- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция создает зону свободной торговли с Нахичеванской Автономной Республикой

В июне 2017 г. министр экономики Турции Нихат Зейбекчи первый раз посетил Карс, где заявил, что Турция создает зону свободной торговли с Нахичеванской Автономной Республикой (НАР, Азербайджан). По его словам, в связи с этим вопросом уже создана необходимая инфраструктура. «В Нахичеване уже размещены представители министерства экономики Турции. Торговля с Нахичеванью осуществят жители Карса и она не будет отличаться от торговли с турецкими городами, как например с Эрзурумом, с Артвином. На начальном этапе торговля между Карсом и НАР составит 100 млн долларов. Операции будут осуществляться в турецкой лире. В ближайшем будущем будет активизироваться пограничная торговля», – сообщил Н.Зейбекчи[i] [1].

Напомним, что в феврале 2017 г. министр сельского хозяйства Азербайджана Гейдар Асадов на брифинге с журналистами заявил, что Турция откроет в Азербайджане представительство по развитию сельского хозяйства. По его словам, представительство будет открыто при посольстве Турции в Азербайджане. «В посольство будет назначен специальный представитель — советник министра продовольствия, сельского хозяйства и животноводства Турции Фарук Челик. Этот спецпредставитель будет отвечать за дальнейшее развитие отношений между нашими странами в сфере сельского хозяйства», — сказал Г.Асадов. По словам министра, Турция и Азербайджан также обсудили взаимный экспорт и импорт сельхозпродукции. «Нам нужно развивать взаимный экспорт и импорт сельхозпродукции. Почему бы Турции не импортировать необходимую ей продукцию из Азербайджана, при наличии всех возможностей, и наоборот. Азербайджан, например, может экспортировать в Турцию хлопок, табак, а также кожевенную продукцию», — сказал Г.Асадов[ii] [2].

Фарук Челик в свою очередь в полях азербайджано-турецкого бизнес-форума в Баку заявил, что объем торговли сельскохозяйственной продукцией между Азербайджаном и Турцией не отвечает существующему потенциалу. По его словам, объем торговли сельхозпродукцией между Азербайджаном и Турцией составляет 120 миллионов долларов, что не соответствует потенциалу. «Мы должны увеличить этот показатель и расширить ассортимент экспортируемой и импортируемой продукции», — сказал Челик. Министр отметил, что развитие связей между двумя странами возможно во многих сферах. «Проводимый сегодня бизнес-форум позволит наладить тесные связи между предпринимателями двух стран. Сегодня сельскохозяйственные поступления Турции составляют 59.4 млрд долларов, и Турция является крупнейшей сельскохозяйственной силой в Европе. Турция экспортирует в 192 страны 1680 наименований сельскохозяйственной продукции на 17 миллиардов долларов. Турция и Азербайджан могут совместно экспортировать сельхозпродукцию в третьи страны», — сказал министр[iii] [3].

Отметим, что создание зоны свободной торговли с НАР примечательное событие для Турции и Азербайджана и не только. Однако здесь возникают два вопроса.

  1. Почему именно сейчас Турция создает зону свободной торговли с НАР?
  2. Почему зона свободной торговли создается в первую очередь между Карсом и НАР, а не между Турцией и Азербайджаном?.

Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, процитируем одну из наших статей. В феврале 2016 г. министр экономики Турции Нихат Зейбекчи в Баку после встречи с министром экономики и промышленности Азербайджана Шахином Мустафаевым заявил, что они обсудили вопрос развития и либерализации торгового режима между Турцией и Азербайджаном. «Турция имеет 17 соглашений о свободной торговле, и готовится подписать соответствующие соглашения еще с 5-ю странами. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) будет сдана в эксплуатацию в текущем году. За короткий период торговый оборот между Азербайджаном и Турцией надо довести до 15 млрд долларов. Сегодня эта цифра составляет 5 млрд долларов, однако она не подходит для нашего братства. Мы стремимся к взаимному упрощению торговли в сфере сельского хозяйства. Наши специалисты уже трижды встречались. Эти работы мы хотим завершить до конца текущего года. Наша основная цель сделать торговлю действительно свободной между двумя странами. Мы будем ускорять этот процесс. Нужна либерализация визового режима и для граждан, и для бизнесменов. Мы хотим видеть существенные результаты уже в этом году»,- добавил он.

Таким образом, Турция хотела иметь с Азербайджаном свободную или упрощенную (преференциальную) торговлю, чтобы увеличить объем торговли, иметь еще большее экономическое присутствие в Азербайджане, увеличить свою долю в мировой торговле. Азербайджан хорошо знает, что свободная торговля означает не только отмену таможенных пошлин, но и устранение количественных ограничений (есть исключения), и что в этом случае турецкие продукты заполонят страну, повредят местным производителям, и Турция сможет в экономическом плане «захватить» Азербайджан.

По нашему мнению, причины затягивания строительства турецкого участка железной дороги БТК заключались в двух существенных разногласиях между Турцией и Азербайджаном по поводу свободного торгового режима и безвизового режима. А БТК, которая будет перевозить грузы и людей (на начальном этапе 1 млн пассажиров и 6.5 млн т грузов), тесно связана с этими проблемами. Здесь надо учесть еще и то обстоятельство, что Турция уже много лет имеет свободную торговлю с Грузией (благодаря чему Турция с 2007 г. стала крупнейшим торговым партнером Грузии), и безвизовый режим с Грузией, а «братский Азербайджан» не соглашается на все это[iv] [4].

Отметим, что Турция давно хотела создать зону свободной торговли с НАР. В октябре 2010 г. государственный министр Турции по вопросам внешней торговли Зафер Чаглаян первый раз посетил Нахичевань, где заявил, что Турция готова к созданию зоны свободной торговли на границе с НАР. «Во внешней политике нашего правительства НАР занимает особое место, поэтому я здесь. Наша цель состоит в том, чтобы увеличить наши инвестиции в экономике НАР и объем торговли с НАР. Необходимо лучше оценить наше то преимущество, что имеем границу с НАР. Нет никаких проблем для создания зоны свободной торговли на границе с НАР. Турция имеет соглашения о свободной торговле с 16 странами. Мы это называем «коммерческой дипломатии». Отмена визового режима представляет важность для Турции с психологической точки зрения. Мы отменили визовый режим для 52 стран. Смотрите, в случае с Азербайджаном мы говорим «один народ, два государства». Тогда почему мой брат может спокойно приехать из Азербайджана в Турцию, а мой гражданин не должен идти в Азербайджан без виз. Нужно срочно исправить это», — добавил Чаглаян[v] [5].

Почему Азербайджан все это время не отменяет визовый режим с Турцией? В июле 2011 г. в интервью [6] турецкой газете Today’s Zaman заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что Баку не может отменить визы с Турцией из-за Ирана: «У нас нет никаких проблем с отменой визовых требований для турок, однако Иран решительно возражал против этого. Они (иранцы-авт.) озвучили угрозу заблокировать коридор, связывающий Азербайджан с Нахичеванской Автономной Республикой. Если мы откажемся от виз, то нам придется сделать это одновременно и для Турции, и для Ирана. Но я не думаю, что азербайджанское правительство готово одновременно принять безвизовый режим с обеими странами в настоящее время. Для встречной отмены визового режима мы должны сделать это одновременно по отношению к обеим странам. А для этого нужно, чтобы Азербайджан был готов к этому с технической точки зрения». По словам А.Гасанова, пропускные пункты на азербайджано-иранской, азербайджано-турецкой границе с технической точки зрения еще не готовы к массовому потоку граждан в безвизовом режиме. «Поэтому Азербайджан для решения такого типа вопросов с точки зрения безопасности и регулирования миграционных процессов еще не готов к ликвидации визового режима с Турцией и Ираном», — добавил он. Азербайджан опасается, что в случае отмены визового режима Иран будет использовать шиитскую карту и попытается «экспортировать» исламистов в Азербайджан и благодаря этому резко увеличить в стране степень своего влияния . Ко всему этому надо добавить слова азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, который заявил, что азербайджанские власти не хотят терять источник денег. [7]

Заявление Нихата Зейбекчи о том, что Турция создает зону свободной торговли с НАР, свидетельствует, что Азербайджан видимо начал уступить и в итоге согласился, чтобы Турция создала зону свободной торговли только с НАР. Это тоже очень важно для Турции, поскольку НАР на самом деле, связывающее звено между Турцией и Азербайджаном, между Турцией и тюркским миром. По словам бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева, НАР это дверь, открывающаяся в турецко-исламский мир, а по словам главы Верховного Меджлиса НАР Васифа Талыбова НАР — единственное из тюркских образований в мире, которое имеет общую границу с Турцией (глава НАР таким образом назвал эту автономную область Азербайджана — «тюркским образованием»)[vi] [8].

И наверняка не случайно, что в начале июня министр транспорта, судоходства и связи Турции Ахмет Арслан сообщил, что турецкий участок железной дороги БТК будет полностью готов к эксплуатации к концу текущего месяца. Министр побывал на железнодорожном вокзале города Карс, откуда направился в район Арпачай, где на месте ознакомился с заключительным этапом работ по строительству турецкого участка БТК. «Уже с конца июня составы смогут следовать из Турции в Грузию и далее на Азербайджан и обратно», — отметил А.Асрлан, подчеркнув, что данный транспортный проект представляет большое значение для Турции и региона в целом. «Эта дорога — важна не только для Турции, но и для Грузии, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Китая. БТК позволит создать беспрерывный транспортный маршрут из Европы в Азию. Поэтому этот проект важен и для Европы. Турецкая часть дороги будет готова к концу июня, а где-то к началу сентября и грузинский отрезок. Те самым будет создан Железный шелковый путь, по которому ежегодно будут осуществляться грузопотоки объемом в 26,5 млн тонн», — добавил министр[vii] [9].

Кроме того, в конце мая 2017 г. министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил о важном значении проекта строительства железной дороги Карс-Игдыр-Нахчыван-Иран. Благодаря реализации проекта строительства указанной железной дороги производители восточных регионов Турции смогут поставлять свою продукцию на мировой рынок, сказал А.Арслан агентству «Анадолу». По его словам, железная дорога Карс-Игдыр-Нахичевань-Иран станет частью более крупного проекта строительства железной дороги БТК, ввод в эксплуатацию которой намечен на ближайшие месяцы. «Часть продукции фермеров восточных провинций Турции приходит в негодность, так и не попав к потребителю. Эту проблему можно решить только посредством железнодорожных перевозок. Вопрос заключается лишь в определении сроков его реализации»,- добавил он[viii] [10].

Итак, Турция создает зону свободной торговли с НАР, что будет способствовать усилению экономического присутствия автономии. Хотя создание зоны свободной торговли с Турцией  улучшит экономическое положение жителей НАР, усиление там турецкого экономического присутствия  не может не беспокоить власти Азербайджана. Некоторые эксперты полагают, что влияние Анкары на НАР больше, чем влияние Баку (Турция также хочет ограничить влияние Ирана в НАР). По всей вероятности Азербайджан был вынужден пойти на уступки в вопросе создания зоны свободной торговли с Турцией, чтобы она закончила строительство турецкого участка БТК, и начала строительство железной дороги Карс-Игдыр-Нахичевань, с помощью которой Азербайджан выведет НАР из железнодорожной блокады. Мы не исключаем, что Азербайджан в итоге готов будет уступить и в вопросе отмены визового режима с Турцией, и что БТК будет сдана в эксплуатацию в этом году. НАР представляет важность для Турции и с военной точки зрения. Ранее депутаты азербайджанского парламента не исключали, что в НАРмогут появиться турецкие военные базы. С 12 по 16 июня 2017 г. в автономии прошли совместные военные учения, в которых с турецкой стороны были задействованы 100 военнослужащих. Примечательно, что ровно год назад турецко-азербайджанские военные учения проводились  в Карсе, в которых приняла участие и Отдельная общевойсковая армия НАР. Таким образом, влияние Турции в НАР в будущем только усилится.

[i] [11]                      Nahçıvan ile ticaret serbest hale geliyor, Dünya Bülteni, 18.06.2017

[ii] [12]                     Турция откроет в Азербайджане представительство по сельскому хозяйству, Trend, 23.02.2017

[iii] [13]                   Объем торговли сельхозпродукцией между Азербайджаном и Турцией необходимо увеличить – министр, Trend, 23.02.2017

[iv] [14]                    Габриелян Айк [15], О железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, Институт Ближнего Востока,  14.11.2016

[v] [16]                     Çağlayan: Ruslarla vize kalkarken Azerbaycan’ı anlamak zor!, Haber7, 27.10.2010

[vi] [17]                     Глава Нахичевани назвал эту автономную область Азербайджана — «тюркским образованием», Regnum, 26.10.2010

[vii] [18]                  Турецкий участок БТК будет готов к концу июня, Anadolu Ajansı, 04.06.2017

[viii] [19]                 Габриелян Айк [15], О строительстве железной дороги Карс-Игдыр-Нахчыван-Иран, Институт Ближнего Востока, 03.06.2017