Ситуация в Сомали: июнь 2016 г.

В первый день июня стало известно о решениии эмиратского портового гиганта компании Dubai Ports World заняться развитием инфраструктуры Берберы — основного порта  самопровозглашенного Сомалиленда. До этого порт фактически умирал, обрабатывая в год не более 40 тысяч контейнеров (например, аналогичный показатель соседенго Джибути составляет 900 тысяч). Приход в Берберу эмиратской компании кроме того, что он принесет сотни миллионов долларов инвестиций, стал фактическим признанием того, что непризнанная страна, оторвавшаяся от Сомали в 1991 году и игнорируемая мировым сообществом, сумела за это время достичь определенных успехов в вопросах укрепления стабильности и безопасности. Чего никак нельзя сказать об остальной территории Сомали.

Согласно готовящемуся соглашению с эмиратской компанией, уже до конца года планируется так расширить возможности порта, чтобы он получил потенциал для обработки 200 тысяч контейнеров в год.

По оценкам экспертов, Бербера имеет такое же стратегическое положение, как и порт Джибути, находясь на самом интенсивном пути морских перевозок между Суэцким каналом и Индийским океаном. Бербера может стать одним из главных транзитных пунктов на пути товаров в Эфиопию. Чтобы реализовать потенциал порта, в марте было подписано соглашение с Аддис-Абебой, согласно которому через него в перспекктиве пойдет 30% перевозок, предназначенных для Эфиопии. Для того, чтобы этот проект был успешным, необходимо будет достаточно быстро построить автомобильную дорогу протяженностью 300 км от Берберы до границы с Эфиопией.

Эмиратские инвестиции стали еще одним подтверждением курса стран (Персидского) залива на проникновение в Сомалиленд с населением в 4 млн человек. Ранее Кувейт профинансировал реконструкцию международного аэропорта и строительство сети медресе. Эмиратская авиакомпания Emirates — одна из немногих, осуществляющих ежедневные рейсы на столицу Сомалиленда Харгейсу. Страны Залива также могут решить проблему кредитов — из-за отсутствия международного признания Сомалиленд не имеет доступа к кредитам МВФ и ВБ.

В самом же Сомали месяц начался с очередного взрыва заминированного автомобиля. Теракт был совершен близ гостиницы Ambassadeur. По всей видимости, он был совершен по уже отлаженной боевиками движения «Аш-Шабаб» схеме — сначала подрыв автомашины, затем атака «пехотинцев», поскольку сразу после взрыва у отеля и внутри него завязался бой. Этот отель известен тем, что в нем проживает ряд парламентариев.

Ответственность за теракт взяло на себя движение «Аш-Шабаб». По его данным, джихадистам удалось ворваться внутрь отеля со всеми возможными последствиями для его постояльцев. В результате нападения погибли по меньшей мере 10 человек, в том числе 2 депутата парламента, 40 человек получили ранения. Чтобы восстановить контроль над гостиницей, силам безопасности потребовались почти сутки.

Также 1 июня Пентагон объявил, что несколькими днями ранее американским военным удалось уничтожить с  помощью воздушного удара некоего Абдуллахи Хаджи Дауда, названного координатором серии атак боевиков движения «Аш-Шабаб» в Сомали, Кении и Уганде и главой «Амният» — службы разведки и контрразведки этой организации. Авиаудар наносился по цели на юге Сомали.

Еще одна новость пришла 1 июня из портового города Кисмайо на юге Сомали. Там было объявлено, что в результате совместного рейда подразделения спецназа сомалийской армии и сил спецназначения Джубаленда на юго-западе страны уничтожены 16 боевиков движения «Аш-Шабаб», в том числе 4 полевых командира. Как утверждал министр безопасности федерального штата Джубаленд Абдирашид Джанан, уничтожен, в частности, некий Мохамммед Мохамуд Али (боевой псевдоним — Кано). Этот бывший преподаватель коранической школы в Гариссе считается разработчиком нападения в апреле 2015 года на университет г.Гарисса (Кения), в ходе которого были убиты 148 человек, в том числе 142 студента.

Ранее Кения уже сообщала об уничтожении Кано в июле 2015 года. Тогда утверждалось, что он был убит в Сомали в результате удара с американского беспилотного летательного аппарата. По всей видимости, кенийцы тогда приняли желаемое за действительное.

19 июня движение «Аш-Шабаб» подтвердило гибель Кано (его другие боевые псевдонимы — Далиадин, Гамадере).

5 июня в Могадишо неизвестные убили журналистку Сагаль Салад Осман, работавшую диктором на правительственной радиостанции «Макдишо». Она была расстреляна в упор в столичном квартале Ходон. Нападавшим удалось скрыться.

6 июня командование Миссии Африкканского союза в Сомали (Amisom) объявило об аресте пяти миротворцев, обвиненных в незаконной продаже военного снаряжения. Операцию по их аресту проводили в Могадишо совместно представители Миссии с сомалийской полиции. Сведений о национальности арестованных не сообщалось. Известно только, что они приторговывали горючим и мешками с песком.

9 июня движение «Аш-Шабаб» сообщило, что в результате атаки его боевиков на лагерь миротворцев из Эфиопии в центральной части Сомали в районе н.п.Хальган (регион Хиран) погибли свыше 60 солдат. В коммюнике утверждалось, что джихадистам удалось ворваться на территорию лагеря. Признавалось, что при этом погибли 16 боевиков. Командование эфиопской армии подтвердило сам факт атаки, однако прии этом утверждалось, что она была отбита с помощью сомалийских военных.

Как и в предыдущих аналогичных случаях, атака началась с подрыва на КПП лагеря заминированной автомашины. Боевики движения «Аш-Шабаб» и раньше достаточно регулярно атаковали лагеря миротворцев. Однако в данном случае они впервые атаковали расположение военных из Эфиопии, пользующихся репутацией хороших бойцов.

Уже позднее Аддис-Абеба объявила, что при отражении атаки были уничтожены свыше 100 джихадистов. Со своей стороны Могадишо сообщил о 240 убитых джихадистах и 9 миротворцах. Как всегда бывает в таких случаях, истина должна быть где-то посередине. По сомалийским данным, все миротворцы погибли в результате взрыва на въездном КПП.

25 июня в Могадишо джихадисты вновь атаковали один из отелей, на сей раз — Naasa Hablood. Атака развивалась по схеме, ставшей уже «класссический» — взрыв заминированной автомашины на въезде в отель, а затем его атака «пехотой». В результате атаки и захвата здания погибли 11 человек из числа гражданского населения, в том числе госсекретарь по вопросам защиты окружающей среды. При штурме гостиницы силовиками были уничтожены 3 джихадиста.

30 июня в 20 км к западу от Могадишо на мине подорвался микроавтобус. В результате подрыва погибли по меньшей мере 8 человек из числа его пассажиров, до 20 получили ранения.

В июне неспокойно было и в соседней с Сомали Кении. 20 июня 5 полицейских погибли в результате атаки боевиков движения «Аш-Шабаб» близ г.Эльвак на границе с Сомали. Полицейская машина сопровождала пассажирский автобус и была расстреляна из гранатомета.

Тем временем в Сомали продолжалась подготовка к назначенным на август выборам, которые скорее стоит называть «избирательным процессом». Несмотря на то, что конституция страны предусматривает всеобщее прямое избирательное право, депутаты парламента будут избраны представителями кланов. Депутаты верхней палаты парламента будут назначены федеральными штатами. Таким образом, по итогам избирательного процесса впервые в стране появится 2-хпалатный парламент. Затем на совместном заседании депутаты двух палат выберут президента.

Несмотря на то, что голосование не будет всеобщим и прямым, оно представляется достаточно представительным. В выборах в нижнюю палату парламента примут участие 14 тысяч делегатов, представляющих кланы. Они будут разделены на 6 избирательных коллегий. Им предстоит выбрать 275 депутатов, в том числе 30% — женщин. Стоит напомнить, что в 2012 году депутаты назначались на собрании 135 глав кланов.

Из 54 мест в верхней палате 48 достанутся в равной пропорции шести федеральным штатам. По три места получат полуавтономный Пунтленд и самопровозглашенный Сомалиленд.

Сейчас предполагается, что принцип всеобщего прямого избирательного права будет реализован уже в 2020 году.

23 июня начальник Генштаба угандийской армии генерал Катамба Вамала сообщил о намерении его страны вывести свой контингент из Сомали до конца 2017 год. При этом он не сообщил о причинах, побудивших Кампалу пойти на это. Угандийский контингент численностью 6 тысяч человек является самым крупным в составе Amisom при общей численности Миссии в 22 тысячи человек.

По одной из версий, Кампала идет на этот шаг с тем, чтобы побудить мировое сообщество улучшить финансирование Amisom. Согласно другой версии, ей нужны дополнительные силы в Южном Судане.

В целом, в Сомали налицо определенная эскалация боевых действий. Она, как представляется, связана с намерением мирового сообщества сделать все необходимое для организации в августе избирательного процесса. Джихадисты не без оснований полагают, что новые власти получат более значительную международную поддержку, после чего им будет труднее противостоять правительственным силам. Поэтому активизацией боевых действий в настоящее время они стремятся привести дело к отсрочке избирательного процесса на более отдаленную перспективу.

62.91MB | MySQL:105 | 0,655sec