План Турции снижения газовой зависимости от России и фактор РПК

Важность газа для Турции — Прежде чем коснуться самой проблемы, мы должны представить важнօсть роли природного газа в Турции. В Турции 45-50% природного газа используется в производстве электроэнергии, 25% в промышленности, а 20% — в быту. В 2014 году в Турции производство электроэнергии составило 250 миллиард 381 миллион киловатт-часов, 46.7% которого обеспечил газ, 27.5% уголь, а 15.7% гидроэнергия. 98-99% от потребляемого газа Турция импортирует из-за рубежа. В 2014 году Турция импортировала более 49 млрд кубометров газа[i].

В 2014 году Турция импортировала 55% (27 млрд кубометров) потребляемого в стране природного газа из России. Россия является крупнейшим поставщиком газа для Турции, а Турция — второй по величине (после Германии) рынок сбыта для российского газа в Европе. В 2014 году Турция импортировала 9 млрд кубометров газа из Ирана, являющегося его вторым крупнейшим поставщиком газа. На третьем месте Азербайджан, который в 2014 году поставил в Турцию 6 млрд кубометров газа.

Кроме того, в 2014 году Турция импортировала 4.1 млрд кубометров сжиженного природного газа (СПГ) из Алжира и еще 1.4 млрд кубометров СПГ из Нигерии. Остальные 1.7 млрд кубометров СПГ были импортированы из других стран.

Последние усилия Турции для уменьшения своей зависимости от российского газа – После того как 24 ноября 2015 г. Турция сбила российский военный самолет (Су-24) в Сирии резко ухудшились русско-турецкие отношения, турецкое правительство стало предпринимать активные шаги по снижению своей газовой зависимости от России.

Катар – В начале декабря 2015 года президент Турции Р.Т.Эрдоган посетил Катар, где был подписан меморандум о взаимопонимании по поставкам СПГ в Турцию на долгосрочной основе (ранее такой импорт осуществлялся на основе краткосрочных соглашений между двумя странами). Тогда не были обговорены объемы, цены и сроки поставок СПГ из Катара в Турцию (по некоторым данным Анкара и Доха подписали соглашение о поставках в Турцию 1.2 миллиарда кубометров СПГ)[ii]. После этого, посол Катара в Турции Аль Шафи объявил, что Катар готов обеспечить спрос на газ в Турции начать экспорт СПГ в нужных Анкаре объемах[iii].

Естественно, Катар способен сделать это, поскольку занимает 3-е место в мире по запасам природного газа – на его территории расположены 14% мировых запасов природного газа. Кроме того, Катар занимает 1-е место среди крупнейших в мире экспортеров СПГ. Но здесь надо учитывать две проблемы: насколько будет выгодным для Турции купить и сколько СПГ Турция сможет импортировать из Катара. Надо отметить, что в Турции есть только два СПГ-терминала, которые принадлежат государственной трубопроводной компании BOTAŞ. Один из них находится в Эрегли (провинция Текирдаг, 100 километр западнее Стамбула), мощность которого составляет 6.2 млрд кубометров в год. А второй СПГ-терминал находится в Алиаге (провинция Измир), с мощностью в 6 млрд кубометров в год. Таким образом совокупная мощность этих терминалов составляет всего лишь 12.2 млрд кубометров в год. Это означает, что возможности Турции в этом плане ограничены. В 2014 году Турция, как уже упоминалось ранее, импортировала всего 7.5 млрд. кубометров СПГ, что составило 15% импорта газа. Получается, что Турция на данный момент еще может увеличить импорт СПГ на 4.7 млрд кубометров, однако это не сможет компенсировать возможную потерю российского газа.

Кроме того, импорт СПГ для Турции будет более дорогостоящим и трудоемким в сравнении с импортом российского газа. Цена российского газа занимает среднее место в сравнении с иранским и азербайджанским газом (3 основные газовые поставщики Турции). В 2014 году российский газ для Турции стоил 425 долларов за тысячу кубометров (в октябре 2015 году Турция подала в международный арбитражный суд иск о цене российского газа требуя скидки[iv]), азербайджанский газ стоил 335 долларов за тысячу кубометров, а иранский газ стоил 490 долларов за тысячу кубометров (в феврале 2016 году Международный арбитраж удовлетворил иск Турции против Ирана по факту предоставления скидок на газ, но при этом иск Турции не удовлетворен полностью, Турция требовала в суде предоставить скидку в размере 35.5%, однако суд принял решение снизить закупочную цену на 10–15%[v]).

Азербайджан – В начале декабря 2015 года премьер Турции Ахмет Давутоглу посетил Азербайджан и обсудил строительствo Трансанатолийского газопровода (TANAP). Тогда Турция и Азербайджан договорились об ускорении строительства газопровода TANAP, было объявлено что проект будет реализован вовремя — в 2018 году, а, возможно, и раньше[vi]։ Известно, что по газопроводу TANAP Турция будет получать по меньшей мере 6 млрд кубометров газа ежегодно, а Европа 10 млрд кубометров азербайджанского газа. Однако Рабочая партия Курдистана (РПК) может несколько задержать строительство газопровода (oб этом будет подробно сказано ниже).

Туркменистан – В декабре 2015 года Р.Т.Эрдоган посетил Ашхабад, где среди других вопросов обсудил также импорт газа из Туркменистана, который по своим газовым запасам занимает 4-е место в мире[vii]. В декабре 2015 года в Туркменистане был введен в эксплуатацию газопровод «Восток-Запад» протяженностью 773 километра. Строительство газопровода, который связывает газовые месторождения востока с каспийским побережьем, обошлось в 2,5 миллиарда долларов, а его пропускная способность составила 30 миллиардов кубометров газа в год. Газопровод «Восток-Запад» поможет осуществлять поставки туркменского газа в ЕС в обход России. Однако для этого придется еще построить Транскаспийский газопровод для поставки туркменского газа через Азербайджан и Грузию в Турцию и Европу. Вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович заявил, что прямые поставки туркменского газа в ЕС могут начаться уже в 2019 году[viii].

Однако нерешенность правового статуса Каспия препятствует строительству Транскаспийского газопровода, который должен пройти по дну Каспия и по которому туркменский газ должен дойти до Азербайджана, а оттуда по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южно-Кавказский трубопровод) доставляться до газопровода TANAP. Вряд ли туркменский газ появится в Европе в ближайшие годы, поэтому Туркменистан вынужден обратить особое внимание на восток (Китай, Индия, Пакистан). Турция может купить туркменский газ и через Иран, но и в этом случае (как и в плане TANAP) Турция будет иметь дело с РПК.

Израиль – В последнее время Израиль и Турция возобновили переговоры об урегулировании двусторонних отношений. Турецкая пресса писала, что Израиль будет поставлять 31 млрд кубометров газа в Турцию, из них 21 млрд. кубометров будет предусмотрено для Европы и только 10 млрд кубометров получит Турция. Таким образом Израиль обеспечит 21% потребности Турции в газе. Сообщалось, что Турция получит израильский газ в 2019 году, если соответствующий договор будет подписан в 2016 году. Длина газопровода из Израиля до Турции составит 550 километров, а стоимость проекта оценена в 2,5-3 млрд долларов[ix].

После того как в эксклюзивной экономической зоне Египта было обнаружено газовое месторождение «Зохр» (крупнейший в Восточном Средиземноморье), под удар попал план Израиля продавать свой газ Египту и более актуальным стал вопрос поставки израильского газа в Европу. В конце января 2016 года лидеры Кипра, Греции и Израиля договорились о создании трехстороннего комитета по изучению экономической целесообразности строительства газопровода в Европу. На первом этапе речь шла о прокладке ветки из Израиля до Кипра, а затем оттуда до Греции с конечной целью экспортных поставок газа в Европу. Были также обсуждены перспективы прокладки подводного кабеля для сведения электрических сетей трех государств воедино[x]. Однако следует отметить, что газопровод Израиль-Кипр-Греция (Европа) обходит территорию Турции несмотря на то, что турецкий маршрут самый короткий для поставки израильского и кипрского газа в Европу.

В декабре 2015 года Эрдоган заявил, что Турция готова нормализовать свои отношения с Израилем, но это произойдет только в том случае, если Израиль согласится выполнить три условия, ранее уже озвученные официальной Анкарой. «У нас три условия к Израилю. Мы потребовали извинений и это произошло. Мы потребовали компенсации родственникам погибших в результате штурма »Мави Мармара», но этого не произошло. И наконец мы потребовали снять блокаду сектора Газа, этого тоже не произошло. В случае исполнения двух последних условий, отношения будут урегулированы», — заявил Эрдоган[xi].

В декабре турецкая пресса описала детали соглашения об урегулировании отношений между Турцией и Израилем. Как сообщил один израильский чиновник израильской газете Haaretz, соглашение было подписано в Швейцарии премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и руководителем аппарата МИД Турции Фиридуном Синирлиоглу. Согласно соглашению:

  1. Израиль выплатит компенсацию в размере 20 миллионов долларов семьям десяти погибших граждан Турции в ходе штурма судна «Мави Мармара».
  2. Будет восстановлена работа консульств двух стран, отозванные послы будут возвращены.
  3. Турция откажется от судебных исков против израильских военнослужащих, в связи с чем, в Великом Национальном Собрании Турции будет принято решение.
  4. Деятельность организации ХАМАС в Турции будет ограничена. Будет наложен запрет на въезд в Турцию боевика ХАМАС Салаха аль-Арури, который обвиняется в убийстве 3 израильских военнослужащих.
  5. Будут проведены обсуждения по природному газу. Со дня подписания соглашения Турция и Израиль будут осуществлять совместную деятельность в этой сфере, будет проведен газопровод для транспортировки израильского газа в Турцию и Европу[xii].

Турецкие СМИ сразу обратили внимание на то, что в договоре не упоминается вопрос снятия блокады сектора Газа. Со своей стороны добавим, что в договоре не упомянуто и то, как будет представлена израильская компенсация. Второе условие, казалось бы самое легкое, не выполняется и не потому, что стороны не могут найти компромисс по сумме компенсации, а по поводу статуса оплаты. В июле 2013 года тогдашний вице-премьер-министр Турции Бюлент Арынч заявил: «Израиль не хочет признать себя виновным в совершенном преступлении и требует, чтобы компенсация оценивалась как добровольный акт милосердия, но никоим образом как компенсация за незаконную деятельность. Турция не собирается выполнять это требование и требует, чтобы сумма была выплачена именно как компенсация за незаконную деятельность. Турция требует, чтобы Израиль признал захват »Мави Мармара» как преступление»[xiii].

Через неделю Нетаньяху заявил, что Израиль не снимет блокаду сектора Газа[xiv]. Это можно объяснить тем, что эта проблема связана с национальной безопасностью Израиля. Если Турция уступит в этом вопросе, то Израиль может пустить турецкие гуманитарные грузы по своей территории до сектора Газа, и проблема будет решена частично. Израиль обеспокоен также регулярной критикой Турция в свой адрес в связи с событиями в с секторе Газа, на Западном берегу реки Иордан, в Восточном Иерусалиме. Вряд ли Турция откажется от своей систематической критики в адрес Израиля с учетом амбиций Турции в мусульманском мире.

Все это означает, что стороны по-прежнему должны решить многие вопросы, решение которых будет зависеть от их желания и возможностей пойти на компромисс. Более того, в январе 2016 года министр юстиции Израиля Аейлет Шакед призвала международное сообщество признать право курдов на государство, которое бы граничило с Турцией и Ираком. Глава Минюста Израиля объяснила свой призыв крушением привычных национальных государств, которое происходит повсеместно на Ближнем Востоке[xv]. Это может привести к новой напряженности в отношениях между Турцией и Израилем, учитывая чувствительность курдского вопроса для Турции. И наконец в конце января министр обороны Израиля Моше Яалон заявил, что боевики террористической группировки «Исламское государство» (запрещено в России) уже долгое время продают нефть Турции. Моше Яалон призвал Турцию прекратить финансирование терроризма[xvi].

Это заявление, как и заявление Шакеда можно оценить, как средство давления на Турцию во время переговоров, чтобы она пошла на уступки и урегулировала двусторонние отношения. Израиль таким образом дает понять Турции, что может действовать против нее с нескольких сторон. Не надо забывать, что Моше Яалон не сторонник оказания уступок Турции. В 2011 году Яалон будучи заместителем премьер-министра Израиля заявил, что если Израиль будет извиняться перед Турцией, то Турция все равно не изменит свою политику в отношении Израиля и не восстановит дипломатические отношения[xvii]. Кстати, после извинения Израиля тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что если Израиль не извинился бы, этот вопрос длился бы не один век, и вряд ли был бы закрыт[xviii] (в декабре 2015 году премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Турецкая Республика является первой страной, заставившей Израиль извиниться за подобный инцидент[xix]).

Северный Ирак — На фоне все более напряженных отношений с Россией, Турция начала серьезно обсуждать вопрос импорта (курдского) газа из северного Ирака (Иракский Курдистан). В декабре Турцию посетили лидер курдской автономии Масуд Барзани и премьер-министр Нечирван Барзани. В ходе этих визитов обсуждался также вопрос импорта газа, что вызвало необходимость прокладки газопровода из Северного Ирака (провинция Киркук) в Турцию[xx].

После этих визитов сообщалось, что турецкая государственная трубопроводная компания BOTAŞ в феврале 2016 года объявит тендер на строительство газопровода в провинции Ширнак, соединяющего сеть газопроводов Северного Ирака с газовой сетью Турции в районе провинции Мардин. Тендер будет включать в себя строительство 185,1-километрового газопровода мощностью до 20 млрд кубометров газа в год. Строительство будет длиться 720 календарных дней. Запуск газопровода намечен на 2018 год[xxi].

В январе 2016 года турецкая пресса писала, что в Северном Ираке уже начато строительство трубопровода. Газовые резервы Северного Ирака составляют 5 трлн кубометров природного газа и что этот объем достаточен, чтобы удовлетворить потребности природного газа Турции на 50 лет[xxii]. Строительство газопровода Северный Ирак-Турция может создать новую напряженность между Турцией и иракским центральным правительством, чьи отношения уже напряжены из-за развертывания турецких войск в Северном Ираке (04.12.2015). Ранее, центральное правительство Ирака уже неоднократно критиковало Турцию за импорт нефти из Северного Ирака без своего разрешения. Кроме того, это может привести к новым конфликтам между центральным правительством (а также РПК) и курдской автономией Ирака. Стоит отметить, что строительство трубопровода началось в провинции Киркук, который не входит в состав Региона Курдистан (с июня 2014 года курдская автономия увеличила свою территорию на 40%, в том числе город Киркук).

Фактор РПК — В настоящее время, в Турции есть четыре основные газопровода, идущие из-за рубежа. По газопроводам Западный (Трансбалканский) и «Голубой поток» в Турцию поставляется российский газ. По газопроводу Тебриз-Эрзурум Турция получает иранский газ, а по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум — азербайджанский. До сих пор РПК несколько раз уже взрывал газопроводы, идущие из Ирана и Азербайджана. Вместе с тем, РПК никогда не не был примечен на взрывах газопроводов из России. Это в основном объясняется тем, что газопроводы из России чисто в географическом плане находится вне деятельности РПК, которая в основном действует в восточных и юго-восточных провинциях Турции, где находятся газопроводы из Азербайджана и Ирана.

В июле 2015 года, когда турецкие власти нарушили перемирие и начали бомбить лагеря РПК в Северном Ираке, РПК в свою очередь начал взрывать газопроводы из Азербайджана и Ирана. Первым был взорван газопровод Тебриз-Эрзурум (в провинции Агры (Арарат)), из-за чего были прекращены поставки иранского газа в Турцию[xxiii]. Этим трубопроводом поставки газа в Турцию предназначены для внутреннего потребления, тем самым делая Турцию уязвимой к действиям РПК.

Кроме того, РПК, которая до сих пор много раз взрывал этот газопровод, по-видимому, приняла во внимание тот факт, что иранская сторона, по сути, не страдает от таких действий, поскольку газовое соглашение с Турцией подписано по принципу «бери или плати» (take-or-pay). Take-or-pay — условия контракта, подразумевающие, что покупатель должен оплатить не менее определенного объема газа вне зависимости от того, сколько он закупил в действительности в рассматриваемый период (поэтому Турция хочет избавиться от газовых соглашений по принципу «бери или плати»).

В настоящее время Иран в поисках путей для экспорта своего газа в Европу, и один из основных маршрутов является турецкий маршрут (другой армянский или азербайджанский маршрут), однако действия РПК ставят под сомнение целесообразность турецкого маршрута. Кроме того, Иран может не захотеть попасть транзитную зависимость от Турции, с которым его отношения напряжены в последнее время (в связи с политикой Турции в отношении не только самого Ирана, но и Сирии, Ирака, России, Йемена и т.д.). И наконец, Иран может предпочесть другой вариант поставок СПГ в Европу.

В начале[xxiv] и в конце[xxv] августа 2015 года в провинции Карс был дважды взорван газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, из-за чего были прекращены поставки азербайджанского газа в Турцию. Этим трубопроводом поставки газа в Турцию предназначены для внутреннего потребления, что делает трубопровод уязвимой к действиям РПК. Однако в дальнейшем ситуация будет изменена в связи с тем, что в марте 2015 года в провинции Карс начался проект строительства газопровода TANAP. С этой целью, емкость газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум должна быть увеличена, чтобы поставлять необходимое количество азербайджанского газа (в дальнейшем возможно и газа из других источников) к TANAP.

Таким образом, Баку-Тбилиси-Эрзурум будет приобретать все большее значение для Европы, что может усложнить задачу РПК в намерениях взрыва газопровода. Действия РПК уже определенно препятствуют строительству газопровода TANAP – в конце июля 2015 года в провинции Карс РПК взорвал грузовой поезд, который транспортировал трубы для газопровода TANAP[xxvi]. Кстати РПК повредил также железную дорогу Карс-Эрзурум, который в будущем станет продолжением железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

Что касается строительства газопровода Северный Ирак-Турция, РПК может воспрепятствовать строительству и этого газопровода, а в будущем также взорвать уже действующий. Надо учитывать то обстоятельство, что до этих пор РПК многократно взрывал нефтепровод Киркук-Юмурталык (Джейхан) (в июле 2015 года после нарушения перемирия этот нефтепровод был взорван в провинции Ширнак[xxvii]), который имеет низкую нагрузку, хотя по мощности, он превышает нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (это обстоятельство надо учитывать, если Турция захочет снизить свою нефтяную зависимость от России). Важно отметить, что на начальном этапе, газ, импортируемый из Севeрного Ирака, будет предусмотрен для внутреннего потребления Турции, несмотря на то, что в будущем иракский газ может поставляться в Европу по трубопроводу TANAP, что и делает будущий газопровод уязвимой к действиям РПК. Более того, в феврале 2016 года официальный представитель Союза Общин Курдистана (KCK, которого в Турции называют гражданским крылом РПК) Демхат Агыт заявил, что РПК не допустит поставки газа из Северного Ирака в Турцию, потому что Турция ведет открыто враждебную политику в отношении курдов[xxviii]. Кстати, надо отметить, что это предупреждение было сделано в день взрыва нефтепровода Киркук-Юмурталык в провинции Шанлыурфа Турции[xxix].

Если Турция получит израильский газ, РПК может создать препятствия и в этом вопросе. По определенным сведениям, израильский газ может по морскому трубопроводу дойти до турецкой провинции Мерсин. Однако РПК в прошлом много раз был замечен своими активными действиями и в этой провинции. Последняя акция был зарегистрирована 15-го февраля, когда боевики РПК закрыли дорогу, остановили грузовую машину и сожгли его «коктейлями Молотова». Акция было посвящена 17-летию ареста лидера РПК Абдуллаха Оджалана[xxx].

Надо учитывать и то обстоятельство, что когда РПК взрывает один из газопроводов из Ирана и Азербайджана, на восстановление которых требуется время, Турция обычно вынуждена обращаться к Ирану или Азербайджану (в зависимости от взрываемого газопровода), с целью увеличения поставок газа. Однако, как уже упоминалось, РПК может почти одновременно взорвать газопроводы из Ирана и Азербайджана (как это сделал в летом 2015 года). Такое развитие событий для Турции особо тяжело будет зимой, когда спрос газа увеличивается в Турции (так же в странах поставщиков газа) и достигает ежедневно 230-240 млн кубометра (в ноябре этот показатель составлял почти 200 млн кубометров).

Проблема обостряется также тем, что Турция в настоящее время имеет только одно газохранилище. Оно находится в районе Силиври (провинция Стамбул), мощность которого составляет 2.6 млрд. кубометров. В этом году будет завершен первый этап строительства второго газохранидища Турции, который будет находится на дне озера Туз (второе крупнейшее озеро Турции после Вана). Его мощность составит 500 млн кубометров, а в 2019 году, когда будет завершен второй этап строительства, мощность будет удвоена (1 млрд кубометров). Поэтому Турция хочет использовать подземные газохранилища Украины.

Таким образом, действия РПК указывают на то, что она превращается в серьезный фактор при импорте газа Турцией. Власти Турции, которые делают попытки для уменьшения газовой зависимости от России, должны считаться с фактором РПК (Турция более 30 лет силовыми методами не может решить эту проблему). Как уже упоминалось, действия РПК касаются как действующих (Баку-Тбилиси-Эрзурум, Тебриз-Эрзурум), так и нынестроящихся (TANAP) газопроводов. То же самое можно сказать и о будущих возможных газопроводах (из Израиля, Ирака, Ирана).

С растущей экономикой и населением, в Турции с каждым годом растет также потребность в газе, и, следовательно, его важность. Ожидается, что Турция в 2030 году будет импортировать 70 млрд кубометров газа в год (в 2016 году импорт газа составит более 49,5 млрд кубометров). Это означает, что в будущем Турция, имея колоссальную зависимость от импорта газа, будет более уязвима к действиям РПК, т.к. взрывы газопроводов причиняют большой ущерб экономике.  Кроме того, действия РПК в значительной степени влияют и будут влиять на Турцию, которая имеет амбиции стать энергетическим (газовым) коридором. Взрывы трубопроводов бросают тень на попытки Турции представить себя как надежную транзитную страну для производителей и потребителей газа. В плане подрыва трубопроводов, РПК имеет огромный потенциал, о чем свидетельствует то, что РПК летом 2015 года всего за неделю (28.07.2015-04.08.2015) один за другим взорвал газопроводы из Ирана и Азербайджана, и нефтепровод из Ирака. По сути, Турция до сих пор не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность этих трубопроводов.

[i] HES’lerden elektrik üretimi azaldı, Anadolu Ajansı, 13.01.2015

[ii] Katar’la doğalgaz anlaşması imzalandı, vizeler kaldırıldı, Milliyet, 02.12.2015

[iii] Katar’dan Türkiye’ye sınırsız doğalgaz müjdesi!, Haber7, 17.12.2015

[iv] Rusya gazı mahkemelik, Milliyet, 28.10.2015

[v] Türkiye, İran’a açtığı doğalgaz davasını kazandı, Sabah, 02.02.2016 

[vi] ‘TANAP’ 2018 yılı öncesine yetişecek, Vatan, 04.12.2015

[vii] Cumhurbaşkanı Erdoğan Türkmenistan’a gitti, Bugün, 11.12.2015

[viii] В Туркменистане запустили газопровод «Восток-Запад», CA-NEWS, 24.12.2015

[ix] İsrail gazı 2019 yılında Mersin’de, Yeniçağ, 22.12.2015

[x] Лидеры Кипра, Греции и Израиля обсудили проект экспорта газа в Европу, ТАСС, 28.01.2016

[xi] Erdoğan: İsrail’le ilişkilerimiz normalleşmeli, Zaman, 15.12.2015

[xii] Türkiye ile İsrail anlaştı! İşte o tarihi maddeler, Vatan, 17.12.2015

[xiii] Turkey won’t accept Israel’s ex gratia payment as compensation in Mavi Marmara case, Hürriyet Daily News, 24.07.2013

[xiv] Netanyahu: Gazze ablukası kaldırılmayacak, Milliyet, 23.12.2015 

[xv] Израиль поддержал право курдов на государство, ВЗГЛЯД, 20.01.2016

[xvi] Министр обороны Израиля: ИГ уже давно поставляет нефть в Турцию, ВЗГЛЯД, 26.01.2016

[xvii] Ya’alon: Turkey’s demand that Israel apologize ‘rude’, The Jerusalem Post, 08.08.2011

[xviii] Ahmet Davutoğlu: «İstediğimizi aldık», CNN Türk, 22.03.2013

[xix] Başbakan Davutoğlu’ndan İsrail açıklaması, Cumhuriyet, 22.12.2015

[xx] Cumhurbaşkanı Erdoğan, Barzani’yi kabul etti, Hürriyet, 26.12.2015

[xxi] Kuzey Irak gazını getirecek boru hattı ihalesi şubatta, Milliyet, 28.12.2015

[xxii] Kerkük, Türkiye’ye gaz ihracı için boru hattı inşasına başladı, Akşam, 07.01.2016

[xxiii] Ağrı’da doğalgaz boru hattına saldırı, Hürriyet, 28.07.2015

[xxiv] Kars’ta doğalgaz boru hattında patlama, Milliyet, 04.08.2015

[xxv] Kars’ın Sarıkamış ilçesinde boru hattında patlama, Bugün, 24.08.2015

[xxvi] TANAP’a boru taşıyan trene bombalı saldırı: 1 ölü, Yeni Şafak, 30.07.2015

[xxvii] Cizre’de Kerkük-Yumurtalık Boru Hattı’na saldırı, Dünya Bülteni, 29.07.2015

[xxviii] PKK’dan Türkiye’ye doğalgaz tehdidi, Dünya Bülteni, 18.02.2016

[xxix] Kuzey Irak’tan gelen boru hattına saldırı, Dünya Bülteni, 18.02.2016

[xxx] Mersin’de yol kesip TIR’ı kundakladılar, Haber Türk, 16.02.2016

62.92MB | MySQL:102 | 0,661sec