повестке дня», – подчеркнул тогда А.В.Дворкович.

Свежее заявление относительно «Турецкого потока» было сделано 15 августа с.г. министром иностранных дел Турции М.Чавушоглу. Он предложил подключить российско-турецкую магистраль к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому в перспективе планируется поставлять азербайджанский газ в Европу в рамках проекта «Южного газового коридора».

Для справки: проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу.

По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11  млрд долларов.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции.

Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Стоимость проекта оценивается в 5,6 млрд евро.

Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот документ, отметив, что он полностью соответствует нормам Европейского союза и способствует диверсификации поставок газа в Европе.

По словам турецкого министра, с помощью «Турецкого потока» Турция ежегодно будет закупать лишь 16 млрд куб. м российского газа для внутреннего рынка. Остальные объемы отечественного сырья могли бы идти на экспорт в другие страны через турецкую территорию посредством трубопровода TANAP за счет его технического присоединения к «Турецкому потоку».

Чавушоглу подтвердил ранее озвученное турецкой стороной заявление о том, что TANAP является приоритетным проектом для Турции.

***

Проведенный анализ позволяет прийти к важным выводам.

Первое. Несмотря на обещания Турции профинансировать половину строительства «Турецкого потока», российской стороне не стоит обнадеживаться. Необходимо сначала получить весь необходимый для реализации проекта пакет документов, включая межправительственное соглашение, а также точно выверить маршрут и количество веток магистрали.

Второе. Если турецкие партнеры согласятся на строительство лишь одной ветки, имеющей небольшую пропускную мощность (достаточную лишь для покрытия нужд собственного рынка), то это невыгодно «Газпрому».

Российской компании в перспективе целесообразно посредством новой газотранспортной магистрали не только удовлетворить растущие потребности в топливе турецких клиентов, но и безукоризненно выполнить обязательства по бесперебойным долгосрочным поставкам сырья потребителям из стран Европейского союза.

Третье. Москве ни в коем случае не стоит повторять прежнюю ошибку и авансом предоставлять турецким компаниям скидку на покупку российского газа. Сначала подписанные документы со стороны Анкары – затем экономические уступки России относительно стоимости «голубого топлива».

Четвертое. «Турецкий поток» не на руку Болгарии, так как при этом она теряет и нынешние, и потенциальные транзитные денежные средства. Страна пытается сохранить свой статус и доходы государства-транзитера, реанимировав проект «Южный поток». Однако болгарские финансовые ресурсы для строительства трубы ограничены.

52.16MB | MySQL:103 | 0,483sec