Об интервью посла США в Турции изданию «Дюнья»

На прошлой неделе Чрезвычайный и Полномочный посол США в Турции Джон Басс дал развернутое, эксклюзивное интервью ежедневному деловому изданию «Дюнья». С учётом того, как непросто в последнее время непросто сказываются отношения между двумя странами уместно внимательно выслушать американского дипломата, главным, вынесенным в первый параграф статьи, которого является тезис о том, что «политические трудности не должны сказываться на торгово-экономических отношениях».

Сразу стоит прокомментировать, что российско-турецкие отношения до 24 ноября 2015 года тоже развивались со схожей мыслью о том, что экономические интересы способны нивелировать политические противоречия. Как показал инцидент с российским самолетом Су-24 – лишь до определенной поворотной точки. Хотя, наступила ли эта точка или нет между США и Турцией с попыткой военного переворота 15 июля, после очевидного нежелания американцев выдавать Фетхуллаха Гюлена, и с американской ставкой на сирийских курдов – отдельный вопрос. Просто потому, что помимо развивающихся между двумя странами торгово-экономических отношений есть, как минимум, ещё одна важная скрепа – Североатлантический альянс.

Впрочем, как говорил известный персонаж, тоже, кстати, про посла, «понять его надеже, царь, немудрено». Если в 2003 году американский экспорт в Турцию составлял 3,50 млрд долл., а импорт из Турции – 3,75 млрд, то в 2015 году картина кардинально изменилась и, надо сказать, в пользу американцев. Те же цифры составили уже 11,14 млрд и 6,40 млрд долларов соответственно.

Итак, обратимся к тезисам выступления Джона Басса:

  1. Невзирая на политические трудности между двумя странами, как заверил посол США в Анкаре, среди американских компаний практически отсутствуют планирующие покинуть турецкий рынок. «За несколькими исключениями» бизнес решителен в том, чтобы продолжать свою деятельность в Турции. Потенциально важным направлением деятельности является американо-турецкое сотрудничество в третьих странах.
  2. Задачей на ближайшую пятилетку является увеличение товарооборота между двумя странами с текущих 18 млрд долларов до 40 миллиардов. Заметим, что данная цифра в плане обеспечения товарным наполнением вызывает не меньше вопросов чем куда как более амбициозная цель, заявленная после встречи В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана, по доведению в ближайшие годы товарооборота до 100 миллиардов долларов.

Даже с учетом того, что в случае США мы говорим о первой экономике мира, где на турецком рынке возникнут такие рыночные ниши, на фоне падения курса национальной валюты и снижения покупательской способности – огромный вопрос. Из всего этого можно сделать простой вывод о том, что популистские заявления они всегда популистские – хоть в США, хоть в Турции, хоть в России. Хотя, как оговорился американский посол, «если ускорятся реформы в Турции». С этой оговоркой возникает ещё больше вопросов, о каких таких реформах говорит американский дипломат. По части экономики, в общем и целом, турецкие реформы завершены, а экономика в значительной мере либерализована. А свобода слова на экономику если и влияет, то не вполне прямым образом.

  1. Впрочем именно по причине того, что США является первой экономикой мира, а также с учетом того, что США и Турция являются «стратегическими партнерами» турецкого корреспондента интересовал вопрос относительно того, нет ли между этими фактами и 18 миллиардным товарооборотом очевидного противоречия?

Тут американский дипломат, естественным образом, указал на статистику последних лет и отметил, что положительная динамика в развитии двусторонней торговли сохраняется. Важным аспектом двустороннего сотрудничества, по словам посла являются американские инвестиции в турецкие научно-исследовательские центры. Американский посол выделил те индустрии, которые могли бы представлять собой точки роста для двусторонних отношений – строительство, инфраструктура, медицина, цифровые технологии и авиация. Под последним подразумевается развитие турецких предприятий по производству летательных аппаратов (скажем, вертолетов марки «Сикорский»). С институциональной точки зрения, на пользу двусторонним торгово-экономическим отношениям должно прийти соглашение о свободной торговле (очевидно, речь идет борьбе, ведущейся турками уже не один год, по присоединению страны к переговорам США-ЕС-авт.).

  1. Касательно политических трений, наблюдаемых между двумя странами американский посол указывает на то, что оглядываясь на историю двусторонних отношений, трудности время от времени возникали. Однако, важнейшим «стоп-краном» является их многоплановость. И, невзирая ни на что, американские компании продолжают свое сотрудничество с Турцией и свои инвестиции в страну.
  2. Касательно понижения страновых рейтингов Турции, в частности, со стороны Moody’s, посол указал на то, что – это независимая организация и её позиция не всегда параллельна взгляду Соединенных Штатов Америки. Тем более, что в своих расчетах они учитывают и региональные риски ( то есть получается не связанные непосредственно с положением дел в самой, оцениваемой ими, Турции-авт.).
  3. Когда турецкий корреспондент спросил посла относительно того, насколько долго, по его мнению, могут продлиться трудности между двумя странами (что характерно, не обращаясь к природе этих трудностей-авт.), Джон Басс выразил надежду, что «насколько это возможно, недолго». Что, по его словам, имеет особенную важность с точки зрения совместной борьбы в регионе с терроризмом.
  4. Задал корреспондент вопрос и о том, не беспокоит ли Запад взгляд Турции, обращённый на Восток, к примеру, в сторону Шанхайской организации сотрудничества? Американский посол любезно признал за турками право «исследовать возможности», представляющиеся перспективными для развития страны. И, конечно, желание Турции обеспечить себе доступ на азиатские рынки, в силу географического положения страны, является в высшей мере «естественным».
  5. В целом, американский посол оценил перспективы развития турецкой экономики в ближайшие пять лет как «блестящие». Разумеется, если «Турция с помощью своих друзей» победит террор и продолжит сохранять свой статус страны, привлекательной для международных инвесторов.

Понятно, что «Дюнья» — это, в первую очередь, деловое издание. Но это не значит, что оно свободно от политических вопросов и совсем их не касается, когда это требует контекст. Данное интервью «за сто верст» обошло все те вопросы, которые, по-настоящему, волнуют турецкую сторону и которые должны были прозвучать в адрес американского посла. Таким образом, посол США в Турции предстал в качестве торгового представителя, излучающего уверенность в том, что чтобы не происходило в сфере политических отношений между двумя странами, у Анкары нет большого пространства для маневра. Весьма уверенная позиция, хотя, безусловно, и не лишенная оснований.

62.82MB | MySQL:102 | 0,622sec