Российско-турецкое соглашение по газопроводу «Турецкий поток»: реакция зарубежной прессы

После подписания Россией и Турцией межправительственного соглашения по газопроводу «Турецкий поток» на Всемирном энергетическом конгрессе (10–13 октября с.г., Стамбул) в зарубежной прессе появились любопытные публикации на этот счет.

Например, немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten назвало подписание указанного документа поражением США, поскольку реализация газотранспортного проекта приведет к экономической интеграции России, Европейского союза и Турции, а также увеличению удельного веса российского «голубого топлива» на рынке Европы.

Deutsche Wirtschafts Nachrichten  отмечает, что «Турецкий поток» позволит Турции не только получать российский газ напрямую, но и стать значимым энергетическим хабом по транспортировке топлива в европейские страны. В результате произойдет экономическое слияние России, Евросоюза и Турции и образуется большое экономическое пространство, неконтролируемое США.

Немецкое издание уверено, что с введением в эксплуатацию российско-турецкой магистрали на газовом рынке Европы еще больше усилятся позиции России, что для США, которые в последние годы пытались сорвать реализацию практически всех российских европейских энергетических проектов, станет поражением.

В статье указывается, что США намереваются конкурировать с Россией в Европе, реализуя сланцевый газ. В этой связи с помощью Украины Вашингтон намерен контролировать российские газопроводы, что позволит обеспечить не только информационное прикрытие американским поставщикам в вопросах ценообразования или энергетической безопасности.

Однако Венгрия и Греция, которые вдруг стали аутсайдерами Евросоюза из-за национализма и долгового кризиса соответственно, уже сотрудничают с Россией по «Турецкому потоку». Эти страны могут получить выгоду от проекта, что наверняка «ускорит центробежные силы в ЕС».

Польша же, проводящая жесткий антироссийский курс сегодня, скорее всего, ослабит свои позиции, поскольку больше не будет рассматриваться как альтернативный маршрут поставок газа, считает Deutsche Wirtschafts Nachrichten.

Кстати, партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy М.И.Крутихин недавно опубликовал статью на сайте Московского центра Карнеги. Ссылаясь на подсчеты главы компании East European Gas Analysis М.Корчемкина, он отметил, что себестоимость российского газа на немецком рынке оценивается в диапазоне от 4,78 до 5,07 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ).

При этом, указывает М.И.Крутихин, «в августе этого года средняя цена газа, который “Газпром” продает в Европе по долгосрочным контрактам с привязкой к цене нефтепродуктов, составила примерно 150 долларов за тысячу куб. м (4,16 доллара за 1 млн БТЕ)».

Как представляется, подсчеты М.Корчемкина, приведенные в материале М.И.Крутихина, об убыточности продаж российского газа европейским клиентам весьма провокационны и вряд ли соответствуют действительности.

По подсчетам аналитика Оксфордского института энергетических исследований (OIES) Дж.Хендерсона, опубликовавшего 15-страничный доклад под названием Gazprom – Is 2016 the Year for a Change of Pricing Strategy in Europe? («“Газпром”: является ли 2016 годом для изменения стратегии ценообразования в Европе?») себестоимость российского газа с доставкой в Европу составляет 3,5 доллара за 1 млн БТЕ, а не 4,78–5,07 доллара, как указал М.Корчемкин.

М.И.Крутихин уверен, что американские поставщики сжиженного природного газа (СПГ) втянут в ценовую войну Россию с ее трубопроводными поставками сырья. «Из США пошел быстро нарастающий в объеме экспортный поток сжиженного газа по ценам, которые никак не окупают его добычу, сжижение, транспортировку и регазификацию. Товар, который обошелся продавцу в 6 или даже 7 долларов за 1 млн БТЕ, идет в Южную Америку по цене 5,5 доллара, а в Португалию и Великобританию еще дешевле», – пишет М.И.Крутихин.

Автор не согласен с мнением партнера RusEnergy, считая, что на рынке Европы Россия без проблем одержит победу в ценовой войне с заокеанскими поставщиками. СПГ из США не сможет серьезно понизить конкурентоспособность российского сырья ни по объемам, ни по цене.

По данным OIES, европейским клиентам придется выложить за американское сырье не менее 4,3 доллара за 1 млн BTU, а по другим подсчетам – около 7 долларов.

Правда, у американских экспортеров есть неплохая возможность закрепиться на европейском рынке, танкерным способом поставляя «голубое топливо» в те страны, которые не получают российский трубопроводный газ.

Однако после запуска газпромовского проекта «Балтийский СПГ» Россия получит возможность выхода на рынок Испании и Португалии, где сырье из Усть-Луги составит конкуренцию американскому газу. Благодаря более короткому транспортному плечу, российский сжиженный газ будет более конкурентоспособным.

Конкуренции с поставщиками СПГ на азиатском рынке России тоже бояться не стоит. Из-за географических особенностей некоторых стран региона (прежде всего Китая) там будут востребованы как магистральные, так и танкерные поставки сырья. Газопровод «Сила Сибири» обеспечит внушительный экспортный объем сетевого газа, а проект «Сахалин-2» (мощность которого в перспективе планируется увеличить) не позволит соперникам оставить не у дел «Газпром» в вопросе экспорта СПГ.

Экономический обозреватель Deutsche Welle А.Гурков  в материале под заголовком «Комментарий: Первый успех проекта “Лишим Украину транзита”» считает, что межправительственное соглашение является важной политической победой Кремля, но станет серьезным финансовым бременем для «Газпрома».

«Будь этот российский государственный концерн частной компанией, нацеленной исключительно на зарабатывание денег, он ни за что не взялся бы за этот проект. Но об экономике здесь и речи нет. Тут чистая геополитика», – полагает А.Гурков.

Обозреватель подчеркивает: «Если же со второй ниткой ничего не получится (а “Газпром” не исключает такой возможности и специально заложил в соглашение пункт об отмене ее строительства), то весь “Турецкий поток” сведется к одной-единственной нитке мощностью 15,75 млрд куб. м. Она будет предназначена для снабжения только западной, европейской части Турции, поскольку основная территория этой страны к востоку от Босфора получает газ из России по трубопроводу “Голубой поток”.

Это был бы самый убыточный вариант для “Газпрома”, ведь компания потратит миллиарды евро фактически на то, чтобы всего лишь заменить вполне исправно действующую вот уже много лет трубу, по которой российский газ через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию поступает в западную часть Турции. Да, на транзите можно будет сэкономить, но огромные инвестиции в прокладку труб в особо глубокие воды Черного моря это долго не окупит. Тем более что Путин обещал Эрдогану в Стамбуле еще и скидку на газ».

Д.Бечев, научный сотрудник гарвардского Центра европейских исследований и директор Института европейской политики в Софии, в публикации на сайте журнала The American Interest утверждает, что сага «Турецкого потока» еще не завершена: «Хотя детали пока остаются неизвестными, это соглашение позволит Турции получить довольно значительную скидку на будущие поставки газа, которая существенно превысит первоначальное предложение России, то есть составит более 10%. У “Газпрома” есть все основания скрывать размеры скидки как можно дольше, чтобы не допустить цепную реакцию на крупных экспортных рынках в Европе. В любом случае эта сделка не будет заключена до тех пор, пока Botas (государственная турецкая компания – прим. Э.К.) не подпишет долгосрочное соглашение с российской стороной».

Д.Бечев не сомневается в том, «что написано мелким шрифтом, будет определять, кто и что получит в результате долгих переговоров. (Между прочим, в противовес ожиданиям визит Путина не привел ни к каким существенным прорывам по атомной станции “Аккую”, которую строит «Росатом». В настоящее время реализация проекта приостановлена из-за разногласий правового и политического характера)».

Корреспондент издания The New York Times Н.Макфаркуар считает, что российский президент (впервые прибывший в Турцию с момента начала политико-экономического кризиса в отношениях Москвы и Анкары, разразившегося после сбитого российского бомбардировщика) воспользовался плановым мероприятием в Стамбуле, чтобы продвинуться к примирению с Турцией, в том числе возобновить соглашение по поводу приостановленного проекта строительства газопровода «Турецкий поток».

«Возвращение к проекту включает в себя и традиционный российский геополитический “подсластитель” – снижение “Газпромом” цены на газ для Турции», – отмечает в своей заметке Н.Макфаркуар.

В одной из недавних публикаций автор не исключил того, что Турция будет постоянно требовать внушительных дисконтов на покупку сырья во время строительства магистрали. «Газпрому» не стоит предоставлять большие скидки, пока «Турецкий поток» не начнет функционировать.

«Даже в смягченной версии (одна ветка и исключительно для Турции) этот новый газопровод принесет России коммерческую и стратегическую выгоду. Он заблокирует турецкий рынок и окончательно закрепит зависимость Турции от “Газпрома”, на долю которого сейчас приходится 2/3 импортируемого Турцией газа.

Это замедлит попытки диверсифицировать поставки путем закупки газа у Ирана (который занимает второе место по объемам поставок газа в Турцию), Азербайджана и других стран. В Турции также существует СПГ-инфраструктура, и в прошлом месяце местная компания Ege Gaz получила свой первый груз из США.

Более того, новая сделка с Россией будет препятствовать либерализации турецкого газового рынка, а это является необходимым условием для превращения Турции в региональный центр торговли. Стоит также отметить, что сохраняющаяся зависимость Турции от газа указывает на то, что амбициозные планы турецкого правительства по увеличению доли возобновляемых источников энергии – в частности энергии солнца и ветра –  с 9,5% до 30% к 2023 году (когда республика будет отмечать столетие своего существования), будут реализовываться более низкими темпами», – пишет Д.Бечев.

Аргументация научного сотрудника гарвардского Центра европейских исследований не разубедила автора в том, что России невыгодно строительство только одной ветки «Турецкого потока». С помощью новой газотранспортной магистрали «Газпрому» необходимо не только удовлетворить растущие потребности в топливе турецких потребителей, но и в безупречно исполнить обязательства по бесперебойным долгосрочным поставкам товара клиентам Евросоюза.

По мнению Д.Бечева, «расширение газопровода в Грецию и другие страны Евросоюза невозможно из-за тех же самых нормативно-правовых препятствий, которые привели к сворачиванию проекта “Южный поток”. Более того, европейским клиентам “Газпрома” пришлось бы смириться с пересмотром их истекших контрактов касательно места доставки, что было бы нелегко».

В свою очередь, чешский аналитик Р.Йох в интервью порталу Parlamentní listy заявил о том, что не стоит ожидать от российско-турецкого сотрудничества слишком многого. Он не отрицает того, что сейчас страны сблизились, но никто не может быть уверен в том, что какое-нибудь мелкое оскорбление не приведет к коренным изменениям. Р.Йох полагает, что Россия и Турция будут дружить до тех пор, пока одна не обидит другую.

«Новый российский газопровод, ведущий в Евросоюз через Турцию, если он все же будет построен, возможно, может показаться главным достижением геополитического гения. Однако в реальности он представляет собой дорогостоящий проект, чья экономическая рентабельность, мягко говоря, сомнительна. Предполагаемое продолжение “Турецкого потока” вглубь Евросоюза должно быть открыто для других поставщиков, а не только для “Газпрома”. Другими словами, Россия будет спонсировать своих конкурентов и предоставлять скидки транзитным странам, чтобы не терять их поддержку», – подытоживает Р.Йох.

Пессимизм аналитика не разделяет корреспондент американской газеты Christian Science Monitor Ф.Вир. В статье Warming Russia-Turkey relations send a chill through Ukraine он отмечает следующее: «С появлением “Турецкого потока” Анкара станет для “Газпрома” главным дистрибьютором на южном фланге ЕС. Германия, чьи ведущие компании поддерживают планы строительства вызывающего острую полемику трубопровода “Северный поток–2”, благодаря которому объемы поставок российского газа в ЕС по дну Балтийского моря удвоятся, бесспорно, станет главным газовым хабом для Северной Европы».

Аналитический обзор «нашумевших» публикаций, в которых ведущие иностранные аналитики, обозреватели, политики оценили перспективы и значение «Турецкого потока» для России, Турции, США, Европейского союза, Украины в очередной раз позволяет автору сделать главный вывод – Запад сильно опасается усиления российского влияния на газовом рынке Турции и Европы, ведь с запуском новой магистрали многие заокеанские конкуренты «Газпрома» окажутся за бортом.

52.32MB | MySQL:103 | 0,544sec