«Турецкий поток»: смена риторики. Часть 2

В Части 1 были приведены заявления различных официальных и должностных лиц России и Турции относительно состояния и перспектив газотранспортного проекта «Турецкий поток», при строительстве которого российское «голубое топливо» может поставляться не только потребителям Турции, но и европейским клиентам, а также характеристика (поставщики, объемы, цена) турецкого импорта природного газа.

Стоит особо подчеркнуть, что риторика турецких властей по поводу российского газового экспорта и «Турецкого потока» в конце прошлого и начале этого года серьезно менялась.

Так, в конце 2015 года турки заявляли, что не переживают по поводу того, что Россия прекратит поставки «голубого топлива».

В качестве возможных источников газа Анкара называла Азербайджан и Иран.

Затем прозвучали миролюбивые призывы Турции к продолжению переговоров по «Турецкому потоку».

В январе с.г. министр энергетики и природных ресурсов Турции Б.Албайрак заявил, что Турция надеется на продолжение реализации существующих энергетических проектов с Россией.

В феврале с.г. высокопоставленный турецкий дипломат в Вашингтоне Т.Тунджер подчеркнул, что Турция рассматривает строительство «Турецкого потока» только в рамках коммерческого проекта и надеется возобновить переговоры с Россией по его дальнейшей реализации.

В марте с.г. член правления «Газпрома» О.Е.Аксютин на общем собрании Сибирского отделения РАН в Новосибирске заявил, что Турция и Россия могут разморозить проект строительства газопровода «Турецкий поток».

По словам О.Е.Аксютина, сроки реализации проекта будут уточнены после нормализации российско-турецких отношений и подписания межправительственного соглашения между нашими странами.

В свою очередь, А.В.Новак в начале текущего года не исключал, что работа по проекту «Турецкий поток» может возобновиться в ближайшей перспективе, подчеркивая, что Турция не отзывала разрешений на проведение работ по проекту.

«На самом деле, этот вопрос надо адресовать «Газпрому», но раз мне не докладывали, и у меня нет никаких сведений на данный момент, то Турция не отозвала разрешения на проведение работ», – заявил российский министр энергетики.

Ранее А.В.Новак подчеркнул, что Россия готова к реализации проекта «Турецкий поток», но лишь при условии, что партнеры в Европе и Турции проявят соответствующую заинтересованность в строительстве газопровода.

При этом в декабре 2015 года министр сообщил, что переговоры России и Турции по «Турецкому потоку» временно заморожены.

Со своей стороны, российский президент В.В.Путин более полугода назад (в декабре прошлого года) заявил, что проект «Турецкий поток» будет реализован лишь в том случае, если Анкара заручится гарантиями Брюсселя.

В июне с.г. первый заместитель министра энергетики России А.Л.Текслер подтвердил слова главы государства, отметив, что Россия готова снова начать диалог по проекту строительства «Турецкого потока», но его перспективы по большому счету зависят от позиции зарубежных партнеров, включая Еврокомиссию (ЕК).

При этом пресс-секретарь президента России Д.С.Песков подчеркнул, что говорить о возобновлении проекта пока преждевременно, поскольку все обсуждения, включая вопросы маршрутизации проекта, носят исключительно рамочный характер.

«Существуют различные протоколы о намерениях, которые подписывались «Газпромом» в Италии несколько месяцев назад, обсуждаются пока в рамочном формате различные иные маршруты. Какие маршруты будут конкретизированы и вступят в стадию реализации, сейчас пока говорить преждевременно», – заявил Д.С.Песков.

По заявлению  председателя правления «Газпрома» А.Б.Миллера, Россия может войти в проект «Посейдон», который предусматривает строительство газопровода по дну Черного моря до Греции и дальше на юг Италии. Афины и Рим поддерживают появление этого маршрута на газотранспортной карте Европы.

В этом году российская компания подписала меморандум о взаимопонимании между «Газпромом», компанией Edison, французской группой Edf и греческой Depa по поводу транспортировки «голубого топлива» в Южную Европу новым маршрутом.

Меморандум предусматривает проведение технико-экономической оценки до конца 2016 года. «Газпром» с европейскими партнерами отталкивается от того проекта, который был в свое время подготовлен и разработан греческими и итальянскими коллегами вместе с французскими (так называемого проекта «Посейдон»).

Согласно проекту, 12 млрд куб. м азербайджанского газа должны поставляться из Греции по дну Ионического моря на юг Италии.

«Развитие пропускной способности внутриевропейской транспортировки является важным элементом для обеспечения стабильных поставок газа, включая российский газ, потребителям всей Европы», – заявил А.Б.Миллер.

«Газпром» активизировал свои действия в Южной Европе после того, как перспективы «Турецкого потока» из-за серьезного ухудшения отношений России и Турции «повисли в воздухе».

При этом энергетический альянс России с Болгарией в той или иной степени может все-таки состояться, поскольку еврокомиссар по вопросам энергетики М.Шефчович старается продвинуть в Европе возможный вариант поставки российского газа через это государство.

Будучи словаком, он пытается играть в интересах своей страны, которая много потеряет, если украинский транзит российского сырья прекратится. Словакия, как и Украина, неплохо зарабатывает на газовом транзите.

Напомним, что в Варне на южном болгарском побережье проектируется строительство нового газового узла в противовес немецкому.

Таким образом, архитектура пакета по энергетической безопасности, который в настоящий момент разрабатывает Еврокомиссия, может бумерангом ударить по немецким планам, связанным с расширением «Северного потока».

Возвращаясь к проекту «Посейдон», следует отметить, что «Газпром» всерьез рассматривает перспективу вхождения со своим газом в этот проектируемый маршрут, который явно конкурирует с двумя магистралями «Южного газового коридора» – Трансанатолийским (TANAP) и Трансадриатическим (TAP) трубопроводами.

Проект «Посейдон» может стать прямой угрозой так необходимому Турции проекту газопровода ТAP, по которому азербайджанское сырье пойдет через Турцию и Грецию в итальянскую Апулию, где давно поделили между собой влияние бельгийская Fluxys, British Petroleum и Enagas.

Справедливости ради следует особо подчеркнуть, что попытки достигнуть соглашения между TАР и «Посейдон» оказались не очень удачными.

С помощью TANAP и TAP планируется соединить Азербайджан (а также, возможно, Туркмению и Иран) с Грецией, Италией и рядом балканских стран через Турцию.

Как заявил весной этого года министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу, проекты газопроводов TANAP и TAP являются самыми реалистичными для Турции на сегодня.

«В энергетике у каждого есть свое видение. И мы согласились, что наиболее реалистичными являются TAP и ТАNAP. Ускорение работ над TANAP поможет развитию и ускорению работ над TAP», – отметил М.Чавушоглу.

Кроме того, он сообщил, что Турция уже предложила свою территорию для транзита энергоносителей c нефтегазовых месторождений Египта, Израиля и Кипра в Грецию и дальше в Европу.

В связи с этим М.Чавушоглу обсудил с греческим коллегой строительство скоростной железнодорожной линии между греческими Салониками, Игуменицей и Стамбулом, а также открытие судоходной линии между Салониками и Измиром для грузовых перевозок.

Когда Турцию интересуют новые поставщики газа, политические разногласия уходят на второй план. Речь идет не только об энергетическом диалоге Афин и Анкары.

Например, не так давно появилась информация о возможных экспортных и транзитных поставках израильского сырья.

Поставки газа будут обеспечены за счет разработки шельфа в восточной части Средиземного моря, где уже эксплуатируется месторождение «Тамар» и готовится к промышленному освоению месторождение «Левиафан».

Турции на руку географическое положение, поскольку Израиль понимает, что без крупного перевалочного узла (которым может стать Турция) на путях транспортировки энергоносителей в европейские страны, экспорт газа будет сложным.

Потребуется новый газопровод через Ливан (сценарий, при котором он будет построен, маловероятен) или по дну Средиземного моря (для этого необходимо привлечь масштабные инвестиции).

Для справки: проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу.

По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11  млрд долларов.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции.

Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Стоимость проекта оценивается в 5,6 млрд евро.

Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот договор, отметив, что оно полностью соответствует нормам ЕС и содействует диверсификации поставок газа в Европе.

Газопроводы TANAP и ТАР стали иметь большое значение для турецкой стороны после охлаждения отношений с Россией и приостановки реализации проекта «Турецкий поток». Чем быстрее будет построен TANAP, тем скорее Турция снизит зависимость от импорта газа из России, являющейся ведущим поставщиком сырья в страну.

Также объявлен тендер на строительство магистрали, по которой Турция планирует получать до 10 млрд куб. м газа в год из курдской автономии на севере Ирака начиная с 2020 года.

Оценивая эти проекты, следует отметить, что TANAP считается весьма перспективным, чтобы кто-то смог остановить его реализацию, даже несмотря на то, что в прошлом он становился целью сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК), которая атаковала поезд, везущий трубы для строительства газопровода на востоке Турции в летом 2015 года.

Однако будущее ирако-турецкого газопровода весьма неоднозначно. Почему?

Дело в том, что службы безопасности Турции, включая армию, ВВС и жандармерию, в течение последних лет вовлечены в жесткое противостояние с РПК, которая ведет активные действия на юго-востоке Турции и в некоторых районах Ирака.

Война с РПК была одним из вопросов, по которому мнения турецкого правительства и профессиональных военных совпадали: возвращение к открытому конфликту в 2015 года после двухлетнего перемирия было оправдано, а противостояние необходимо вести с еще большей жесткостью.

Если на юго-востоке Турции, где только за минувший год были убиты несколько тысяч человек, не может быть гарантирована безопасность, то вероятность того, что новый газопровод станет беспрепятственно функционировать, равна нулю.

С географической точки зрения проект «Посейдон» представляется более выгодным, чем TAP, так как короче и удобнее вести газопровод по дну Черного моря, чем по турецкой территории.

Причем при реализации нового проекта стороны намерены использовать наработки проекта газопровода-интерконнектора Турция–Греция–Италия, который является одним из элементов «Южного газового коридора».

Несмотря на то, что Италия и Греция поддерживают «Посейдон»,  перспективы реализации этого проекта с российским участием пока неясные.

Например, стратегия итальянского правительства пока не внушает доверия.

Напомним, что Рим в свое время активно способствовал развитию TАР, и теперь присутствие министра экономического развития Ф.Гуиди при подписании нового соглашения с российской стороной по проекту «Посейдон» вполне может вызвать определенное недовольство Вашингтона, который пристально следит за развитием газотранспортной сети Европы.

Не постигнет ли новый проект «Посейдон» судьба по сути аналогичного проекта «Южный поток», который итальянский премьер-министр М.Ренци характеризовал как «утративший стратегическое значение»?

Еще один ключевой вопрос – действительно ли у европейских компаний есть свободные денежные средства для инвестирования в новый газотранспортный проект?

Дело в том, что крупная итальянская компания Eni уже вкладывает миллиарды долларов в разработку мега-месторождений, например, «Зохр» в Египте.

Помимо прочего, запуск новой магистрали с российским газом станет прямым ударом и для газотранспортной сети Snam, которая как акционер TАР окажется под прямым давлением со стороны конкурентов.

Слишком многое в этом вопросе зависит от политики, но чисто теоретически газопровод «Посейдон» может стать хорошей заменой «Южному потоку», отмененному в конце 2014 года.

После того, как Россия была вынуждена остановить проект «Южный поток», она стала проявлять заинтересованность в открытии нового газового коридора на юге Европы.

Сегодня ситуация накалилась вокруг двух магистралей – «Турецкого потока» и «Северного потока–2», по которому газ из России должен поставляться в Германию, а затем далее в Европу.

Понимая всю сложность с прокладкой обоих проектов, Россия пытается подстраховаться и разыграть «европейскую газовую карту», предлагая все новые и новые газовые проекты.

В последние дни экспертное сообщество активно обсуждает неудавшийся военный переворот в Турции, произошедший в ночь с 15 на 16 июля с.г. Провалившийся переворот вызвал целый ряд вопросов относительно стабильности в стране, ее инвестиционного климата и будущего газовых поставок в Турцию и через ее территорию.

Высказываются мнения о том, что этот переворот может повысить перспективы реализации проекта «Турецкий поток».

Как считает ведущий аналитик NGE Д.Робертс, на повестке дня остается вопрос безопасности газовых магистралей в Турции. Немаловажно, по его мнению, и то, насколько изменится позиция России по «Турецкому потоку».

Аналитик склонен считать, что провал переворота придал политических «бонусов» Р.Т.Эрдогану, а отношения Анкары с Москвой снова получат дополнительный импульс.

Действительно, для поставок газа есть два важных вопроса, которые необходимо принять во внимание.

Во-первых, это безопасность уже существующих и будущих газопроводов. Во-вторых, это возможность того, что последствия неудавшегося военного переворота могут привести к переосмыслению будущих проектов импорта газа.

По мнению автора, особых «бонусов» в глазах Москвы турецкий лидер не приобрел, поскольку нет никаких гарантий, что Р.Т.Эрдоган вновь не «ударит ножом в спину». И в Кремле это отлично понимают.

Сам «Турецкий поток» вполне конкурентоспособен с точки зрения перспективного спроса на газ в Европе, ресурсной обеспеченности, технико-технологических и геополитических возможностей его реализации.

Проект позволяет снять зависимость от транзита через территорию Украины, который давно оставляет желать лучшего по причине недобросовестности украинской стороны. Более того, при реализации «Турецкого потока» Украина вполне  может стать более договороспособной и перестать ставить палки в колеса «Газпрому».

Российской стороне не стоит забывать, что снижение энергетической зависимости от России – долгосрочная стратегия Европейского союза. Реализация «Турецкого потока» потребует определенной адаптации к требованиям ЕС.

В этой связи при реализации проекта целесообразно подключение к экспорту российских независимых газовых компаний под контролем государства и соответствующая коррекция законодательства, а также партнерство с другими экспортерами, прежде всего с Азербайджаном, и транзитерами газа.

Кроме того, необходима коррекция PR энергетической стратегии России. В отношениях с Евросоюзом важно делать акцент не на обнулении украинского транзита, а на готовности Москвы учесть озабоченности Европы по диверсификации поставок газа и выполнению условий европейского законодательства, в частности «Третьего энергетического пакета».

Необходимо углублять взаимодействие со странами ЕС, заинтересованными в запуске «Турецкого потока», однако расчет на раскол в ЕС (даже после того, как Великобритания в ходе июньского референдума проголосовала за выход из его состава) неоправдан.

Вместе с тем российскому руководству следует учитывать, что стратегическое энергетическое партнерство с Турцией выгодно России и с экономической, и геополитической точки зрения. Однако оно потребует пристального внимания как для отстаивания интересов России, так и отслеживания баланса сил в регионе, где вероятно усиление соперничества Турции с Ираном.

Уже на стадии проектирования «Турецкого потока» потребуется адаптация к новым условиям взаимоотношений со странами Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном.

 

В заключение отметим три, пожалуй, наиболее значимых момента.

Первое. Поскольку технико-экономические расчеты по проекту «Южный поток» уже были проведены, а «Турецкий поток» в своей морской части фактически повторяет его, это облегчает решение многих технологических и экологических проблем, связанных со строительством.

Однако при строительстве морской части трубопровода «Газпром» берет на себя более значительные риски, чем по «Южному потоку», где у него было 50% в консорциуме с итальянской, французской и немецкой компаниями.

Если первая ветка в рамках проекта «Турецкий поток» все же будет построена, то она станет компенсацией транзита. Газ будет поставляться напрямую, поэтому снимается необходимость платить за транзит и снижаются риски срыва поставок.

Второе. В отличие от «Южного потока», «Турецкий поток» переориентирован с поставки конечному потребителю на доставку до границы Европы.

В этой связи весьма удачно оценивается и планируемый на данный момент газовый хаб между Турцией и Грецией: в перспективе это решит вопрос снабжения газом Италии, которая испытывает трудности в связи с сокращением поставок с Ближнего и Среднего Востока.

Третье. Россия уже единожды «наступила на грабли» во время начальной стадии переговоров по «Турецкому потоку», в спешке предоставив туркам скидку на газ, но взамен не получив подписанного межправительственного соглашения и завизированного пакета различных технических документов, требуемых для реализации проекта.

На этот раз не следует повторять ту же ошибку.

Российской стороне куда целесообразнее и разумнее не торопиться с громкими заявлениями, а дождаться от Анкары проявления большей инициативы и реальной, а не декларативной заинтересованности в проекте.

Нужно стараться максимально реализовать интересы собственного государства, грамотно (а не себе в убыток) распределив многочисленные риски при реализации дорогостоящего газотранспортного проекта между обоими партнерами, а не вожделенно глядеть на турецкий берег.

62.94MB | MySQL:105 | 0,830sec