- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская нефть: конкуренция c Россией и альтернативной энергетикой. Часть 3

В Части 1 [1] содержится статистика поставок российской нефти на азиатский рынок (прежде всего в Китай); приведено сравнение экспортных объемов саудовской и российской нефти на китайском рынке; опубликованы данные Росстата и объединения исследовательских центров нефтяной отрасли Joint Organization Data Initiative свидетельствующие о том, что наше государство опередило королевство по объему производства нефти.

В Части 2 [2] сообщено об обязательствах России и Саудовской Аравии сократить добычу нефти в рамках венских письменных договоренностей; рассмотрено сотрудничество государственной нефтяной компании Saudi Aramco с малазийской компанией Petronas и индонезийской компанией Pertamina; сказано о сотрудничестве компании «Роснефть» с Индией и Индонезией.

Рамочное соглашение «Роснефти» с индонезийской компанией Pertamina (см. Часть 2 [2]), как ожидается, должно увенчаться сооружением завода по переработке средне- и высокосернистых сортов нефти мощностью 15 млн т в год. На первом этапе стороны проработают параметры разработки проекта.

Министр энергетики России А.В.Новак отметил, что проект выгоден нашему государству с точки зрения экспорта оборудования, технологий и поставок нефти. Однако перспективы создания такого проекта туманны из-за нестабильности на мировом рынке нефти[i] [3].

Так, у «Роснефти» в подвешенном состоянии находится еще один проект – строительство нефтеперерабатывающего завода в китайском Тяньцзине, по которому стороны еще не утвердили технико-экономическое обоснование.

По информации президента России В.В.Путина, есть заделы для расширения российско-индонезийского энергетического сотрудничества, поскольку компании «Зарубежнефть» и «Роснефть» имеют конкретные широкомасштабные проекты[ii] [4].

В конце апреля 2016 года глава «Роснефти» И.И.Сечин в ходе рабочего визита в Индонезию провел переговоры с министром энергетики и минеральных ресурсов С.Саидом, министром государственных предприятий Р.Соемарно и президентом нефтегазовой компании Pertamina Д.Соетжипто.

Стороны обсудили перспективы реализации совместных проектов в области поставок нефти и нефтепродуктов, логистики и инфраструктуры, участие российской компании в нефтепереработке на территории Индонезии, возможности вхождения Pertamina в качестве акционера в проекты «Роснефти» в области разведки и добычи на территории нашего государства[iii] [5].

Напомним, конкурс на строительство нефтеперерабатывающего завода Индонезия объявила в декабре 2015 года. Конкуренцию «Роснефти» составили Saudi Aramco, японская компания JX Nippon Oil & Energy и китайская Sinopec. Претенденты должны были предоставить организаторам комплексную заявку, где указано их видение оптимальной конфигурации завода, а также логистическая схема поставки сырья на будущий завод.

По имеющейся информации, завод будет строиться с нуля без привязки к расположенному рядом нефтехимическому комплексу с аналогичным названием.

В Индонезии внутреннее потребление нефти вдвое превышает собственную добычу, и страна импортирует нефтепродукты из Республики Корея и Сингапура, произведенные в том числе из российской нефти.

Если новый нефтеперерабатывающий завод будет построен, это позволит Индонезии получать российскую нефть напрямую и, как подчеркнули в «Роснефти», повысит экономическую эффективность нефтепереработки в Индонезии[iv] [6].

В 2016 году «Роснефть» добыла около 213 млн т нефти, переработала 100,26 млн т нефти. Для сравнения: в 2015 году добыча Saudi Aramco составила 510 млн т нефти, переработка – 88 млн т.

Как заявил И.И.Сечин в октябре прошлого года, после покупки «Башнефти» компания «Роснефть» занимает 5,4% на мировом рынке «черного золота» (плюс газовый конденсат). Удельный вес Saudi Aramco – 8,1% (по данным Financial Times)[v] [7].

Несмотря на конкуренцию с Россией, в 2017 году Саудовская Аравия будет стремиться к тому, чтобы цены на нефть достигли приемлемой отметки 60 долларов за баррель, но ни в коем случае не превзошли ее. Такое коллективное мнение высказали эксперты из государств – участников ОПЕК, опрошенные на условиях анонимности агентством Reuters[vi] [8].

Сотрудник одной из нефтяных компаний, работающих в Персидском заливе, прямо заявил: в интересах Эр-Рияда, чтобы «черное золото» к концу текущего года стоило 60 долларов за баррель – это хорошо для инвестиций в нефтяную отрасль.

Другой собеседник добавил, что только при такой стоимости сырья королевство без особых потерь продаст долю в государственной компании Saudi Aramco.

При этом нефтяные котировки не должны быть настолько высокими, чтобы позволить серьезно наращивать производство американским производителям сланцевой нефти.

«В целом цена около 60 долларов за баррель в этом году будет удовлетворительной. Она не приведет к столь большому росту добычи сланцевой нефти»[vii] [9], – подчеркнул один из источников.

Глядя на нынешнюю динамику цен, он предположил, что производство сланцевой нефти в США в 2017 году увеличится в среднем на 300 тыс. баррелей в сутки.

Другой источник выразил сомнение, что цены на нефть в этом году вырастут до 60 долларов за баррель или выше, поскольку на глобальном рынке по-прежнему сохраняется переизбыток сырья. Даже если рост добычи сланцевой нефти превысит 300 тыс. баррелей в сутки, рынок сможет поглотить этот объем при условии, что увеличение предложения придется на период зимних холодов (то есть на самый пик спроса).

Представители ОПЕК публично без устали повторяют, что картель не стремится к конкретной цене на нефть, но за закрытыми дверями Саудовская Аравия и ее ближневосточные партнеры заявляют, что надеются на продолжение роста цен, дабы залатать «прорехи» в бюджетах.

Возможен сценарий, при котором срок действия венских соглашений о сокращении добычи нефти может быть продлен (иначе стремительный рост производства сырья со стороны основных нефтедобытчиков моментально повлечет рост нефтяных котировок).

Февральский мониторинг реализации соглашений, проведенный специальным техническим комитетом, показал, что страны-участницы пока выполнили свои обязательства на 86%[viii] [10].

[i] [11]«Роснефть» зашла в Индонезию // Коммерсантъ, 26.05.2016. Интернет-ресурс. URL: http://kommersant.ru/doc/2996905 [12]

[ii] [13]«Роснефть» примет участие в строительстве НПЗ в Индонезии за $13 млрд // Интерфакс, 18.05.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.interfax.ru/business/508993 [14]

[iii] [15]Там же.

[iv] [16]Игорь Сечин взял Индонезию в разработку // Коммерсантъ, 28.04.2016. Интернет-ресурс. URL: http://kommersant.ru/doc/2974798 [17]

[v] [18]Старинская Г. Saudi Aramco и «Роснефть» становятся конкурентами на нефтеперерабатывающем рынке в Азии. Врез под названием «Место на рынке» // Ведомости, 01.03.2017. Интернет-ресурс. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/03/02/679581-saudi-aramco-rosneft [19]

[vi] [20]Exclusive: Saudi Arabia wants oil prices to rise to around $60 in 2017 – sources // Reuters, 28.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://www.reuters.com/article/us-saudi-oil-prices-exclusive-idUSKBN1670JJ [21]

[vii] [22]Ibid.

[viii] [23]Joint Ministerial Monitoring Committee reports solid progress made towards full conformity // Официальный сайт Организации стран – экспортеров нефти, 24.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://www.opec.org/opec_web/en/press_room/4119.htm [24]