«Турецкий поток»: смена риторики. Часть 1

В последние дни официальные лица Турции и России вновь заговорили о газотранспортном проекте «Турецкий поток», в случае строительства которого российское «голубое топливо» можно было бы поставлять в Турцию и через ее территорию в Европу.

«Для России и Турции весьма важно восстановить и ввести в эксплуатацию «Турецкий поток», а также атомную электростанцию «Аккую», плюс – сосредоточить внимание на привлечении российских туристов на наши курорты», – заявил премьер-министр Турции Б.Йылдырым.

Для справки: проект строительства газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря возник в декабре 2014 года, когда из-за неконструктивной позиции Европейской комиссии, которая надавила на Болгарию, в итоге отказавшуюся от строительства газовой магистрали по своей территории,  был сорван его предшественник – «Южный поток».

Первоначально планируемая газовая магистраль из России в Турцию ежегодно должна была прокачивать до 63 млрд куб. м газа и ¾ из него доставлять на турецко-греческую границу, откуда его должны были забирать государства-потребители из Южной Европы.

«Турецкий поток» предполагал строительство газопровода в Турцию, где также должен был быть построен газовый хаб, а оттуда газ планировалось перенаправлять европейским потребителям.

Турция должна была подписать межправительственное соглашение по газопроводу и дать соответствующее разрешение на строительство трубы.

В связи с этим «Газпром» увязал предоставление скидок на поставку российского газа турецким компаниям, но Турция все время затягивала подписание соглашения.

В итоге «Турецкий поток» был заморожен на фоне охлаждения политических отношений Москвы и Анкары после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24 в небе над Сирией. Президент Турции Р.Т.Эрдоган официально извинился за этот инцидент в конце июня с.г.

Министр экономики Турции Н.Зейбекчи по итогам беседы с первым заместителем министра экономического развития России А.Е.Лихачевым, которая состоялась на полях встречи министров торговли G20 («Большой двадцатки») в Шанхае, выразил надежду на то, что переговоры с Россией по поводу возможного строительства газопровода «Турецкий поток» продолжатся.

«У нас нет проблем по этому проекту. Период конфликта никак не затронул «Турецкий поток». Однозначно переговоры по нему продолжатся, скоро министры энергетики также проведут переговоры», – заявил Зейбекчи.

В свою очередь, Лихачев отметил, что переговоры Зейбекчи с министром экономического развития России А.В.Улюкаевым и министром энергетики России А.В.Новаком могут пройти в Казани уже в третьей декаде июля с.г.

Примечательно, что место встречи предложил сам Н.Зейбекчи, поскольку как раз в конце июля с.г. он собирается присутствовать на открытии одного из турецких предприятий в Елабуге.

Ожидается, что в ходе беседы будут затронуты вопросы энергетической повестки, в том числе крупнейшие проекты, включая «Турецкий поток».

Однако стороны будут обсуждать не только перспективы возможного продолжения реализации «Турецкого потока», но и в целом механизмы восстановления двусторонних торгово-экономических отношений, пытаясь отыскать эффективные пути выхода из временного этапа их охлаждения.

Стоит отметить, что после июньского письма президента Турции в адрес российского президента, а также личного телефонного разговора между двумя лидерами, В.В.Путин проинформировал кабинет министров, что Москва приняла решение начать процесс нормализации отношений с Анкарой, сняв часть ранее введенных ограничений в области туризма, строительства, поставок продуктов и так далее.

Р.Т.Эрдоган принес извинения за сбитый самолет, при этом выразив соболезнования в связи с гибелью российского пилота, а также заявил, что Анкара не хотела портить отношения с Москвой.

Выступая в Анкаре, турецкий президент выразил надежду на скорейшую нормализацию отношений двух стран и в том числе на восстановление экономического сотрудничества.

«В отношениях с Россией у нас произошел кризис из-за самолета. Мы предприняли шаги, чтобы убрать этот негатив из наших отношений. Это письмо, которое я направил для восстановления развития отношений с Россией, уверен, послужит на пользу обеим нашим странам. Также я напомнил о наших возможностях для регионального сотрудничества по широкому спектру вопросов. Я верю, что мы сможем быстро нормализовать наши отношения», – заявил Р.Т.Эрдоган.

На эти заявления из Анкары оперативно отреагировал «Газпром».

Так, по заявлению официального представителя компании С.В.Куприянова, российская компания готова к переговорам насчет возможного возобновления проекта строительства газопровода «Турецкий поток».

Как подчеркнул Куприянов, «Газпром» открыт к диалогу по «Турецкому потоку» и был открыт всегда.

Напомним, с декабря прошлого года российское правительство приостановило деятельность смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. На комиссии должен был обсуждаться строительство газопровода «Турецкий поток», но ее сопредседатель министр энергетики России А.В.Новак объявил о приостановке проекта в связи с ухудшением политических отношений двух стран.

По свежей информации вице-премьера России А.В.Дворковича, «Турецкий поток» пока не отменен. Он отметил, что ранее работа по проекту уже была практически приостановлена, но после относительного потепления российско-турецких отношений «ничего особенно возобновить» так и не удалось, хотя сам проект российская сторона продолжает считать перспективным.

«Риски, связанные с безопасностью, всегда принимаются к вниманию. Будем смотреть, но с точки зрения экономической выгоды все это осталось на повестке дня», – подчеркнул А.В.Дворкович.

Стоит особо подчеркнуть, что с тех пор как Россия и Турция решили совместно реализовывать проект строительства газопровода «Турецкий поток», его конфигурация достаточно сильно изменилась.

Сначала с 4 ниток он сократился до 2, по которым должен был идти газ для турецкого рынка и юга Европы. Позже Турция стала настаивать даже на одной ветке, чтобы использовать прокачиваемое по ней сырье лишь на внутреннем рынке.

Первый заместитель начальника финансово-экономического департамента «Газпрома» И.И.Шаталов заявил, что изначально сам проект «Турецкого потока» был достаточно глубоко и серьезно проработан. Стоимость четырех ниток, по его информации, оценивалась приблизительно в 11,4 млрд долларов.

В то же время, подчеркнул И.И. Шаталов, существует возможность варианта с двумя нитками. При этом степень готовности под проектное финансирование очень высокая.

Как представляется, строительство первоначально запланированных четырех ниток трубы в нынешних реалиях низкой ценовой конъюнктуры на глобальном нефтяном и международных газовых рынках, вынуждающих «Газпром» оптимизировать издержки, вряд ли возможно.

Куда более вероятно строительство двух ниток мощностью 31,5 млрд куб. м в год, половина из которых будут использоваться для внутреннего спроса в Турции, а другая половина будет направляться в Болгарию, Грецию и Италию.

Наиболее реалистичным представляется сценарий строительства лишь одной ветки сугубо для удовлетворения растущих потребностей турецкого рынка в энергоносителях.

Как отмечают в «Газпроме», для подачи газа в «Турецкий поток» компания намерена построить систему газопроводов «Южный коридор» (не путать с «Южным газовым коридором» в Европе), которая будет состоять из двух ниток газопровода – восточной и западной. Последняя уже построена.

В настоящее время система «Южный коридор» позиционируется как трубопровод, который будет поставлять дополнительные объемы сырья в южные российские регионы.

На текущий момент система может обеспечить транспортировку дополнительных 15 млрд куб. м природного газа в субъекты России.

Весьма заманчиво для турок, что со стороны России береговая инфраструктура для поставок российского газа в магистраль полностью готова (готовилась еще для «Южного потока»), а также закуплены трубы для подводной части газопровода, заключены контракты с подрядчиками на строительство шельфовой части трубы.

Однако реализация проекта начала «пробуксовывать» еще до ухудшения отношений России и Турции после инцидента с российским самолетом в Сирии. Стороны никак не могли договориться по целому спектру юридических, технологических и экономических вопросов.

Одним из камней преткновения был вопрос скидки на российский газ. Турция настаивала на 15%-ом дисконте, а Россия предоставила лишь 10,25%-ую скидку.

Однако в январе 2016 года «Газпром» отменил частным турецким компаниям (Bosphorus Gaz, Enerco Enerji, Batı Hattı, Kibar Enerji, Avrasya Gaz и Shell Enerji Rusya) скидку на газ в размере 10,25%, действовавшую с 1 января 2015 года. Названные компании импортировали из России около 10 млрд куб. м газа в год.

Сокращение поставок российского газа стало результатом как сложных напряженных политических отношений между Россией и Турцией, так и сложного диалога «Газпрома» с турецкими частными газовыми компаниями.

Это привело к дальнейшему обострению ценового спора, в результате которого в конце февраля с.г. стало известно о том, что «Газпром» сократил поставки газа в адрес этих компаний более чем на 10%.

После того, как «Газпром» отменил скидки турецким компаниям, те, в свою очередь, отказались платить по ценам, установленным ранее в контрактах. Поэтому вполне закономерно то, что  российская компания приняла решение снизить объемы экспорта в Турцию.

Конфликт удалось урегулировать лишь в апреле с.г., когда «Газпром» договорился с частными турецкими газовыми компаниями о ценах на газ в 2016 году.

В результате ценовых споров Турция ощутила серьезную нехватку топлива.

По данным отчета Управления по регулированию энергетического рынка (EPDK) Турции, опубликованного 27 мая 2016 года, в первом квартале 2016 года Турция импортировала 13,17 млрд куб. м газа.

Из общего объема поставок 10,24 млрд куб. м были импортированы по трубопроводам, а 2,93 млрд куб м пришлись на закупку  сжиженного природного газа (СПГ).

Россия экспортировала в Турцию 6,35 млрд куб. м газа против 7,5 млрд куб. м в первом квартале 2015 года.

По отчетным данным «Булгартрансгаза», обеспечивающего около 50% поставок российского газа в Турцию по западному маршруту, существенное снижение поставок  началось с февраля с.г.

До этого с начала зимы Турция стабильно наращивала отбор российского газа.

Так, в четвертом квартале 2015 года заметно вырос отбор, почти полностью компенсировав падение отборов за предыдущие кварталы.

В январе с.г. « Газпром» увеличил экспорт в Турцию на 3,4% по сравнению с январем 2015 года.

Однако 10 февраля с.г. началось снижение поставок на западном направлении, составив 10% по сравнению 10 февраля 2015 года.

В последующие дни разрыв увеличивался, и в период с 15 по 21 февраля с.г. достиг 50%.

Таким образом, в первые три месяца текущего года объем экспорта российского газа в Турцию снизился на 15,3%.

Тем не менее Россия остается основным поставщиком «голубого топлива» для нужд Турции, обеспечивая около 48% потребностей турецкого рынка. Собственная добыча газа покрывает лишь 1% спроса государства.

На фоне снижения поставок российского сырья в Турцию из оттуда пришла любопытная новость.

Сообщалось, что на северо-западе страны были обнаружены запасы природного газа. Геологоразведочные работы, проведенные в нескольких районах провинции Сакарья, позволили обнаружить запасы сырья на глубине 400–450 м в 3 районах.

Однако бурение скважин было остановлено по соображениям безопасности. При этом объем найденных запасов и другие подробности не были озвучены.

Как представляется, эта информация предназначалась именно для «внешнего пользования» (читай: российского). Таким образом Турция, вероятно, планировала мотивировать «Газпром» нарастить поставки сырья, продемонстрировав, что в скором времени сможет заместить часть российских объемов собственным топливом, которого добывается пока ничтожно мало.

Тем не менее Турция стремится найти как можно больше углеводородов, чтобы в перспективе снизить объемы импортных энергоносителей.

Так, в ходе XXIII Международной выставки «Нефть и газ Каспия 2016» (июнь с.г.) глава турецкой нефтяной компании Turkish Petroleum Б.Шишман заявил, что компания намерена продолжать разведку нефтяных месторождений в Черном море.

Стоит отметить, что, по информации Б.Шишмана, на сейсмические исследования Turkish Petroleum потратила 400 млн долларов, на бурение скважин – порядка 2 млрд долларов.

Напомним, что в 2015 году Турция в сотрудничестве с нефтяной компанией Royal Dutch Shell начала работы по бурению в Черном море.

Кроме того, поиск углеводородов продолжится и на сухопутной территории страны, но уже при поддержке американской нефтесервисной компании Halliburton.

Ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции Т.Йылдыз заявил, что в общей сложности на разведку нефти и газа в 2015 году потрачено порядка 1,1 млрд долларов.

Заявлялось, что запасы сланцевого газа в Турции составляют 1,8 трлн куб. м. Этого объема хватит государству примерно на 40 лет при ежегодном потреблении газа в 45 млрд куб. м.

Турция даже сотрудничает с англо-голландской компанией Royal Dutch Shell в сфере разработки месторождений сланцевого газа в провинции Диярбакыр.

Кроме того, компании Statoil (Норвегия) и Valeura (Канада) договорились о получении двух лицензий на разведку и добычу сланцевого газа в провинции Текирдаг.

Как представляется, объем запасов сланцевого газа на турецкой территории слишком преувеличен. Похожая картина наблюдалась в США (которые пока единственные индустриально разрабатывают сланцевые месторождения), Китае, Польше, Украине и ряде других государств, надеявшихся встать под знамена «сланцевой революции».

Кстати, в прошлом году Royal Dutch Shell окончательно отказалась от добычи сланцевого газа на Украине на основе подписанного в 2013 году соглашения о разделе продукции сроком на 50 лет.

«Мы не лишены надежды и думаем, что найдем что-то стоящее в Черном море. Компания уже пробурила 7 скважин в Черном море, и везде обнаружены запасы нефти и газа», – заявил о Б.Шишман о достижениях Turkish Petroleum.

Тем не менее обнаруженные запасы пока не соответствуют ожиданиям компании, и она продолжит поиск залежей углеводородов.

Пока Турция ищет замену российскому газу, он продолжает поставляться турецким потребителям.

Стоит особо отметить, что поставки российского газа в Турцию осуществляются по двум трубам: одна идет напрямую из России в Турцию, другая (Трансбалканский газопровод) проложена через территорию Украины.

Большая часть сырья поступает в Турцию по четырем основным газопроводам:

  • газопровод мощностью 15 млрд куб. м в год, который идет через территорию Украины (однако поставки через эту газотранспортную систему Россия планирует сократить или полностью прекратить к концу 2019 года);
  • газопровод «Голубой поток» мощностью 15 млрд куб. м в год через Черное море из России;
  • газопровод Баку–Тбилиси–Эрзурум (Южно-Кавказский газопровод) мощностью 6,6 млрд куб. м в год из Азербайджана;
  • газопровод мощностью 10 млрд куб. м в год, по которому поставляется иранский газ через границу возле города Догубаязит.

 

Два последних газопровода стали целью для атак курдских отрядов из Рабочей партии Курдистана летом прошлого года во время противостояния с правительством страны, которое началось после двух лет перемирия и мирных переговоров.

В 2015 г. Турция импортировала не менее 39,7 млрд куб. м газа по трубопроводам, а также 7,5 млрд куб. м сжиженного природного газа (СПГ).

Наибольший объем поставок пришелся на российский сетевой газ (26,6 млрд куб. м), при этом Иран поставил на турецкий рынок 7,8 млрд куб м. газа, а Азербайджжан – лишь 5,3 млрд куб. м.

Хотя по контракту Турция имеет право на закупку 6,6 млрд куб. м газа с азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз».

В первом квартале 2016 года Азербайджан поставил в Турцию 1,71 млрд куб. м газа против 1,69 млрд куб. м в первом квартале 2015 года.

Что касается поставщиков СПГ, то большую часть этого вида энергоносителей туркам доставляют не катарские суда (как полагают многие эксперты), а танкеры-газовозы, плывущие из Алжира.

Список поставщиков сжиженного природного газа в Турцию по итогам прошлого года выглядит следующим образом:

  • Алжир (3,8 млрд куб. м);
  • Катар (1,7 млрд куб. м);
  • Нигерия (1,5 млрд куб. м);
  • страны Европы (0,3 млрд куб. м);
  • Тринидад и Тобаго (0,2 млрд куб. м).

Напомним, что в конце 2015 года во время официального визита президента Р.Т.Эрдогана в Катар Турция подписала с эмиратом соглашение на поставку сжиженного природного газа.

Примечательно, что подписанный документ открывает долгосрочную перспективу поставкам катарского сырья на турецкий рынок. Ранее они осуществлялись на основе краткосрочных контрактов между турецкой национальной компанией BOTAS и катарской государственной компанией Qatar Gas.

Несмотря на прошлогоднюю риторику турецкого лидера по поводу того, что его государству под силу заместить поставки российского «голубого топлива» с помощью импортного сжиженного природного газа, реализовать это на практике не представляется возможным.

Дело в том, что имеющиеся в Турции мощности для регазификации и хранения СПГ, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), не превышают 14 млрд куб. м в год и 3 млрд куб. м соответственно.

Турецкому руководству стоило бы вспомнить пример Польши, которая, пытаясь заместить объемы российского газа катарским СПГ, потерпела фиаско. В результате эмират будет ежегодно поставлять полякам около 1,5 млрд куб. м сжиженного газа по цене, существенно превосходящей стоимость российского сырья.

52.27MB | MySQL:103 | 0,511sec