- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Транскаспийский газопровод — новый очаг напряженности между Россией и Турцией?

В начале июня 2017 г. посол Турции в Ашхабаде Мустафа Капуджу заявил, что при наличии определенных условий Турция сможет обеспечить транзит туркменского газа в Европу. «Анкара поддерживает газовые проекты Туркменистана в рамках политики диверсификации поставок энергоресурсов. Турция выразила готовность транспортировать туркменский газ на европейские рынки. Выход туркменского газа на энергетические рынки Европы поспособствует диверсификации источников. Турция первой признала независимость Туркменистана и открыла посольство в Ашхабаде. За прошедшие 25 лет в двусторонних отношениях зафиксирован большой прогресс. Отношения двух стран находятся на высоком уровне. Выражение «одна нация — два государства» применимо и к Турции с Туркменистаном», — сказал М.Капуджу[i] [1].

Напомним, что еще в ноябре 2014 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган  [2]заявил, что доставка туркменского газа на европейский рынок обеспечит энергобезопасность Европы. «Мы придаем большое значение организации транспортировки туркменского природного газа на европейский рынок через Турцию и обеспечению энергобезопасности Европы», — сказал глава Турции в ходе переговоров в Ашхабаде с президентом Туркмении Г.Бердымухамедовым. Он напомнил, что для организации поставок туркменского газа в Европу дан старт реализации проекта газопровода TANAP [3]. По мнению Р.Т.Эрдогана, Турция играет важную роль в деле организации поставок азербайджанского и туркменского природного газа на Запад[ii] [4].

19 июля 2017 г. в Баку прошла четвертая встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана Эльмара Мамедъярова, Мевлюта Чавушоглу и Рашида Мередова. По итогам встречи глава МИД Туркменистана Рашид Мередов заявил, что у Азербайджана, Туркменистана и Турции есть большое желание развивать крепкое сотрудничество в трехстороннем формате. По его словам, стороны выражают желание развивать сотрудничество в политической сфере, энергетике, торговле и расширять культурные связи. М.Мередов отметил, что есть твердое намерение стран до конца года провести в Туркменистане саммит глав Азербайджана, Туркменистана и Турции. «Наша основная цель на сегодня – подготовка к саммиту глав Азербайджана, Туркменистана и Турции», — сказал он. М.Мередов сообщил, что на встрече в Баку были обсуждены вопросы подготовки к этому саммиту, и выразил надежду, что в ходе него будут подписаны все подготовленные на сегодняшний день проекты соглашений[iii] [5].

Глава МИД Азербайджана Э.Мамедъяров на пресс-конференции по итогам прошедшей в Баку четвертой трехсторонней встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана заявил: «Состоялись интересные и плодотворные переговоры, в ходе которых были затронуты  основные  политические и экономические вопросы. Мы договорились, что в следующий раз соберемся в Туркменистане и обсудим новую дорожную карту развития на 2018-2020 годы. Три страны реализуют множество региональных проектов, и мы обсудили ход их реализации. Баку, Анкара и Ашхабад намерены придать новый импульс отношениям. В ходе сегодняшней встречи были обсуждены  энергетические вопросы. В следующем году азербайджанский по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) пойдет в Турцию. После этого Азербайджан по газопроводу TANAP будет поставлять 10 миллиардов куб. м газ в год в Европу (Италия). Туркменистан также заявил об  интересе к Южному газовому коридору. В плане сотрудничества в сфере транспорта также есть развитие: в следующем году завершатся работы по расширению в порту Туркменбаши, что позволит увеличить транспортировку грузов между портами Алят и Туркменбаши до 25 миллионов тонн в год. И с каждым годом эти цифры могут увеличиваться. Три страны также намерены задействовать другие пути грузоперевозок — морские и магистральные. Этот вопрос обсуждался на трехсторонней встрече, и было бы правильным его обсуждение также на уровне других министерств и ведомств. Проект строительства БТК завершится до конца года, и будут получены грандиозные возможности для сотрудничества. Потребность в этом проекте есть, так же, как уже есть и необходимый объем грузоперевозок», — заявил глава МИД Азербайджана, отметив, что по итогам трехсторонней встречи была подписана (бакинская) декларация[iv] [6].

Отметим, что первая трехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Туркменстана состоялась 26 мая 2014 г. в Баку, вторая встреча — 29 января 2015 г. в Ашхабаде, третья — 28 августа 2015 г. в Анталье (сотрудничество трех стран охватывает широкий спектр вопросов, в числе которых энергетика, туризм, гуманитарная сфера и политика). По итогам третьей встречи (в Турции) главы МИД трех стран заявили о необходимости развития трехстороннего сотрудничества в энергетической сфере. Участники встречи тогда подчеркнули важность транспортировки туркменского и азербайджанского природного газа в Европу и на международные рынки через Турцию. Министры также отметили особую значимость создания рабочей группы в рамках проекта по транспортировке туркменского газа через территорию Азербайджана и Турции в Европу. Рабочая группа будет создана для проработки вопросов реализации проекта Транскаспийского газопровода. Данный проект подразумевает доставку туркменского газа в Азербайджан (ранее туркменская сторона заявляла об активных переговорах с европейскими партнерами о поставках газа в объеме до 30 млрд куб. м/год газа)[v] [7].

Транскаспийский газопровод протяженностью около 300 километров планируется проложить от туркменского берега Каспия до азербайджанского, где он будет подключен к т.н. «Южному газовому коридору». Переговоры Туркменистана с Евросоюзом и другими странами о строительстве Транскаспийского газопровода проводились с конца 90-х годов прошлого века. Однако после принятия новой энергетический стратегии ЕС, одна из целей которой – снизить зависимость от российского газа, переговоры о строительстве Транскаспийского газопровода активизировались. В сентябре 2011 г. Евросоюз предоставил Еврокомиссии мандат на проведение переговоров между Азербайджаном и Туркменистаном относительно правовой базы Транскаспийского газопровода. Об этом говорилось в документе «Внешние энергетические связи Европейского союза», принятом Европейской комиссией и представленном комиссаром ЕС по энергетическим вопросам Гюнтером Эттингером. В данном документе была отражена энергетическая стратегия ЕС до 2020 г., а также 43 конкретных вопроса, касающихся обеспечения энергобезопасности Европы. В документе среди основных широкомасштабных проектов, необходимых для реализации энергетической безопасности материка, особо отмечался Транскаспийский газопровод. Была отмечена, что соглашение между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном относительно газопровода заложит основу строительства инфраструктуры, которая обеспечит транспортировку туркменского природного газа через Каспийское море. Проект должен ослабить зависимость Евросоюза от поставок российского газа, обеспечивающих около четверти европейского рынка. По словам Г.Эттингера, это первый случай в истории Евросоюза, когда соглашение о строительстве инфраструктурного проекта в третьих государствах будет вестись на основании межправительственного соглашения, которое будут вырабатывать не отдельные страны сообщества а Еврокомиссия от имени всех 27 стран-членов ЕС. «Европа отныне говорит единым голосом. Транскаспийский газопровод – это ключевой проект «Южного газового коридора», который даст Европе новые источники газа. Мы намерены добиться заключения этого соглашения как можно скорее», — подчеркнул он[vi] [8].

Однако строительство Транскаспийского газопровода затруднено нерешенностью вопроса статуса Каспийского моря. Известно, что строительство этого газопровода не выгодно ни Ирану, ни России, которые располагают самыми крупными запасами природного газа в мире, и хотят, чтобы туркменский газ проходил по их территории в Европу и, таким образом, стать транзитными странами для туркменского газа. Вопрос особенно актуален для России, поскольку поставки туркменского газа в Европу ослабит энергетическую зависимость от России. Россия и Иран делают акцент на том, что вопросы прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря должны решаться при согласии [9] всех 5 прикаспийских стран, однако Туркменистан считает, что для прокладки Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря, правовой статус которого пока не определен, достаточно согласия тех сторон (Туркменистана и Азербайджана), территорию которого проект охватывает. Более того, в октябре 2011 г. МИД Туркменистана выразил недовольство позицией России по Транскаспийскому газопроводу, назвав контрпродуктивной позицию Москвы по поводу сближения Ашхабада с Европейским союзом в энергетической сфере[vii] [10].

Азербайджан уже выразил готовность предоставить свою территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для Транскаспийского газопровода. Однакопропускная способность Трансанатолийского (TANAP [3]) и Трансадриатического (ТАР [11]) газопровод пока не рассчитана на поставки газа из Туркменистана. Отметим, что в декабре 2015 г. был достроен газопровод «Восток-Запад», который связывает газовые месторождения востока Туркменистана с каспийским побережьем. Его мощность — 30 млрд куб. м/год, протяженность — 773 км, затраты на строительство оцениваются в $2,5 млрд. Ранее эта труба рассматривалась как часть газопроводного проекта Nabucco, по которому туркменский и азербайджанский газ должен был поступать в Европу. Однако проект этот был похоронен — в том числе и из-за неопределенности с ресурсной базой. По словам президента Туркменистана Г.Бердымухамедова, окончание строительства трубопровода «Восток-Запад» должно простимулировать строительство Транскаспийского газопровода[viii] [12].

Благодаря Транскаспийскому газопроводу Турция и Азербайджан, которые вместе строят газопровод TANAP (две страны устали ждать, когда будет построен газопровод Nabucco и решили своими силами азербайджанский газ довести до границы с ЕС) станут транзитными странами (Грузия тоже) для поставок туркменского газа в Европу (Азербайджан — еще и для поставок туркменского газа в Турцию). Транскаспийский газопровод не только принесет обоим странам большие прибыли (Туркменистан занимает четвертое место в мире по запасам газа), но и укрепит их геополитическую роль, увеличит их востребованность в регионе и не только. Таким образом, Турция станет более важной страной для ЕС, и это обстоятельство будет положительно воздействовать на дальнейший переговорный процесс с Турцией (в перспективе Турция может применить к ЕС энергетический шантаж для вступления в организацию). Кроме того, Транскаспийский газопровод увеличит роль газопровода TANAP, мощность которого на начальном этапе составит 16 млрд куб. м (из которых 6 млрд куб. м будет использоваться турецкими потребителями, а остальной объем пойдет в европейские страны). Таким образом, Азербайджан уже совсем скоро станет вторым крупным поставщиком газа для Турции. Азербайджан сейчас ежегодно поставляет в Турцию 6.6 млрд куб. м. газа по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южно-Кавказский газопровод), и с 2018 г. к этому числу добавится еще 6 млрд куб. м газа. Получается, что  Азербайджан ежегодно будет поставлять в Турцию более 12.5 млрд куб. м, в то время, как Иран сейчас ежегодно поставляет в Турцию только 9.6 милрд куб. м газа. На втором этапе планируется увеличение объема поставок по газопроводу TANAP до 24 млрд куб. м в год.

Ожидается, что благодаря вводу Транскаспийского газопровода мощность TANAPа за счет туркменского газа будет доведена до 60 млрд куб м. в год. Отметим, что это вполне реально, учитывая, что по газопроводу TANAP в Европу могут поставлять газ Ирак (Иракский Курдистан), другие арабские государства (Катар, Египет), Иран, Израиль[ix] [13], Кипр, Казахстан, Узбекистан. Таким образом, TANAP станет магистральным газопроводом (МГП) и поможет Турции стать возможно самым большим газовым хабом в мире, так как газ около 10 стран будет направлен в Европу через одну страну (в октябре 2016 г. Р.Т.Эрдоган в ходе Всемирного энергетического конгресса заявил, что Турция рассчитывает стать хабом для поставок газа из России, Туркмении, Азербайджана, Ближнего Востока[x] [14]).

Кроме того, Транскаспийский газопровод увеличит число поставщиков газа Турции. Не надо забывать, что к проекту могут подключаться Казахстан и Узбекистан. Отметим, что после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским самолетом Су-24, Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция намерена найти вместо России иных поставщиков газа. И перед визитом в Ашхабад Р.Т.Эрдоган посетил Доху и  Баку в надежде заменить им 54 процента российского газа. Президент Турции 11–12 декабря 2015 г. посетил Туркменистан с официальным визитом, и на переговорах с туркменским коллегой Г.Бердымухамедовым обсудил вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере энергетики[xi] [15].

Примечательно, что в начале июня 2016 г. министр энергетики Азербайджана Натик Алиев в ходе выступления на XXIII Международной конференции «Нефть и газ Каспия» заявил, что газопровод TANAP ослабит зависимость Турции от российского газа. «TANAP играет важное значение в обеспечении региональной и европейской энергетической безопасности. Дополнительные 6 млрд куб. м газа, которые будут отправлены в Турцию, позволят уменьшить зависимость этой страны от российского газа», — отметил министр, заметив, что этот газ будет дешевле российского и иранского. Азербайджанский министр отметил также, что в будущем Туркменистан и Казахстан могут подключаться к данному трубопроводу и поставлять свой газ в Европу[xii] [16].

Итак, Турция дала свое согласие и на строительство газопровода «Турецкий поток», который в некотором плане является конкурентом газопровода TANAP. Вместе с этим Турция начала активно лоббировать поставки туркменского газа в ЕС, желая превратиться транзитной страной и для центральноазиатского газа, что не одобряет Россия. Выход туркменского газа на турецкий рынок невыгоден «Газпрому». Турция ежегодно потребляет 45-49 млрд куб. м газа, из них «Газпром» поставляет 27 млрд куб. м. Мы не исключаем, что в вопросе строительства Транскаспийского газопровода некоторый прогресс будет достигнут на следующем саммите представителей Туркменистана, Турции и Азербайджана, который будет проведена до конца года провести в Туркменистане. Хотя Туркменистан и Азербайджан имеют разногласия, связаны с делимитацией морских границ, реализация проекта Транскаспийского газопровода будет способствовать сближению двух стран.

До этого Турция по всей вероятности будет вести переговоры с Россией, пытаясь убедить Москву в том, что Транскаспийский газопровод рано или поздно будет неизбежно построена. Ради реализации проекта Транскаспийского газопровода Турция может и отозвать иск против «Газпрома» (в конце октября 2015 г. турецкая трубопроводная компания Botas подала иск в Международный арбитраж против «Газпрома» из-за стоимости российского газа). Турция вместе с этим продолжит блокировать поставки американского СПГ в Украину. Глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев месяц назад в интервью Wall Street Journal заявил, что Украина заинтересована в возможности поставок американского СПГ на свой рынок через Черное море, однако пока этот проект сдерживается нежеланием Турции пропускать СПГ-танкеры через пролив Босфор[xiii] [17].

Еще в марте 2015 г. посол Турции в Украине Йонет Джан Тезель рассказал в интервью «Укринформ [18]» о причинах отказа пропускать танкеры со сжиженным газом для Украины через пролив Босфор. По словам представителя Турции, основной причиной запрета прохода СПГ-танкеров через «Стамбульский пролив» является угроза безопасности для густонаселенного Стамбула. «Проход СПГ-танкеров через Босфор – проблематичный вопрос. Прежде всего, речь идет о безопасности в уже загруженном и узком проливе. Стамбул – густонаселенный город, а СПГ-танкеры значительно больше нефтяных. В случае аварий, которые уже случались с нефтяными танкерами, последствия для Стамбула и его населения будут разрушительными», — заявил посол Турции в Украине, отметив, что «любой другой сосед Турции по Черному морю также получил бы отказ»[xiv] [19].

Отметим, что ранее в «Нафтогазе Украины» указали, что перемещение через Босфор более опасных грузов разрешено. Это означает, что вся проблема – это не только безопасность Стамбула (хотя этот фактор безусловно следует принимать в расчет). Своими действиями Турция мешает Украине получить американский СПГ и следовательно вынуждает покупать российский газ. И наконец, в Турции не исключают, что Украина может присоединиться к проекту газопровода TANAP [20]. Об этом в конце марта 2016 г. заявил посол Турции в Украине Йонет Джан Тезел в своем выступлении на форуме Capturing new markets в Киеве[xv] [21], а в феврале 2017 г. Анкара и Киев обсудили участие Украины в проекте газопровода TANAP в ходе встречи главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу и президента Украины Петра Порошенка[xvi] [22]. И блокировка поставок американского СПГ в Украину будет способствовать этому процессу.

Мы не исключаем также, что Транскаспийский газопровод может создать новый очаг напряженности между Россией и Турцией, потому что последняя никаким образом не будет отказываться от перспективы стать важной транзитной страной для поставок туркменского (центральноазиатского) газа, учитывая еще и не очень большие газовые запасы Азербайджана. Кроме того, поддержка со стороны Турции Транскаспийского газопроводу может создать проблемы и с Ираном. Газопровод TANAP, а также Транскаспийский газопровод ослабит зависимость Турции и от иранского газа. Кстати, Иран до сих пор не выбрал турецкий маршрут для поставок своего газа в Европу. В этом немалую роль играла и играет также фактор деятельности Рабочей Партии Курдистана (РПК)[xvii] [23].

[i] [24] Türkiye, Türkmenistan’ın enerji projelerini destekliyor [25], Anadolu Ajansı, 03.06.2017

[ii] [26] Erdoğan: Türkmen gazı Avrupa enerji güvenliğini sağlayacak [27], Haber3, 07.11.2014

[iii] [28] Азербайджан, Туркменистан и Турция заинтересованы в развитии сотрудничества – глава МИД Туркменистана, Trend, 19.07.2017

[iv] [29] Главы МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана договорились разработать дорожную карту будущего сотрудничества – Мамедъяров, Trend, 19.07.2017

[v] [30] Туркменистан, Азербайджан и Турция создадут рабочую группу по доставке туркменского газа в Европу, neftegaz.ru, 31.08.2015

[vi] [31] Евросоюз начинает переговоры с поставщиками Транскаспийского трубопровода, DW, 12.09.2011

[vii] [32] МИД Туркменистана выразил недовольство позицией России по Транскаспийскому газопроводу, ИА Фергана, 19.10.2011

[viii] [33] В Туркмении запущен газопровод ″Восток-Запад [34], DW, 23.12.2015

[ix] [35] Габриелян Айк [36], O перспективе строительства газопровода Израиль-Турция, Институт Ближнего Востока, 19.07.2017

[x] [37]  Türkiye Enerji Koridoru Olacak» [38], Haberler.com, 12.10.2016

[xi] [39] ‘Türkmen gazı çıkarlara göre Avrupa’ya iletilecek’, Yeni Akit [40], 13.12.2015

[xii] [41]  ‘TANAP Rus gazına bağımlılığı azaltacak’, Habertürk [42], 02.06.2016

[xiii] [43] Турция не хочет пропускать через Босфор американские танкеры с газом для Украины, Inshe.tv, 21.06.2017

[xiv] [44] СМИ: Турция объяснила, почему не пропустит танкеры с газом для Украины, РИА Новости, 20.03.2015

[xv] [45] Tezel: «Türkiye ve Ukrayna’nın amaçları ortak», Kırım Haber Ajansı [46], 30.03.2016

[xvi] [47] Mevlüt Çavuşoğlu, Poroşenko ile bir araya geldi, Posta, 10.02.2017

[xvii] [48] Габриелян Айк [36], План Турции снизить газовой зависимость от России и фактор РПК [49], Институт Ближнего Востока, 01.03.2016