О железной дороге Баку-Тбилиси-Карс

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) строится на основании грузино-азербайджано-турецкого межгосударственного соглашения (соглашение о начале строительства БТК было подписано в Тбилиси 7 февраля 2007 г.). Общая протяженность пути – 826 км. Из них – 180 км приходится на Грузию. Большая часть этого расстояния (150 км) предусматривала реабилитацию-реконструкцию уже существующих железнодорожных путей (отрезок Марабда/Тбилиси–Ахалкалаки). От Ахалкалаки до границы с Турцией, где расположена самая крайняя станция грузинского участка БТК Карцахи, проложена новая дорога, которой раньше здесь не было, длиной в 29 км (таможенно-пропускной пункт Карцахи открыли в конце октября 2015 г.). В общем сложности в рамках проекта БТК планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали (76 км которой пройдут по территории Турции, 29 км — Грузии).

Для строительства своего участка Грузия взяла кредит у Азербайджана. Изначально стоимость проекта составляла $422 млн, из которых $202 млн выделялось на грузинский участок. Однако позднее грузинская часть бюджета была увеличена почти в четыре раза и составила $775 млн. Средства выделил Государственный нефтяной фонд Азербайджана. Сумма была передана Международным банком Азербайджана компании «Марабда-Карцахи» (100% акций которой принадлежат Грузии). В 2007 г. выделили $200 млн (сроком на 25 лет под 1% годовых), в 2011 г. – $575 млн (на 25 лет под 5% годовых): $100 млн из всей суммы — на реабилитацию существующей дороги, остальное – на строительство новых путей. В среднем один километр новой железной дороги обходился Грузии в $24 млн. Прибыль предполагается делить пополам, и за ее счет покрывать долг.

Пиковая пропускная способность коридора составит 17 млн тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов. Уже завершено строительство железнодорожного туннеля «Мармарай» в Турции и после сдачи в эксплуатацию железной дороги БТК будет создано прямое железнодорожное сообщение от Лондона до Пекина. Этот проект, наряду с укреплением связей между Азербайджаном, Грузией и Турцией, также свяжет все страны от Центральной Азии до Китая.

В конце октября 2016 г. министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев в Грузии заявил, что задержки в строительстве железной дороги БТК происходят на турецком участке. «Строительство железной дороги БТК зависит не только от Азербайджана и Грузии, но и от Турции. Турецкая сторона заявляла, что работы по проекту завершит только в следующем году. Мы верим, что проект будет завершен в следующем году», — сказал министр[i].

Интересно, что в июне премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в Баку заявил, что железнодорожный проект БТК будет завершен в этом году. «БТК объединит Азию и Европу» — сказал Б.Йылдырым, отметив, что данный проект важен как для Турции, так и для Азербайджана[ii]. А в мае глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) Джавид Гурбанов в интервью журналу The Business Year заявил, что работы в Грузии по реконструкции участка Ахалкалаки-Тбилиси практически завершены. «Остались лишь незначительные детали. Грузинская часть участка коридора полностью будет готова к концу 2016 г. После этого единственный участок работ, где будут проводиться работы – это Турция», — сказал Д.Гурбанов[iii].

Д.Гурбанов говорит, что грузинская часть участка БТК полностью будет готова к концу 2016 года, однако надо отметить, что генеральный директор АО «Грузинская железная дорога» Мамука Бахтадзе еще январе 2016 г. заявил, что грузинский участок БТК полностью готов к эксплуатации. «Грузинский участок железной дороги полностью готов к эксплуатации. Осталось только завершить работы на турецкой территории. Мы надеемся, то железнодорожный коридор заработает в этом году», — сказал М.Бахтадзе[iv] .

Еще в марте 2015г. вице-премьер Грузии, министр энергетики Каха Каладзе заявил, что Грузия и Азербайджан полностью выполнили свои обязательства по проекту железной дороги БТК, отметив, что она будет сдана в эксплуатацию к концу текущего года[v]. А в начале февраля 2015 г. на грузинском участке железной дороги БТК успешно запущен первый тестовый поезд. В церемонии запуска поезда участвовали министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, глава «Азерйолсервиса» Джавид Гурбанов, глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Ариф Аскеров, вице-премьер Грузии Георгий Квирикашвили и другие официальные лица. Как отметил в своем выступлении З.Мамедов, грузинский участок железной дороги готов к эксплуатации. Полностью строительство дороги БТК завершится в 2015 году[vi].

В конце августа глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в Тбилиси заявил, что строительство железной дороги БТК в этом году будет завершено, остался последний участок в Турции, который завершат в 2016 г., затем эта железнодорожная связь вступит в действие[vii]. Да, Грузия завершила строительство своей части железной дороги, несмотря на опасения бывшего премьера Бидзины Иванишвили касательно БТК. Напомним, что в конце 2012 г. премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили перед визитом в Азербайджан выразил опасения в том, что после вступления в эксплуатацию железнодорожной магистрали БТК грузооборот по остальным, действующим ныне направлениям «Железной дороги Грузии» уменьшится. «Проект очень интересный, однако строительство железнодорожной магистрали БТК рождает ряд вопросов на первом этапе и остаются вопросы экономического характера. В частности, есть угроза, что после вступления в эксплуатацию БТК грузооборот на «старой» железной дороге страны, как и в грузинских портах, уменьшится», — заявил премьер. Б.Иванишвили выразил надежду на то, что указанная проблема в конечном итоге будет урегулирована[viii].

Здесь мы можем лишь частично согласиться с мнением Б.Иванишвили, поскольку в действительности с одной стороны БТК уменьшит грузооборот «старой» железной дороги Грузии и в грузинских портах, но с другой стороны часть этой потери можно возместить грузоперевозками из Китая через Грузию в Украину и Европу и наоборот (Грузия становится транзитной страной и в этом маршруте). В январе 2016 г. Украина запустила экспериментальный грузовой поезд в Китай по маршруту «Великого шелкового пути» в обход России, который пролегает через территорию Грузии, Азербайджана и Казахстана. В ходе торжественного отправления поезда в Ильичевске министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский сообщил, что это новый альтернативный путь для транспортировки товаров из Европы в Китай, из Украины в Китай и в другие азиатские страны
(Украина экспортирует в Китай практически 24 млн тонн ежегодно)[ix].

В сентябре 2015 г. министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров провел встречу со своим турецким коллегой – главой МИД Турции Феридуном Синирлиоглу, после чего
заявил, что Турция пообещала закончить свою часть железной дороги из Баку до Карса уже в этом году – максимум в начале следующего года. Э.Мамедъяров напомнил, что этот проект поддерживается еще несколькими странами – например, Казахстаном, Туркменистаном и Китаем (не считая непосредственных участников – Турции, Грузии и Азербайджана)[x]. Однако этого не произошло.

Все это свидетельствует о том, что грузинские и азербайджанские участки железной дороги БТК готовы к эксплуатации, однако турецкий участок не готов. Примечательно, что с одной стороны турецкий участок железной дороги (76 км) самый короткий в сравнении с грузинскими и азербайджанскими участками, но с другой стороны турецкий участок железной дороги самый длинный в плане строительства. В июле 2016 г. глава Министерства транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил, что железная дорога БТК на территории Турции построена на 87% и подчеркнул, что строительство БТК движется по графику и обратил внимание на то, что проект БТК имеет особое значение для Турции[xi] (в январе Бинали Йылдырым заявил, что турецкая часть этой железной дороги готова на 80%, а остальные 20% будут построены до конца этого года[xii]).

В ноябре 2016г. губернатор турецкой провинции Карс Рахми Доган заявил, что первый этап строительства турецкого участка железной дороги БТК, которая свяжет Азию и Европу, будет завершен к концу текущего года. По его словам, 1 января по турецкому участку БТК будет пущен первый тестовый поезд. «БТК имеет большое значение для роста и развития региона. Проект также позволит привлечь инвестиции в провинцию Карс. На первом этапе будет построена одна линия железной дороги. Реализация второго этапа позволит обеспечить движение поездов в обоих направлениях. Ввод в эксплуатацию железной дороги БТК также облегчит экспорт местной продукции. Китай сможет экспортировать свою продукцию в Европу и другие страны. Если раньше на это уходило полтора-два месяца, то после ввода в эксплуатацию БТК этот срок сократится до 15 дней», — сказал Р.Доган[xiii].

Итак, получается, что турецкая сторона после подписания соглашения о БТК, все это время «не может» построить 76 км железной дороги. Строительные работы на железной дороге БТК начались в ноябре 2008 г. Однако в 2009 г. строительство было прервано в связи с переговорами, касающимися нормализации армяно-турецких отношений, и возобновилось в мае 2010 г.. Первоначально сдача железной дороги БТК в эксплуатацию была запланирована на середину 2011 г., затем сроки сдвинулись на конец 2014 г., а затем на 2015сг.

Турция, которая славится своими строительными компаниями и раннее осуществляла инфраструктурные мегапроекты (например железнодорожный тоннель «Мармарай» под проливом Босфор, протяжённостью в 13,6 км, который по общей глубине залегания является вторым в мире после японского тоннеля «Сэйкан») неужели не может за почти 10 лет строить 76 км железной дороги? Напомним, что в декабре 2014 г. премьер министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что при правлении Партия справедливости и развития (ПСР) за 12 лет в Турции было построено только 1895 км железных дорог, отметив, что до ПСР за 40 лет в Турции не были открыты новые железные дороги[xiv].

А в сентябре 2012 г. генеральный директор предприятия Государственные железные дороги Турецкой Республики (TCDD) Сулейман Караман заявил, что, если при правлении Ататюрка за год строилась 250 км железной дороги, а за последних 8 лет (2004-2012 гг.) в Турции строилась 1086 км железной дороги (в среднем 135 км в год) и еще 2199 км железной дороги находится в фазе строительства.  По словам С.Карамана, в 1923-1950 годах (за 27 лет) в Турции был построено 3764 км железной дороги (в среднем 135 км за год), однако большая часть этих железных дорог была построена при правлении Ататюрка (за год строилось 250 км). С.Караман добавил, что в 1950-2003 годах в стране была построено всего 945 км железной дороги[xv].  К этому надо добавить еще и 4136 км железных дорог, которые на территориях современной Турции была построены в Османской империи.

Согласно озвученным А.Давутоглу цифрам, получается, что при правлении ПСР в Турции за год строили почти 158 км, а по цифрам С.Карамана– почти 136 км железной дороги. Тогда почему турецкая сторона не смогла до сих пор завершить свой участок БТК? Естественно, проблема не была в деньгах (несколько миллионов долларов), это не нуждается в комментариях. Турецкая сторона говорит, что в провинции Карс сложный рельеф, и что это осложняет строительство железной дороги. Если мы даже согласимся на это, этот фактор не должно бы стать решающим с учетом успехи Турции в сфере строительства железной дороги. Единственное разумное объяснение, почему до сих пор не завершилось строительство турецкого участка БТК, это то, что в Турции не было политического решения.

Можно предполагать, что причины затягивания строительства турецкого участка БТК заключались в двух существенных разногласиях между Турцией и Азербайджаном по поводу свободного торгового режима и безвизового режима. А БТК, которая будет перевозить грузы и людей, тесно связана с этими проблемами. И для прикрытия истинных причин затягивания строительства турецкого участка БТК власти Турции использовали факторы сложности рельефа и смены подрядчиков. В 2008 г. подрядчиком турецкого участка БТК стала компания Özgün-Çelikler Yapı, в 2012 г. — компания Şenbay Madencilik-Ermit Mühendislik, а после декабря 2013 г. – компания Gülermak-Kolin İnşaat. В связи с этим в 2014 г. турецкая пресса писала, что несмотря на то, что расходы на строительство турецкого участка БТК увеличилась в три раза (с 290 млн лир до 1 млрд лир) и три раза менялись подрядчики, проект реализировался лишь на половину[xvi].

Свободный или преференциальный торговый режим В конце октября 2016г. посол Турции в Азербайджане Эркан Озорал заявил, что Турция намерена до 2023 года довести объем товарооборота с Азербайджаном до 15 млрд долларов[xvii]. Естественно, это не новый план, и для достижения этой цели надо иметь свободный торговый режим. Еще в феврале министр экономики Турции Нихат Зейбекчи в Баку после встречи с министром экономики и промышленности Азербайджана Шахином Мустафаевым заявил, что в настоящее время в Азербайджане действует более 2600 турецких, а в Турции — около 1600 азербайджанских компаний. «Мы обсудили вопрос развития и либерализации торгового режима между Турцией и Азербайджаном. Турция имеет 17 соглашений о свободной торговле, и готовится подписать соответствующие соглашения еще с 5-ю странами. БТК будет сдана в эксплуатацию в текущем году. За короткий период торговый оборот между Азербайджаном и Турцией надо довести до 15 млрд долларов. Сегодня эта цифра составляет 5 млрд долларов, однако она не подходит для нашего братства. Мы стремимся к взаимному упрощению торговли в сфере сельского хозяйства. Наши специалисты уже трижды встречались. Эти работы мы хотим завершить до конца текущего года. Наша основная цель сделать торговлю действительно свободной между двумя странами. Мы будем ускорять этот процесс. Нужна либерализация визового режима и для граждан, и для бизнесменов. Мы хотим видеть существенные результаты уже в этом году»[xviii].

Турция хочет иметь с Азербайджаном свободную или упрощенную торговлю, чтобы увеличить объем торговли, иметь еще большее экономическое присутствие в Азербайджане, увеличить свою долю в мировой торговле. Турция не имеет общей границы (за исключением границы с Нахичеваном) и осуществляет торговлю с Азербайджаном через Грузию или Иран, и поэтому турецкие экспортеры должны платить дополнительные таможенные пошлины в Азербайджане. Вот почему для них важна отмена таможенных пошлин в Азербайджане, что сделает их продукцию более конкурентоспособной. Здесь надо учесть еще и то обстоятельство, что Турция уже много лет имеет свободную торговлю с Грузией (благодаря чему Турция с 2007 г. стал крупнейшим торговым партнером Грузии), а «братский Азербайджан» не соглашается на это, хотя осенью 2011 г. на встрече с президентом SOCAR Ровнагом Абдулаевым глава промышленной палаты Эгейского региона Эндер Йорганджилар заявил, что президент Азербайджана Ильхам Алиев дал положительный ответ на предложение о свободной торговли[xix].

Азербайджан хорошо знает, что свободная торговля означает не только отмену таможенных пошлин, но и устранение количественных ограничений (есть исключения), и что в этом случае турецкие продукты заполонят страну, повредят местным производителям, и Турция сможет в экономическом плане «захватить» Азербайджан. Надо отметить, что Турция является членом ВТО и Таможенного союза ЕС, а Азербайджан – нет. Кроме того, властям Азербайджана легче решать свои внутренние проблемы с местными, чем с иностранными бизнесменами (турками), многие секторы экономики в Азербайджане находятся под наблюдением высокопоставленных чиновников, и такие монополии только усложняют вход турецких бизнесменов на азербайджанский рынок.

Безвизовый режим — Правительство Турции еще в июле 2007 г. в одностороннем порядке отменило визовый режим с некоторыми тюркоязычными странами, среди которых был и Азербайджан. Турция требует, чтобы Азербайджан тоже отменил визовый режим для своих граждан. Однако Азербайджан не соглашается на это. В 2010 г. государственный министр по вопросам внешней торговли Зафер Чаглаян в Нахичеване заявил: «Мы отменили визовый режим для 52 стран. Смотрите, мы говорим: «Одна нация, два государства». Почему же тогда мой азербайджанский брат может свободно приехать в Турцию из Азербайджана, а мой гражданин не может без виз поехать в Азербайджан? Трудно понять, почему Азербайджан требует виз от турецких бизнесменов. Надо срочно исправить это»[xx].

Надо отметить, что Турция и Грузия уже давно, как отменили визовый режим. Более того, благодаря подписанному протоколу между сторонами 31 мая 2011 г., граждане Турции и Грузии могут пересечь границу без паспорта, лишь с удостоверениями личности. Получается, что соседняя Грузия не требует визу для граждан Турции, в то время как «братская Азербайджан»  визу требует. Когда в конце октября Ирак тоже отменил визовый режим с Турцией, турецкий сайт Haberola писал: «Даже липовый Азербайджан («uyduruk Azerbaycan»), который на словах называет нас братьями, требует визу у турок. Пока Азербайджан настаивает на этом позорном решении, к числу безвизовых стран для Турции добавилась еще одна страна – Ирак»[xxi].

Почему Азербайджан все эти годи не отменяет визовый режим с Турцией? В июле 2011 года в интервью турецкой газете Today’s Zaman заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что Баку не может отменить визы с Турцией из-за Ирана: «У нас нет никаких проблем с отменой визовых требований для турок, однако Иран решительно возражал против этого. Они (иранцы-авт.) озвучили угрозу заблокировать коридор, связывающий Азербайджан с Нахичеванской Автономной Республикой. Если мы откажемся от виз, то нам придется сделать это одновременно и для Турции, и для Ирана. Но я не думаю, что азербайджанское правительство готово одновременно принять безвизовый режим с обеими странами в настоящее время. Для встречной отмены визового режима мы должны сделать это одновременно по отношению к обеим странам. А для этого нужно, чтобы Азербайджан был готов к этому с технической точки зрения». По словам А.Гасанова, пропускные пункты на азербайджано-иранской, азербайджано-турецкой границе с технической точки зрения еще не готовы к массовому потоку граждан в безвизовом режиме. «Поэтому Азербайджан для решения такого типа вопросов с точки зрения безопасности и регулирования миграционных процессов еще не готов к ликвидации визового режима с Турцией и Ираном», — добавил он[xxii].

На следующий день Али Гасанов опроверг информацию газеты Today’s Zaman о давлении Ирана на Азербайджан: «Я лишь отметил, что отмена визового режима с Турцией может иметь место одновременно с отменой визового режима с Ираном». По словам представителя администрации президента, это связано с тем, что ранее Иран, как и Турция, в одностороннем порядке устранил визовый режим с Азербайджаном.  «Мы не можем устранить визовый режим с одним государством, и оставить его с другим. Однако на данный момент, одновременно устранив визовый режим с обоими государствами, мы не готовы решать вопросы, связанные с национальной безопасностью страны, внутренней миграцией и другими вопросами»[xxiii].

Азербайджан опасается, что в случае отмены визового режима Иран будет использовать шиитскую карту и попытается «экспортировать» исламистов в Азербайджан и благодаря этому резко увеличить в стране степень своего влияния . Ко всему этому надо добавить слова азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, который заявил, что азербайджанские власти не хотят терять источник денег.

Все это означает, что срок ввода вэксплуатацию БТК в некотором плане был и будет связан с разногласиями между Турцией и Азербайджаном. Естественно, что эта железная дорога будет введена в эксплуатацию, с учетом того, сколько денег было потрачено на строительство и важность проекта. Как в начале ноября заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, БТК будет самым важным участком железнодорожного сообщения между Пекином и Лондоном. По всей вероятности, БТК будет сдана в эксплуатацию в 2017 г.

Можно предположить, что в последнее время Турция решила ускорить строительство своего участка БТК после резкого обострения отношений с Россией, когда десятки грузовых турецких фур, которые везут товары из Турции в Казахстан, скопились на грузино-российской границе. Для Турции и Азербайджана БТК нужен и еще для строительства железной дороги Карс-Игдыр-Нахичеван-Джульфа. Реализация этого проекта станет возможной после строительства основной ветки дороги БТК, и Турция после этого может выйти к Ирану. Настоящее время железная дорога Тегеран-Анкара не очень эффективная, потому что проходит через самое большое озеро Турции Ван, где действует паромное сообщение (в 1970-х годах турецкие власти решили не строить объездную железную дорогу в регионе для экономии денег) и регулярно становится мишенью боевиков РПК. В случае реализации проекта железной дороги Карс-Игдыр-Нахичеван-Джульфа, будет возможно возобновить железнодорожное сообщение между Нахичеванью и остальной частью Азербайджана, и обеспечить железнодорожный выход Нахичевана через Турцию в Европу.

[i]ШахинМустафаев: «Задержки в строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс происходят на турецком участке», 1news.az, 28.10.2016

[ii]БиналиЙылдырым: Реализация проекта Баку-Тбилиси-Карс завершится в этом году, Minval.az, 03.06.2016

[iii]Пропускная способность железнодорожного коридора БТК может составить 17 млн тонн в год, Эхо Кавказа, 19.05.2016

[iv]Грузинский участок БТК готов к эксплуатации, Trend, 13.01.2016

[v]КахаКаладзе: «Грузия и Азербайджан выполнили обязательства по проекту Баку-Тбилиси-Карс», APA, 16.07.2015

[vi]На линии Баку-Тбилиси-Карс запущен первый тестовый поезд, Эхо Кавказа, 04.02.2015

[vii]Баку-Тбилиси-Карс запустят в этом году – Мамедъяров, Туран, 29.08.2016

[viii]Проект Карс-Ахалкалаки способен снизить грузооборот «старой» ж/д Грузии – Иванишвили, Sputnik, 24.12.2012

[ix]Украина запустила в обход России грузовой поезд по маршруту Великого Шелкового пути, УНИАН, 15.01.2016

[x]Турция должна закончить участок железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в конце этого года или в начале следующего, Azinform, 17.09.2015

[xi] Дорога Баку-Тбилиси-Карс на территории Турции готова на 87% — Минтранс, Вестник Кавказа, 27.07.2016

[xii]Турецкая часть дороги Баку-Тбилиси-Карс готова на 80%, Business Грузия, 25.01.2016

[xiii]В январе по БТК в Турции запустят тестовый поезд, Анадолу, 08.11.2016

[xiv]12 yıldabin 895 kmdemiryoluhattı, AKPARTİ, akparti.org.tr, 17.12.2014

[xv] ‘Atatürk dönemindeyılda 250 km, son 8 yılda 1086 km demiryoludöşendi’, T24, 21.09.2012

[xvi]Üçkez el değiştirip, 1 milyarharcanan ‘asrınprojesi’ yarımkaldı, T24, 17.11.2012

[xvii]Посол: Турция намерена довести объем товарооборота с Азербайджаном до $15 млрд, Trend, 27.10.2016

[xviii]Bakan Zeybekci: “2015 Yılında Bakü-tiflis-kars Demiryolu Hattı Faaliyete Başlayacak”, Bugün, 05.02.2015

[xix]TürkiyeveAzerbaycan, ‘serbestticaretanlaşması’ imzalayacak, YeniAsır, 30.11.2011

[xx]Çağlayan: RuslarlavizekalkarkenAzerbaycan’ıanlamakzor!, Haber7, 27.10.2010.

[xxi]VizesizÜlkelerArasınaIrak da Girdi!,Haberola, 27.10.2016

[xxii]Azerbaijan says visa free regime with Turkey fell victim to iranian pressure, Today’s Zaman, 19.07.2011

[xxiii] Али Гасанов опроверг информацию газеты Today’sZaman о давлении Ирана на Азербайджан, 1news.az, 20.07.2011

52.32MB | MySQL:103 | 0,447sec