- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сложностях внутриполитического процесса в Иране

Российский МИД назвал действия американского президента Д.Трампа, в том числе внесение Корпуса стражей исламской революции (КСИР или Пасдаран — Стражи) федеральным казначейством в список террористических организаций ни чем иным как «закручиванием опасной спирали «око за око», «зуб за зуб», которая в условиях нынешнего незаконного скопления бесконечного числа американских спецслужб в Сирии может привести к самым негативным последствиям не только для Ближнего Востока, но и для международной безопасности»[i] [1].

Однако запрет КСИР со стороны США, как влиятельной государственной силы в политической и экономической жизни Ирана, оказывает заметное влияние и на внутреннюю ситуацию в этой стране. Поэтому абстрагируясь от возникающих сложностей для американской внешней политики в регионе, следует более подробно остановиться на складывающейся расстановке сил внутри Ирана. Как указывают некоторые наблюдатели, в условиях роста напряженности в противостоянии с «Великим Сатаной», а также риска возврата санкций влияние консерваторов неизбежно будет нарастать[ii] [2]. Речь может идти об ослаблении позиций либералов, лидеру которых Х.Роухани в мае с.г. удалось во второй раз подряд победить на президентских выборах. При этом основным его преимуществом в глазах электората выступил Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) и открывающийся благодаря этому путь выхода страны из изоляции Запада, который позволит осуществить оздоровление экономики.

Накануне демаршей Д.Трампа летом с.г. в высшем политическом истеблишменте Ирана возник конфликт. Впервые отношения между президентом и верховным лидером (рахбаром) достигли такой остроты и были преданы огласке. Бурные события этого периода, как представляется, приоткрывают завесу тайны над политическим процессом, происходящим в соседней стране.

Непосредственно перед выборами 19 мая с.г. аятолла Али Хаменеи критиковал Х.Роухани за нерешенность большинства социально-экономических проблем, включая безработицу, бедность и т.д.  Когда же последний победил, 12 июня на встрече с руководителями 3-х ветвей власти, рахбар неожиданно обрушился на Х.Роухани с обвинениями в отказе от идеалов исламской революции. Поводом для этого стало одобрение правительством документа ЮНЕСКО «Повестка дня 2030», имевшее место относительно давно[iii] [3]. Духовный лидер напомнил Х. Роухани о печальном опыте первого президента ИРИ Банисадра[iv] [4], который «выпал из полета революции»[v] [5]. Неслучайно, поэтому во время шествий, посвященных борьбе Палестины (день Иерусалима) 23 июня толпа окружила кортеж президента и скандировала: «Добро пожаловать за Банисадром!» и «Смерть тирану, лицемеру и смерть Банисадру!».

Однако наиболее явным это противостояние стало после речи Х.Роухани на собрании с предпринимателями страны 22 июня с.г. Как известно, тогда переизбранный президент впервые публично выступил против господства государства в лице КСИР в экономике. По его словам частный сектор боится и не может конкурировать с «государством с ружьем». Как пример слабости частного сектора, он привел провал иранских предпринимателей на открытом для них правительством российском рынке. До этого же он не раз заявлял, что только Стражи могут благодаря своему потенциалу реализовать крупные нацпроекты[vi] [6].

Чем было вызвано изменение позиции президента? Некоторые аналитики объясняют это, тем, что перед формированием 12-го правительства он попытался продемонстрировать пределы своих полномочий в реализации обещанных в ходе выборов реформ. Начатая президентом  в прошлом году борьба с коррупцией и аресты руководителей многих госкомпаний, связанных с КСИР, показала, что без передачи их под контроль правительства добиться роста экономики невозможно. В 2005 году аятолла Али Хаменеи своим указом объявил программу приватизации, которая была рассчитана на 10 лет и предполагала передачу 80% государственных активов. Но вплоть до настоящего времени 87% объектов, принадлежащих государству, так и не было приватизированы, а были переданы в управление полугосударственных структур, подконтрольных силовикам. Поэтому президент в указанной речи подчеркнул: «Разве это реальная приватизация?»[vii] [7].

По сути, Х.Рухани признал, что в стране  присутствуют две системы исполнительной власти: КСИР, который как, «государство с ружьем обладает всем» и правительство, управляемое президентом ИРИ. Причем близость первой к рахбару предполагает ее главенство.   Например, параллельно подконтрольному правительству Министерству информации действуют органы безопасности и разведки КСИР. Они обладают СМИ, представителями  в судебных инстанциях и компаниях. Все назначения руководителей здесь проводятся аятоллой Али Хаменеи.

Далее последовала реакция Стражей. 27 июня командующий КСИР М.А.Джафари заявил: «Наша стратегия заключается в том, что мы должны строить Иран, не полагаясь на иностранцев. Они думают только о собственных интересах и «доят» Иран. Результатом доверия к ним будет позор и постепенное предательство»[viii] [8].  Представитель А.Хаменеи в КСИР А.Саеди пошел еще дальше и обвинил Х.Роухани в создании 10 лет назад группы заговорщиков «Хальке-е Ниаваран»[ix] [9], задачей которой является сдача Ирана Западу. По его мнению, хорошим примером является «Хрущев и Горбачев, которые  взаимодействовали с Западом, и результатом был крах Советского Союза»[x] [10].

16 июля по обвинению в финансовых махинациях на основе материалов, собранных КСИР, был арестован младший брат президента Хосейн Ферейдун. Учитывая, что он был в администрации главным советником своего брата и представителем ИРИ в ООН арест чиновника такого уровня явно был санкционирован со стороны рахбара. Символичным было то, что брат президента, активно участвовал в переговорах по иранскому ядерному досье и в ходе избирательной компании требовал ограничения коммерческой деятельности Стражей. К слову сказать, слухи о его аферах ходили давно, но придали этому делу ход именно сейчас. Эбрахим Раиси, выступивший главным соперником Х.Роухани на выборах от консерваторов, не раз указывал на это президенту в Меджлисе.

По оценке большинства экспертов, к чести действующего президента, он никак не вмешивался в действия судебных органов. Однако именно после этого ареста 24 июля состоялась встреча Х.Роухани с пятью высшими командирами КСИР. Ее результаты были сообщены прессе через три дня командующим силами КСИР. Без освещения подробностей переговоров М.А.Джафари отметил: «Проблема появилась в условиях президентских выборов…Мы подробно обсудили ее и президент дал положительный ответ»[xi] [11]. В то же время критика правительства со стороны КСИР и консерваторов продолжилась.

В августе при формировании правительства у победившего президента начались проблемы с согласованием кандидатур. Ему пришлось отказаться от предвыборного обещания назначить министрами женщин. Два министерских поста (образования, культуры и исламской ориентации) перешли после многочисленных консультаций с А.Хаменеи в руки сторонников жесткой линии.[xii] [12] Кандидаты министров по науке и технологиям, а также энергетике были представлены президентом  на утверждение Меджлиса только 29 октября с.г., то есть через два месяца после начала работы правительства.

В довершении этого в начале октября с.г. органы безопасности выдали экс-президенту Ирана Мохаммаду Хатами (с 1997 по 2005 год), предписание о запрете на участие в каких-либо общественных мероприятиях. Попытки адвокатов и депутатов Меджлиса оспорить это решение в отношении популярного политика, которого в народе именуют «Председателем правительства реформ» не увенчались успехом. Более того неизвестным остался  орган принявший это решение – особый прокурор духовенства провинции Тегеран сослался на Высший совет национальной безопасности ИРИ, который якобы применил превентивный меры к М.Хатами. Комментируя возникшую ситуацию, вице-спикер Меджлиса Али Мотахари заявил: «США, возможно, выйдут из ядерного соглашения в ближайшие дни, в том числе под предлогом нарушения прав человека. И в этих условиях, какие-то чиновники принимают подобные решения. Они, то ли  намеренно игнорируют эту ситуацию, то ли имеют план, как быстрее покончить с СВПД» [xiii] [13].

Многие наблюдатели отмечают рост разочарований в обществе и среди реформаторов из-за  пассивности президента. Некоторые СМИ начали даже рассматривать спикера Меджлиса Али Лариджани в качестве замены Х.Роухани на случай импичмента[xiv] [14]. Директор программы «Будущий Иран» американского института «Атлантический совет» Барбара Славин отметила, что одним из последствий выпадов Д.Трампа, стало то, что видные представители «умеренных» Х.Роухани и М.Д.Зариф вынуждены были встать на сторону КСИР[xv] [15]. Подтверждение этому мы находим и среди иранских источников. Так, выступая на пятничном намазе 20 октября в Тегеране аятолла Каземи Садеги, подчеркнул, что Запад не выполнил свои обязательства по СВПД и многие в правительстве признались в том, что напрасно доверяли ему. Теперь этот горький опыт  будет учтен при реализации ракетной программы[xvi] [16].

Сложно предугадать будущие перестановки, которые могут произойти в руководстве ИРИ. Однако очевидным является трансформация правящего режима в Иране в сторону радикальных сил. В немалой степени этому способствует сложная международная обстановка и нарастающее давление со стороны США.

В свою очередь руководство КСИР активно включилось в работу по консолидации иранского общества вокруг консервативных элит, умело используя образ «внешнего врага», оно требует «преподать новый урок США». Некоторые наблюдатели считают, что своими угрозами американская администрация предоставила Стражам возможность не только сохранить и укрепить свои позиции в экономике, но и реабилитироваться в глазах простых иранцев за подавление протестов «зеленого движения» по итогам президентских выборов в 2009 г. [xvii] [17].

Как представляется, мы находимся в самом начале очередного этапа конфронтации Вашингтона и его региональных союзников с Тегераном. Поэтому, несмотря на симпатии к КСИР некоторых представителей российской элиты и возможный соблазн участвовать в каких-либо действиях на его стороне, в интересах нашей страны было бы, чтобы эта «холодная фаза» противоборства не переросла в «горячую».

[i] [18] Из заявления неназванного представителя внешнеполитического ведомства России https://ria.ru/

[ii] [19] См. Шегловин Ю.Б. http://www.iimes.ru/?p=38483 [20]

[iii] [21] «Education for Sustainable Development Toolkit» [22] — так называемая программа «Повестка дня 2030»,призванная заменить выработки существующие национальные образовательных планы общей для всех стран образовательной программой

[iv] [23] Первый президент Ирана, который был снят с должности аятоллой Хомейни почти через год с формулировкой «за деятельность, направленную против исламского духовенства». Находился под домашним арестом КСИР, но сбежал по Францию

[v] [24] Это аналогия с известным документальным фильмом под похожим названием

[vi] [25] https://www.aparat.com/v/gJqz1

[vii] [26] https://www.aparat.com/v/PoJnI

[viii] [27] https://www.peykeiran.com/Content.aspx?ID=131796

[ix] [28] В районе Ниаваран не севере Тегерана расположен Центр стратегических исследований при  Совете по определению целесообразности. В нем работали все известные реформаторы: Рафсанджани, Хаттами, Роухани.

[x] [29] https://www.radiofarda.com/amp/f2-iran-khamenei-rep-attacks-niavaran-circle-for-western-inclination/28531208.html

[xi] [30] http://parstv.tv/فرمانده-کل-سپاه-پاسداران-حسن-روحانی-به

[xii] [31] И.Н. Панкратенко https://haqqin.az/news/107148

[xiii] [32] http://berooztarin.net/news/46632

[xiv] [33] См. Саркисян И.В. http://www.iimes.ru/?p=38715

[xv] [34] http://www.atlanticcouncil.org/news/in-the-news/slavin-quoted-in-iran-s-view-on-joint-action-with-iran

[xvi] [35]http://www.sepahnews.com/index.php/sepahnews/item/4628-%D8%A2%DB%8C%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D9%84%D9%87-%D8%B5%D8%AF%DB%8C%D9%82%DB%8C-%D8%AF%D8%B1-%D8%AE%D8%B7%D8%A8%D9%87%E2%80%8C%D9%87%D8%A7%DB%8C-%D9%86%D9%85%D8%A7%D8%B2-%D8%AC%D9%85%D8%B9%D9%87-%D8%AA%D9%87%D8%B1%D8%A7%D9%86-%E2%80%8C-%D8%B3%D9%BE%D8%A7%D9%87-%D8%AF%D8%B1-%D8%AE%D8%B7-%D9%85%D9%82%D8%AF%D9%85-%D9%85%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D8%B2%D9%87-%D8%A8%D8%A7-%D8%AF%D8%A7%D8%B9%D8%B4-%D8%A7%D8%B3%D8%AA-%D8%A8%D8%A7%DB%8C%D8%AF-%D9%85%D9%82%D8%A7%D8%A8%D9%84-%D8%A7%D8%B1%D8%A7%D8%AC%DB%8C%D9%81-%D8%B1%D8%A6%DB%8C%D8%B3%E2%80%8C%D8%AC%D9%85%D9%87%D9%88%D8%B1-%D8%A2%D9%85%D8%B1%DB%8C%DA%A9%D8%A7-%D9%87%D9%88%D8%B4%DB%8C%D8%A7%D8%B1-%D8%A8%D8%A7%D8%B4%DB%8C%D9%85.html

[xvii] [36] http://www.middleeasteye.net/columns/iran-s-revolutionary-guards-will-see-trump-s-speech-opportunity-558099577 [37]