- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых подходах Министерства нефти Ирака к проблеме утилизации попутного газа

В понедельник, 17 апреля, министр нефти Ирака Джаббар аль-Луэйби объявил о запуске программы по внедрению инвестиционных механизмов, призванных способствовать выполнению поставленной задачи – повсеместно прекратить к 2021 году сжигание попутного газа на факельных установках. Однако, 5 февраля, находившийся с рабочей поездкой в г. Басра, министр заявил тогда, что к 2019 году страна рассчитывает полностью прекратить «расточительство» попутного газа и реализовать комплексную программу по его переработке. Теперь, после очевидной коррекции планов и оценки состояния дел, дата отнесена на 2021 год.

Ранее, на сайте Института Ближнего Востока мы уже сообщали о работе Министерства нефти Ирака в этом направлении (http://www.iimes.ru/?p=32424 [1]).  В очередной раз министр обратился к этой проблеме, акцентировав внимание местных СМИ на важности попутного газа в качестве ценного сырья для генерирующих мощностей, теплоэлектростанций, а также на его значении для повышения доходности отрасли, в целом. Это неудивительно, так как, заметных подвижек в этом вопросе пока не наблюдается.

Теперь, по словам Дж.аль-Луэйби, принято решение распространить опыт использования и переработки попутного газа на юге страны на все остальные регионы Ирака, причем сделано это «с учетом выработки механизмов по реализации программы и всесторонней оценки имеющихся вызовов и трудностей, с тем, чтобы уверенно их преодолеть за оставшееся до 2021 г. время».

Речь идет о поэтапном сооружении трех накопительно-распределительных газовых терминалов, в Басре, пропускной мощностью в 1 000 млн куб. футов газа в сутки, в Насирии – на 200 млн куб. футов газа, и в Митанне, которая будет играть центральной перевалочной базы – на 4 000 млн куб. футов газа. К сооружению будут привлечены ресурсы нефтяных компаний-операторов, имеющих определенные контрактные обязательства по обеспечению производства сжатого (компрессированного), сжиженного газа, а также газоконденсата.

«Производственная стратегия министерства, — заявил министр, направлена на обеспечение поставок требуемых количеств осушенного газа для нужд энергетики, сырья для производственных мощностей по выпуску удобрений и метанола, а также, — этана, необходимого для нефтехимического проекта в Небрасе, имеющего важнейшее значение для развития иракской экономики». «Разумеется,- добавил он,- мы не сбрасываем со счетов и увеличение экспорта сжиженного газа и обеспечение укрепления роли Ирака на мировом энергетическом рынке, а также не забываем и о важности экологического аспекта этой проблемы».

Министр не забыл еще два, важных по его мнению, обстоятельства: это стабилизация общего производственного состояния местной промышленности за счет стабильного обеспечения ее электроэнергией, получаемой от переработки газа, а также – расширение инвестиционного «окна» для желающих поучаствовать в реализации программы.

Немаловажным, считает Дж.аль-Луэйби, является и создание новых рабочих мест, так, по оценке министерства, только в новых нефтехимических производствах их потребуется порядка 3 000.

К числу основных, уже реализованных достижений в этой области, относится подписанное 23 октября 2011 года Министерством нефти и компанией Royal Dutch Shell, соглашение, по которому она становилась «ответственной» за переработку попутного газа и для этих целей основывалась газовая компания Басры – совместное предприятие между Южной газовой компанией (принадлежащей Министерству нефти Ирака) с долей в 51%, компанией «Шелл», с долей в 44 % и японской «Мицубиси», получившей 5 %. В зону интересов СП входят месторождения «Западная Курна», «Румейла, Зубейр». «Шелл» в настоящее время ведет работу по сооружению газоперерабатывающего комплекса под Басрой

Министр напомнил, что согласно оценочным данным, Ирак располагает, примерно, 132 трлн куб. футов газа, из которых 7 000 млн куб. футов ежедневно либо сгорает без всякой пользы, либо выбрасывается в атмосферу, из-за отсутствия соответствующей перерабатывающей инфраструктуры. Сама же страна занимает 11 место в мире по запасам газа, после России, Ирана, Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ, США, Нигерии, Венесуэлы и Алжира.