Ситуация в Ливии: сентябрь 2016 г.

2 сентября глава МИД Франции Жан-Марк Эйро в ходе состоявшегося в Париже ежегодного совещания с главами французских дипломатических миссий призвал главу Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файеза ас-Сараджа найти «компромисс» с сидящим в Тобруке международно признанным парламентом (последний так и не признал ПНС, как того требовали Схиратские соглашения) и возглавляющим вооруженные формирования непризнанного правительства в Тобруке генералом Халифой Хафтаром.

«Чтобы уничтожить формирования «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), ему (главе ПНС-авт.) отныне необходимо установить контроль над всеми институтами (власти-авт.) и всей территорией Ливии. Но для этого ему необходимо найти компромисс с парламентом в Тобруке и генералом Х.Хафтаром», — считает глава МИД Франции. Он сообщил, что Париж «готов поддержать эти усилия вместе с региональными державами, и в частности, с Египтом», который вместе с ОАЭ поддерживает генерала, считая его формирования главной силой в борьбе против исламистов. Со своей стороны Франция поддерживает международно признанное ПНС. Тем не менее французские военные представлены на востоке Ливии при формированиях Х.Хафтара. Этот факт Париж был вынужден признать в середине июля, когда там погибли 3 французских военных, выполнявших разведывательную миссию и находившихся среди бойцов генерала.

3 сентября силы ПНС вновь атаковали последний оплот ИГ в Сирте – квартал номер 3. В тот же день штурмом были взяты здания двух банков и гостиницы, превращенные боевиками в опорные пункты.

Наступление на Сирт велось силами ПНС с 12 мая при воздушной поддержке со стороны американской авиации. 9 июня правительственные силы ворвались в город. В дальнейшем их продвижение замедлилось в связи с упорным сопротивлением джихадистов. С 1 августа в события вмешалась американская авиация. С начала наступления в боях погибли свыше 600 бойцов правительственных сил, около 2,5 тысяч получили ранения. Действия на земле поддерживали кроме американцев самолеты ливийских ВВС, которые действовали с аэродрома бывшего летного училища в г.Мисурата. С 12 мая они совершили до 600 вылетов.

Следующие 2 недели в Сирте наблюдалось относительное затишье. Бои там возобновились 18 сентября.

5 сентября с серьезным предупреждением выступил министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. По его оценке, есть реальная угроза распространения активности джихадистов из ИГ на Тунис и Египет сразу после того, как они будут выбиты из контролировавшихся ими зон в Ливии, и в частности, из Сирта и Бенгази. Согласно  американским и французским источникам, в Ливии к тому времени находились от 5 до 7 тысяч боевиков ИГ. Многие из них обосновались на крайнем юге страны.

В этом же русле прозвучало 6 сентября заявление министра обороны Туниса Фархата Хоршани, согласно которому в рядах формирований ИГ в Ливии воюет порядка тысячи туниссцев, в том числе франко-туниссцев. Согласно его оценкам, после падения Сирта некоторые туниссцы могут податься на юг страны, другие попытаются вернуться к себе на родину.

5 – 6 сентября в Тунисе под эгидой ООН прошла встреча делегации ПНС и представителями непризнанного правительства в Тобруке. Целью встречи было обсуждение путей формирования Правительства национального согласия, которое могло бы быть одобрено международно признанным парламентом. Еще одной темой дискуссии было место, которое ее участники хотели бы предложить Х.Хафтару.

Несмотря на встречу в Тунисе, 11 сентября силы генерала Х.Хафтара захватили два нефтяных терминала, ранее находившихся под защитой союзных с ПНС формирований охранников объектов нефтяной инфраструктуры. Речь шла про терминалы Эс-Сидра и Рас Лануф. Одновременно они завязали бои за терминал Зуейтина, таким образом впервые вступив в конфронтацию с силами ПНС и применив при этом авиацию и артиллерию. 12 сентября терминал Зуейтина перешел под контроль Х.Хафтара.

Ранее, в конце июля, охранники после договоренности с ПНС сообщили о возобновлении функционирования первых двух терминалов из числа упомянутых выше. Оба они перестали функционировать в январе после того, как были атакованы формированиями ИГ. В ответ силы Х.Хафтара пригрозили атаковать танкеры, которые могли зайти под загрузку на эти терминалы.

Потеря нефтяных терминалов стала серьезным ударом по ПНС, которое рассчитывало получить в 2016 году доходы от экспорта нефти в 4 млрд долларов. Действия сил Х.Хафтара по захвату нефтеэкспортных терминалов осудили США и пять их основных европейских союзников.

Также 11 сентября ПНС призвало своих сторонников восстановить контроль над нефтяными терминалами. Второе коммюнике ПНС, появившееся уже 12 сентября, было более миролюбивым. В нем утверждалось, что атаки на нефтетерминалы противоречат «процессу примирения».

12 сентября стало известно, что Рим по просьбе Триполи готов отправить своих военных в Ливию с тем, чтобы взять под свой контроль функционирование и охрану планировавшегося к разворачиванию полевого госпиталя в Мисурате на 50 коек. Туда планировалось отправить 65 медработников, 100 парашютистов и 135 тыловиков.

Уже 13 сентября силы Х.Хафтара без боя захватили 4-й и последний терминал «нефтеэкспортного полумесяца» — в Бреге.

В ответ на эти действия эмиссар ООН в Ливии Мартин Коблер в очередной раз потребовал от всех ливийцев признать ПНС как «единственный исполнительный орган» в стране. Одновременно он предостерег от «раскола страны» и напомнил, что согласно резолюции номер 2259 СБ ООН вся нефтяная инфраструктура страны должна находиться в ведении ПНС.

Со своей стороны спикер ливийского парламента – эта структура поддерживает «правительство», обосновавшееся на востоке страны – заявил, что захват «нефтеэкспортного полумесяца» призван «освободить нефтяные терминалы от тех, кто препятствует экспорту ливийской нефти». «Армия уйдет из районов добычи и с нефтеэкспортных терминалов. На них больше не будет вооруженных лиц», — сказал Агила Салех. Со своей стороны глава восточного «правительства» Абдалла ат-Тани заверил, что терминалы возобновят работу в кратчайшие сроки с тем, чтобы обеспечить достойную жизнь ливийцам.

14 сентября в Лондоне был распространен доклад британских парламентариев, в котором признавалось, что вооруженное вмешательство Великобритании в Ливии в 2011 году было основано на «ошибочных постулатах». Комиссия по иностранным делам британского парламента указала на несколько ошибок, совершенных прежними британскими властями при подготовке и принятии решения на военное вторжение, мотивировавшееся тогда стремлением защитить гражданское население, якобы подавлявшееся режимом М.Каддафи. В частности, в документе указывается, что решения тогда принимались на основе выборочных данных, без их комплексного анализа, и в частности, без учета степени влияния радикальных исламистов внутри повстанческого движения.

Также 14 сентября в попытке урегулировать конфликтную ситуацию, складывающуюся в стране, ПНС призвало восточное «правительство» к диалогу. Соответствующее обращение сделал Ф.ас-Сарадж. В своем заявлении он отметил, что не приемлет варианты, при которых ему бы пришлось «руководить только частью страны, либо воевать против части ливийцев». К тому времени он оказался в весьма затруднительном положении, так как даже два вице премьер-министра из состава его кабинета поддержали действия восточного «правительства».

В тот же день «правительство» в Тобруке сообщило, что передало нефтеэкспортные терминалы в ведение национальной нефтяной компании NOC. По всей видимости, речь шла о компании, подчинявшейся именно Тобруку, так как к тому времени в Ливии функционировали две одноименных компании NOC. Хотя могло быть и иначе, поскольку 14 сентября на терминале в Зуейтине побывал глава NOC (Триполи) Мустафа Саналла. Возможно, это был вынужденный шаг со стороны восточного «правительства», если в распоряжении NOC (Тобрук) не оказалось технических специалистов, необходимых для восстановления работоспособности терминалов. При этом в коммюнике NOC (Триполи) утверждалось, что компания остается лояльной ПНС, однако будет подчиняться «инструкциям парламента», который базируется на востоке и поддерживает «правительство» в Тобруке.

18 сентября формирования лояльных ПНС охранников объектов нефтяной инфраструктуры атаковали позиции сил Х.Хафтара в районе терминалов Рас Лануф и Эс-Сидра. Для отражения этих атак «восточные» использовали авиацию. Кстати, самого Х.Хафтара в ливийских СМИ с сентября начали называть «маршалом».

Несмотря на эту атаку, 21 сентября от терминала Рас Лануф отошел мальтийский танкер с 800 тысячами баррелей нефти на борту. Он взял курс на Италию. Эта отгрузка нефти с данного терминала стала первой с ноября 2014 года.

20 сентября на востоке Ливии разбился вертолет «восточных». При этом погибли 5 человек, в том числе 4 высших офицера. Среди погибших значились глава кабинета спикера парламента генерал Идрис Юнес ад-Дрейси, его сын, два офицера ВВС в звании «полковник» и лейтенант. Вертолет летел по маршруту Рас Лануф – Тобрук.

21 сентября командование «восточных» обвинило Триполи в том, что накануне «самолеты, вылетевшие с авиабазы в Мисурате, находящейся под контролем незаконных вооруженных формирований и союзных с ними террористических групп», нанесли удар по жилому кварталу в городе Сохна, что к югу от Сирта. При этом погибли 7 мирных жителей.

22 сентября в Нью-Йорке в ходе Генеральной Ассамблеи ООН глава ПНЕ Ф.ас-Сарадж заявил о готовности вести диалог с «восточными» при условии, что они признают верховенство власти ПНС. Понятно, что в условиях ливийских реалий это условие вряд ли реализуемо. Уже 27 сентября в Париже он утверждал, что только диалог поможет Ливии избежать гражданской войны. Одновременно он заявил о готовности сформировать новое правительство страны и интегрировать силы Х.Хафтара, контролирующие нефтяные терминалы, в состав вооруженных сил страны.

27 сентября в Женеве М.Коблер предупредил, что Ливия оказалась «в политическом тупике», и ее может ожидать «опасное развитие военной ситуации». Как представляется, один из вариантов выхода из этого тупика связан с понятной работой с теми странами, которые поддерживают «восточных». Но стоит ли делать это? А вдруг оценка сил ПНС, данная в Тобруке, где их считают «незаконными вооруженными формированиями и союзными с ними террористическими группами», окажется справедливой?

52.31MB | MySQL:103 | 0,463sec