Роль российского ВВТ в обеспечении обороноспособности ИРИ: взгляд из Китая

По информации СМИ КНР, в ходе визита министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу в Исламскую Республику Иран (ИРИ) обсуждались конкретные направления военно-технического сотрудничества двух стран.

Представители ВС ИРИ высказали заинтересованность в приобретении у РФ многофункциональных истребителей Су-30СМ, противокорабельных ракетных комплексов «Бастион», учебно-боевых самолетов Як-130, вертолетов Ми-8/17, сторожевых кораблей и ДЭПЛ, а также современных зенитно-ракетные комплексов С-400.

По информации официального Тегерана, ВВС ИРИ остро нуждаются в современных истребителях завоевания превосходства в воздухе, на роль которых подходят только российские Су-30СМ. Китайский специалист по вопросам развития авиации и военной космонавтики Ван Ян, отмечает, что данный истребитель создан на авиазаводе корпорации «Иркут» с учетом десятилетнего опыта производства и обслуживания Су-30МКИ. Производственная линия российского предприятия и высокий уровень профессионализма сотрудников позволил в кратчайшие сроки наладить массовое производство Су-30СМ, что очень важно для укрепления обороноспособности РФ и  своевременного выполнения экспортных заказов.

Очевидно, что Су-30СМ благодаря мощным двигателям и вооружению может успешно противостоять как морально устаревшим американским F-4 и F-5, так и более современным F-16, F-15, F/A-18, которые приняты на вооружение в ведущих странах Ближнего Востока. Вполне вероятно, что Су-30СМ позволит официальному Тегерану не просто «успокоить» соседей по региону, но и в отдельных случаях диктовать свои «правила игры».

В то же время, офицеры ВВС НОАК отмечают, что Су-30СМ это сверхманевренный истребитель, который  также необходим Поднебесной, хотя бы для обновления подразделения (отдельного полка в составе четырех эскадрилий) «вероятного противника», которое позволит повысить уровень боевой выучки летчиков истребительной авиации ВВС и ВМС страны.

В настоящее время, китайский национальный ОПК не может предложить своим ВВС или зарубежным партнерам самолета, который по своим характеристикам приближался или конкурировал с Су-30СМ.

Вторым интересным самолетом, для ВВС ИРИ является учебно-боевой самолет (УБС) Як-130, также выпускаемый на заводе корпорации «Иркут». Данный самолет предназначен для завершающего этапа подготовки/переучивания летного состава и является прямым конкурентом для китайских УБС JL-9 и JL-10. Следует отметить, что китайские самолеты зависят от поставок украинских двигателей из серии АИ-225, однако современная ситуация в Украине ставит под вопрос стабильные темпы производства данных УБС.

По информации СМИ КНР, в настоящее время РФ начала поставку ЗРК С-300 в Иран, которые создадут «закрытую» для полетов иностранной разведывательной авиации зону вдоль границ ИРИ. Иранские военные регулярно получают информацию от своей разведки в Королевстве Саудовская Аравия о регулярных полетах малозаметных и малоразмерных разведывательных беспилотных летательных аппаратов.

Представители ПВО ВС ИРИ  полагают, что российские ЗРК С-300 или их более современный аналог –  С-400 позволят прекратить полеты американской разведывательной авиации вдоль границ страны, а также устранят саму возможность нанесения «хирургических» авиаударов по стратегическим объектам на территории ИРИ.

Для поражения высокоточного оружия противника, баллистических и крылатых ракет в составе ЗРК С-400 имеется ракета 9М96Е2, которая позволяет бороться с подобными угрозами на удалении 120-150 км и на высотах от 5 до 30 000 м., однако наибольший интерес для китайских и иранских военных представляет ракета 40Н6, которая позволяет поражать воздушные цели типа «бомбардировщик В-2» на удалении 400 км. Основным плюсом данной ракеты является возможность ее заряжания в стандартные пусковые контейнеры ЗРК, что не позволяет иностранных разведслужбам установить реальные возможности каждой батареи или дивизиона ПВО.

Китайские специалисты отмечают повышенную стойкость ЗРК С-400 к электронным помехам (в сравнении с С-300 в три – четыре раза), сокращение количества технического персонала на 50%, скорость развертывания системы из походного положения в боевое (от пяти до тринадцати минут), а также срок службы, составляющий 20 лет или 10 000 часов работы.

Кроме того, офицеры подразделений технической разведки НОАК внимательно отслеживают ситуацию в Сирии, где на АБ «Хмеймим» развернут ЗРК С-400 а для противодействия ему ВС Турции фактически развернули с декабря 2015 г. у сирийской границы комплекс РЭБ «Корал». По информации военной разведки КНР, данная система разрабатывалась турецкой компанией «Аселсан» с июля 2009 г. и официально принята на вооружение только в феврале 2016 г.

В составе мобильного комплекса РЭБ «Корал» находятся пять автомобилей: четыре машины осуществляют разведку (поиск, и анализ)  сигналов радиолокационных станций (РЛС) и средств радиосвязи вероятного противника, а пятый автомобиль оснащен системой радиоэлектронного подавления (постановка помех радиосвязи и ослепление РЛС). Программное обеспечение позволяет автоматически выбирать наиболее опасные источники сигнала и методы борьбы с ними. Машины данного комплекса располагаются на удалении 500 м друг от друга и передают данные по кабелю.

Китайские специалисты отмечают, что реальная дальность действия РЭБ «Корал» находится в пределах от 100 до 150 км, т.е. система не в состоянии повлиять на эффективность российской ЗРК, а также средств радиолокационного контроля и освещения обстановки, расположенных на АБ «Хмеймим».

Примечательно, что для усиления возможностей истребителей F-16C/D ВВС Турции закупили 21 ед. контейнерной системы радиоэлектронной борьбы ALQ-21» (пр-во компании Exelis/Harris, США).

Кроме того, китайские аналитики внимательно наблюдают за опытом применения реактивных систем залпового огня 9К58 «Смерч», 9К57 «Ураган» и транспортно-заряжающих машин к этим системам.

Особого внимания заслужили российские автомобили КАМАЗ (43114, 6350, 6560), УАЗ (3163, 23632) и Урал (4320-31), которые позволяют российским военным специалистам оперативно пребывать на позиции артиллерии, и в районы сосредоточения сил ВС САР и которые могут представлять интерес для Ирана.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным предположить, что российское вооружение, доказавшее свою эффективность в ходе сирийского конфликта находится в более выигрышном положении нежели китайские образцы ВВТ, которые предприятия ОПК надеются предложить официальному Тегерану.

52.27MB | MySQL:103 | 0,506sec