- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Первая реакция делового сообщества на итоги конституционного референдума в Турции 16 апреля 2017 года

Развивая публикацию, написанную по итогам референдума в Турции (http://www.iimes.ru/?p=34111 [1]), необходимо сказать о той первой реакции делового сообщества, которая прозвучала в первые дни и часы после того, как результат стал известен. Сразу при этом согласимся с мнением тех экспертов, которые указали, что развитие экономической ситуации внутри Турции и будет в подавляющей мере определять рейтинг и, если говорить шире, перспективы действующей власти и проводимых ею реформ (в самом широком смысле этого слова).

В этом смысле Р.Т.Эрдогану на следующих президентских выборах 2019 года предстоит соревноваться не с каким-то отдельно взятым конкурентом (которого, попросту, нет и не предвидится), а с самим собой – эффективным в прошлом премьер-министром страны.

Со всей убежденностью можно утверждать, что первое десятилетие XXI века для Турции было золотым, когда структурные реформы, вкупе с положительной внутри- и внешнеполитической конъюнктурой обеспечили стране завидные темпы роста.

Подошедшая к концу второго десятилетия Турции находится в достаточно интересном положении: существующий, накопленный потенциал страны, его бизнес-инфраструктура, перестала, по тем или иным причинам, находить адекватный спрос на свое предложение. Наиболее яркими примерами тому являются строительный бизнес, заметным образом испытывающий «кислородное голодание», и туристический сектор экономики, потерявший за рубежом изрядную долю своих постоянных клиентов.

Сколько можно продержаться в таком режиме, на «сухом пайке»? – Не слишком долго. Хотя, понятно, что «ближний круг» бизнеса руководство страны удержит через передачу ему на реализацию крупнейших инфраструктурных проектов. Что же до многих остальных, то перспективы у них, мягко говоря, не слишком радужные. Если только руководству страны, а точнее президенту Р,Т.Эрдогану, получившему пусть и шаткий но всё же карт-бланш на любые (!) преобразования, не удастся сотворить для Турции экономическое чудо. Спрос с турецкого лидера через два года будет именно таким и, в случае провала, больше нельзя будет спрятаться за «происки внешних сил» и за тезис о том, что «его ввели в заблуждение». Эта риторика в Турции чем дальше, тем больше будет себя изживать.

Турецкая ассоциация промышленников и предпринимателей (TÜSİAD), представляющая крупнейший бизнес страны, в массе своей светский и посему не являющийся большим поклонником политики действующей власти, опубликовали перечень своих ожиданий весьма солидного, стоит отметить, объема. Который начинается с «ударного пункта» о том, что режим чрезвычайного положения, введенный в стране после попытки военного переворота 15 июля 2016 года, надо как можно быстрее отменить и вернуться к нормальной жизни со стандартными юридическими процедурами. Напомним, что буквально накануне режим чрезвычайного положения был продолен на очередной трехмесячный срок.

И дальше следуют пункты, один другого серьезнее: о независимости и справедливости судебной системы, о новом законе о политических партиях, про снижение избирательного барьера, о свободе медиа, свободе самовыражения и доступе к информации без ограничений.

В сфере экономики: тюсиадовцы требуют независимости ведомств, регулирующих различные рынки, борьбы с теневой экономики, эффективной налоговой системы, создания альтернативных источников финансирования реального сектора экономики, повышения эффективности функционирования системы государственных закупок, поддержки малого и среднего бизнеса, неуклонного следования на пути к «промышленной революции 4.0».

И далее по отраслям перечисляется: повышение эффективности цепочек поставок для пищевой промышленности, формирование целостной политики в сфере туризма, продолжение либеральных реформ в энергетической сфере, последовательные меры в сфере защиты окружающей среды, борьба с безработицей, особенно, среди молодежи, повышение равенства возможностей среди полов. И подводя итог для данного раздела: крупнейший бизнес требует повышения привлекательности образа Турции в глазах международного сообщества и строимости её «бренда».

Важное место в перечне требований играют отношения с Европейским союзом. Авторы ожиданий сразу говорят о необходимости обновления таможенного соглашения Турция – ЕС в соответствии с современными реалиями. Турция, согласно предложениям, должна стать частью европейской политики в сферах: иммигрантов и беженцев, борьбы с организованной преступностью и терроризмом, безвизовых поездок. Также должно достигаться сближение между Турцией и Европой в сфере энергетики, поставок энергоносителей, использования возобновляемых источников энергии и проч. Кроме того, усилия должны быть приложены к тому, чтобы была окончательно урегулирована кипрская проблема. По сирийской проблеме, авторы указывают на то, что Турция, в качестве члена НАТО и европейской страны, должна вносить свою лепту в обеспечение мира и общественного порядка в стране.

При этом деловой мир явно обеспокоен наметившимся серьезным расколом, ровно пополам, в турецком обществе, раз за разом повторяя ПСР-овскую мантру о том, что «в результате референдума выиграла Турция и в этом смысле ни выигравших, ни проигравших не наблюдается». Однако, здесь, как говорится, уговаривай-не уговаривай, а заметная доля турок, из числа оппонентов действующей власти чувствует себя обманутой и не согласна с итогами состоявшегося всенародного волезъявления. Марши протеста прокатившиеся накануне, 17 апреля в Стамбуле, и продолжившиеся 18 апреля в турецкой столице Анкаре (напротив здания Высшей избирательной комиссии) – не только наглядное тому свидетельство, но и своего рода костер, который может полыхнуть от любой искры.