О саудовской программе кибер- и информационной безопасности

В условиях снятия эмбарго с Ирана в соответствии с достигнутыми договоренностями по иранской ядерной программе Эр-Рияд начинает предпринимать шаги по созданию единой системы кибербезопасности. Ключевой фигурой на этом направлении определен министр внутренних дел Мухаммед бен Наеф. В отличие от сына короля и министра обороны Мухаммеда бен Сальмана, который активно вовлечен в публичную политику и старается мелькать на экранах и в новостях, министр внутренних дел КСА ведет более тихую деятельность, стараясь сосредоточится прежде всего на вопросах оснащения силовых структур королевства хайтек технологиями. Это своеобразное разделение труда было определено вскоре после прихода к власти короля Сальмана и реорганизации системы посредников по заключению контрактов по ВТС с зарубежными странами. Сын короля в этой связи отвечает за покупку «обычного» вооружения, включая ракетное, а министр МВД — за приобретение продукции радиоэлектроники и систем кибербезопасности. Отметим при этом, что в Эр-Рияде в прежние годы мало уделялось внимания именно этому компоненту. Как и во всех арабских монархиях и диктатурах общее тяготение правящей элиты к обычным средствам вооружения объяснялось, прежде всего, простым понятием – «зримо и весомо» и в меньшей степени – «целесообразно и эффективно». Ситуация с возможными хакерскими атаками на электронную финансовую систему страны, общую электронную систему охраны границы и техническую инфраструктуру нефтедобычи поставила перед саудовским руководством задачу по созданию надежной системы безопасности в этой сфере. Безусловно, что основным стимулом для Эр-Рияда послужила и специальная программа кибербезопасности Ирана, которая сейчас реализуется при помощи российских и китайских специалистов. Для иранцев необходимость создания такой системы стали кибератаки на их центрифуги по обогащению урана, что серьезно тормозило развитие иранской ядерной программы. Некоторые эксперты в этой связи указывают на то, что нынешняя активность Саудовской Аравии в рамках выстраивания собственной системы безопасности от возможных хакерских атак связана как раз с намерением реализации собственной ядерной программы и блокирования возможностей Ирана в этой области.

Министр внутренних дел КСА Мухаммед бен Наеф, который собирается посетить Париж с официальным визитом в начале марта с.г., весь день 4 марта с.г. посвятит контактам с руководством французского крупного бизнеса как раз в сфере кибер- и информационной безопасности. Теперь можно с уверенностью сказать, что министр внутренних дел осуществляет верховное руководство над этим направлением, а главным локомотивом и «приводным ремнем» от Эр-Рияда к французскому крупному бизнесу является министр без портфеля Саад аль-Джибри, который получил этот пост в сентябре прошлого года и считается доверенным лицом клана Сальманов. Этот тренд на усиление информационной защищенности активно лоббируют и представители крупных компаний КСА, которые, кстати, тесно связаны с Мухаммедом бен Наефом. Это, прежде всего, саудовская фирма «Аль-Эльм», которая специализируется на вопросах информационной безопасности, и которую возглавляет близкий друг и многолетний советник Мухаммеда бен Наефа — Халед аль-Таувиль. Он же много лет стоит во главе секретной технической программы по информационной безопасности между США и КСА. Она предусматривает создание единой системы кибербезопасности королевства и была запущена в 2009 году. Х.аль-Таувиль стоял у истоков создания секретной Службы дипломатической безопасности, которая отвечает за безопасность шифрованных линий защищенной связи между посольствами КСА за рубежом. Компания «Аль-Эльм» имеет тесные деловые контакты с другой саудовской компанией «Несма», которую возглавляет еще один близкий партнер главы МВД — Салех ат-Турки. «Несма» специализируется на выполнении контрактных работ в сфере информационной безопасности в интересах Министерства обороны королевства, что осуществляется через дочернюю компанию «Панесма» и Saudi Prerogative Co. Еще одна саудовская компания, которая также тесно связана с Мухаммедом бен Наефом, Qwaed Technologies также будет участвовать в реализации национальной программы по информационной безопасности. Руководство этой компании является главным финансовым спонсором старшего брата министра внутренних дел Мухаммеда бен Сауда бен Наефа.

Особенностью предстоящих в Париже переговоров Мухаммеда бен Наефа является то, что ранее практически все эксперты сходились во мнении о явной преференции американских компаний в сфере разработки саудовской общенациональной программы по информационной защите. И это было логичным, особенно с учетом проамериканской ориентированности наследного принца и министра внутренних дел КСА и его тесных деловых контактов именно с американцами. Но в данном случае министру пришлось наступить «на горло своей песне» явно по указанию короля Сальмана и его сына Мухаммеда. Те категорически недовольны позицией Вашингтона в отношении сирийского досье и его заигрыванием с Тегераном. Достижение компромисса по ИЯП расценивается саудовским руководством, как предательство. В Эр-Рияде уже более не вполне доверяют Вашингтону, как главному гаранту своей безопасности от внешних угроз, не говоря уже о внутренних. Внешнеполитическая концепция Вашингтона на современном этапе подразумевает сотрудничество и взаимодействие с глобальным движением «Братья-мусульмане» в условиях общей политической турбулентности. Наряду с попыткой воссоздать баланс сил в регионе, который американцы в свое время сами и нарушили, свергнув С.Хусейна, за счет снятия эмбарго с Ирана, эти шаги Вашингтона расцениваются в саудовском руководстве как фактический отход от стратегического сотрудничества. Нефтяная история с демпинговой сланцевой нефтью только убеждает их в этом. Отсюда диверсификация контрактов в области информационной и электронной безопасности, которые будут реализовываться через специальную программу MIKSA. И это будут европейцы. Прежде всего, Airbus, Raytheon и Thales. Кстати, отметим, что участие немецких компаний в рамках программы MIKSA по электронному оснащению саудовско-йеменской границы в результате вызвал большой скандал с учетом того, что через ультрасовременную систему радиоэлектронной защиты практически свободно проходили не только мигранты, но и повстанцы-хоуситы. Плюс выяснились серьезные «нецелевые расходы». Рискнем предположить, что и в случае реализации национальной программы по кибербезопасности мы станем свидетелями чего-нибудь похожего.

52.25MB | MySQL:103 | 0,641sec