К итогам конституционного референдума в Турции 16 апреля 2017 года

Накануне, 16 апреля 2017 года, в Турецкой Республике состоялось, без преувеличения, историческое событие – конституционный референдум, инициированный правящей Партией справедливости и развития (ПСР) во главе со своим духовым лидером президентом Р.Т.Эрдоганом и при поддержке определенной части националистов из Партии националистического движения (ПНД) под руководством Д.Бахчели, увенчался пусть не убедительным, но всё же «да».

Результат голосования выглядит следующим образом: 51,4% избирателей проголосовали за президентскую республику, 48,6% — против при явке на уровне 85%. Отрыв между теми и другими, согласно данным на утро 17-го апреля, составил 1 378 709 голосов. Таким образом, можно констатировать, что оценка, данная в предыдущей статье (ссылка — http://www.iimes.ru/?p=33984 ) оправдалась с достаточно хорошей точностью. Разумеется, в ближайшие дни немало слов прозвучит со стороны оппозиции, с обвинениями в нарушениях и подтасовках в адрес партии власти. Что, впрочем, не будет иметь никакого значения. Равно как вряд ли главная оппозиционная партия испытывает чувство глубокого удовлетворения от того, что ей, как сразу начали говорить, по сути в одиночку (ибо сопредседатели курдской Партии демократии народов (ПДН) находятся в тюремном заключении), удалось добиться столь заметного «нет».

Впрочем, для партии власти, в очередной раз отстоявшей свой «ноль» в графе поражений на различных волеизъялениях, всё же прозвучал тревожный звонок. И заключается он даже не в минимальной полученной разнице, на уровне «погрешности» подсчётов, а в том, как голоса «да» и «нет» распределились в итоге по территории страны.

Так вот, сторонники конституционной реформы не добились поддержки, по сути, ни в одном крупном городе страны: Стамбул (48,8% — «за», 51,2% — «против»), Анкара (49,0% — 51,0% соответственно), Измир (31,4% — 68,6%), Адана (42,4% — 57,6%), Анталья (41,0% — 59,0%), Диярбакыр (32,5% — 67,5%), Мерсин (36,6% — 63,4%). Единственные из числа крупных городов, где ПСР удалось выглядеть убедительно – это в самом, пожалуй, консервативном городе страны Конье (73,1% против 26,9%) и в Газиантепе (62,5% против 37,5%).

Фиксируем, Р.Т.Эрдоган и его сторонники проиграли схватку в крупнейших городах страны, включая три столицы – официальную (Анкара), финансово-промышленную (Стамбул) и туристическую (Анталья). Никто не ожидал победы на Эгейском побережье, традиционно весьма прозападном, но весьма интересным образом сложилась ситуация на Средиземноморском побережье, где оказались проиграны главные туристические центры страны – Анталья и Мерсин. Очевидно, это прямым образом связано с теми плачевными результатами для турецких отельеров, которых добилась турецкая внешняя политика в последние годы. Таким образом, Р.Т.Эрдоган и ПСР окончательно стали партией провинций и простых людей.

Понятно, что после оглашения результата главы крупнейших деловых объединений страны уже выступили с заявлениями с полной поддержкой референдума, который «знаменует новую страницу» в истории страны, позволив ей «многократно ускориться» на пути к достижению поставленных перед собой целей, как в экономической, социальной, внутри- и внешнеполитической сферах. Впрочем, прогнозируемой реакции делового сообщества страны на историческое событие, которая лежит в диапазоне от ликования до примирительного «наступило время единения», стоит посвятить отдельный материал.

Итак, подводим первый итог, за которым в ближайшие дни и недели последуют уточнённые.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган и Партия справедливости и развития добились своей многолетней цели, сформировав в стране принципиально новую систему власти. Эта система власти в подавляющей мере основана на рейтинге личной популярности  Р.Т.Эрдогана и будет устойчива ровно до тех пор пока он не проиграет какому-либо альтернативному кандидату в очной схватке на президентских выборах.

До тех пор президент будет самостоятельно формировать правительство, которое вне зависимости от итогов парламентских выборов уже ни при каких обстоятельствах не будет коалиционным. При этом президент Р.Т.Эрдоган, который, разумеется, в кратчайший срок вновь вернётся в партию в ранге её официального лидера, будет осуществлять контроль и над законотворческой деятельностью через партию большинства.

Результаты парламентских выборов теперь уже не будут иметь прежнего для страны значения – ПСР будет, по-прежнему, самой крупной силой в Меджлисе, что в совокупности с правом президента распускать парламент, даёт большое преимущество Р.Т.Эрдогану на случай, пока лишь в теории возможного, лобового столкновения с Великим Национальным Собранием (Меджлисом) Турции.

Таким образом, оппозиция потерпела сокрушительное поражение, которое ознаменовало необратимость последствий для Турции, окончательно зафиксировавшейся на нынешней траектории своего движения в сторону реализации «плана Эрдогана». Единственным шансом теперь что-то изменить является победа альтернативного кандидата на президентских выборах 2019 года – сценарий абсолютно сюрреалистический с учётом отсутствия на турецкой внутриполитической площадке даже близко политика с рейтингом приближающимся к рейтингу президента Р.Т.Эрдогана всего лишь за два года до последующих выборов. В этом смысле Р.Т.Эрдоган получил конструкцию, которая обрела устойчивость, как минимум до 2024 года (выборы 2019 года плюс пятилетняя каденция) на случай практически любых потрясений, включая снижение популярности у населения правящей ПСР. Следующим вопросом являются подробности плана Р.Т.Эрдогана, которые, зная характер турецкого лидера, не останавливающегося ни на минуту, станут проявляться буквально с сегодняшнего дня.

52.21MB | MySQL:103 | 0,626sec