Оценки китайских специалистов ракетного обстрела хоуситами кораблей ВМС США в Баб-эль-Мандебском проливе

По информации СМИ КНР, по состоянию на 12 октября 2016 г. эсминец проекта «Орли Берк», модификация Flight IIA, с управляемым ракетным вооружением ВМС США «Мэйсон» (бортовой номер 87) дважды подвергался ракетным атакам со стороны йеменских хоуситов. В обоих случаях противокорабельные ракеты С-802А китайского производства или их прямые аналоги «Нур» иранского производства не достигли цели.

По признанию американских аналитиков обстрел корабля ВМС США это явный сигнал хоуситов Вашингтону, что они готовы противостоять агрессии Королевства Саудовская Аравия и в этом им помогут ливанская «Хизбалла»,  а также иранский Корпус стражей исламской революции, на вооружении которых имеется большой арсенал противокорабельных ракет (ПКР) китайского и иранского производства.

Известно, что для отражения первой и второй ракетных атак экипаж американского корабля применил одну зенитную управляемую ракету Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM), а также, вероятно, две ракеты-перехватчика «Стандарт 2», которая является самым распространенным образцом вооружения подобного типа и назначения. Четвертая ПКР была выведена из строя при помощи корабельной системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) AN/SLQ-32, которая действовала совместно с системой постановки маскирующих помех Nulka. Известно, что еще в 2015 г. в США утверждена программа модернизации (стоимость 2,3 млрд долл. США) упомянутой системы РЭБ до уровня SEWIP Block 3.

В случае если эти современные системы пропустят ПКР, то в качестве оружия самообороны американские военные моряки применять комплекс SeaRAM, который предназначен для уничтожения дозвуковых баллистических и аэродинамических целей на малой дальности.

Все вышеперечисленные образцы вооружений корабля являются составными частями корабельной системы противоракетной обороны «Эгида», которая была создана специально для борьбы с баллистическими целями – ПКР. Современная версия программного и аппаратного обеспечения эсминца «Мэйсон» имеет обозначение Baseline 6.2, что указывает на способность применять все три типа ракет-перехватчиков, а именно «Стандарт 2, 3, 6», которые позволяют защитить не только сам корабль, но и другие сопровождаемые надводные объекты в радиусе 160 км.  Подобные скромные показатели обусловлены возможностями корабельной РЛС AN/SPY-1D, аппаратная составляющая которой не позволяет надежно сопровождать множественные цели, приближающиеся с разных направлений. В случае с ракетами хоуситов американским военным повезло, что цели были дозвуковые, а схожее направление полета позволяло применить наиболее адекватные средства ПВО/ПРО корабля.

По мнению начальника морских операций ВМС США адмирала Джона Ричардсона, поведение экипажа корабля в момент ракетного обстрела должно являться примером, достойным подражания. Д.Ричардсон отметил высокую слаженность действий экипажа, которая позволила использовать все технические возможности корабля для отражения нападения.

По данным китайских спецслужб, эсминец «Мэйсон» не столько защищался сам, сколько выполнял задачу по обеспечению прикрытия действующей в этой же части Красного моря передовой плавучей базы (ППБ) ВМС США «Понсе» (бортовой номер 15), которая имеет следующие тактико-технические характеристики:

– водоизмещение – 17 300 тонн;

– длина – 173 м;

– ширина – 30 м.

«Понсе» оснащен площадкой для базирований четырех тяжелых вертолетов типа СН-53. Внутренние помещения позволяют размещать до батальона морской пехоты с личным вооружением. Вероятно, что с данной ППБ отгружается часть боеприпасов и оборудования как для подразделений Сил специальных операций (ССО), действующих в регионе, так и для кораблей, осуществляющих поиск и уничтожение минных постановок вдоль территориальных вод Йемена.

Кроме того, с марта 2015 г. в данном районе Красного моря на регулярной основе дислоцированы десантные транспорты-доки проекта «Уитби-Айленд», являющиеся передовыми базами сил морской пехоты или отрядов ССО. Снабжение подразделений бронетехникой, боеприпасами, а также доставка судов на воздушной подушке типа LCAC (незаменимы при морских десантных операциях) осуществляется новыми морскими десантными платформами проекта «Монтфорд Поинт», которые не имеют вооружения для самообороны.

Одной из основных причин неудачных пусков с береговых установок по американскому кораблю стала малая мощность РЛС береговых комплексов, неспособных в достаточной степени «подсветить» американский боевой корабль для радиолокационных систем наведения ПКР «Нур» (в различных модификациях имеет дальность пуска от 30 до 170 км), поскольку тот  находился на удалении более в 20 км от береговой черты Йемена.

Представляется возможным проанализировать информацию СМИ КНР о результатах ракетной атаки на быстроходный транспорт-катамаран (HSV) «Свифт» (бортовой номер 2), который был арендован одной из арабских компаний у ВМС США. Известно, что йеменские хоуситы при помощи иранских военных советников использовали иранский береговой ракетный комплекс «Нур» с одноименными ПКР.

Известно, что в момент попадания ПКР в носовую часть «Свифта» корабль находился на удалении в 25 км и двигался со скоростью 10 узлов. Станция наведения и подсветки цели «Нур» использует мобильную радиолокационную станцию S или X  диапазона, которая позволяет устойчиво обнаруживать и сопровождать крупноразмерные надводные цели, а американский катамаран имеет длину 101 м, ширину 26 м и водоизмещение 1695 тонн.

Прочный и легкий алюминиевый корпус катамарана был буквально изрешечен осколками при взрыве ракеты, что спровоцировало пожар на ходовом мостике и в носовой части корабля, по мере распространения огня произошло возгорание топлива в танках по левому борту «Свифта».

Китайские специалисты полагают, что американский корабль остался на плаву по двум причинам:

– первая, отсутствие серьезного поражения подводной части корпуса корабля и, как следствие, сохранение герметичности;

– вторая, неполное срабатывание или несрабатывание боевой части ПКР, поскольку по расчетам китайских оружейников ПКР национального производства С-802 (дальность пуска составляет 120 км) должны наносить неприемлемый урон надводным кораблям с водоизмещением от трех до пяти тысяч тонн. Зафиксированные повреждения китайские специалисты склонны объяснять тем, что в качестве поражающих элементов выступили несгоревшее ракетное топливо и части корпуса ракеты иранского производства.

52.39MB | MySQL:103 | 0,521sec