- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О последствиях режима чрезвычайного положения в Турецкой Республике. Часть 2

Турецкая Республика впервые в своей истории пережила полномасштабный, на всей своей территории, режим чрезвычайного положения. Он был объявлен после попытки военного переворота, состоявшейся в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, спустя 5 дней (20 июля) и продолжался вплоть до 18 июля 2018 года. Будучи введен сроком на 3 месяца, он продлевался 7 раз.

Накануне (ссылка на статью: http://www.iimes.ru/?p=46679 [1]) мы подводили итоги режима чрезвычайного положения с точки зрения статистики отданных под суд и уволенных по подозрению в организации переворота и причастности к так называемой террористической организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО). И, как мы могли убедиться, что если отдавать каждого, кто, на том или ином этапе своего жизненного пути, пересекся с этой пустившей в Турции глубокие корни сектой, то надо арестовывать «полстраны».

Однако, так задача, по всей видимости, все же не стояла – речь шла лишь о зачистке государственного аппарата, но даже при этом цифры получились очень значительные. Тем более, если потрудиться и соотнести отстраненных от дел с кадровым составом соответствующего учреждения. 479 человек уволенных с «волчьим билетом» кадровых дипломатов – это и так немалая цифра, а в масштабах всего учреждения и с точки зрения того, какой отсев и какую подготовку они там проходят, то и вовсе огромная. И так по всем пунктам.

Единственное, что у всех наблюдателей, в связи с увольнениями, арестами и судами, вызвало вопрос – это то, что на скамье подсудимых не оказалось никого из политического руководства страны. И это, по меньшей мере, странно. Ведь невозможно было бы «провернуть» события ночи 15-16 июля 2016 г. без того, чтобы кто-то прямо посодействовал или закрыл глаза на происходящее непосредственно из высших чиновников страны. Но в ответ на этот вопрос руководство страны, включая президента Р.Т.Эрдогана, отмалчивается.

Второй важнейший момент с режимом чрезвычайного положения – руководство страны использовало его не только для того, чтобы произвести быструю «зачистку» государственного аппарата, но и для проведения институциональных реформ. Решение с точки зрения Конституции – более чем спорное. Поскольку изменение структуры госуправления – мера долгосрочная, а режим чрезвычайного положения существует для мер краткосрочного, временного характера.

Приведем несколько ярких примеров в отношении долгосрочных последствий режима чрезвычайного положения:

  1. Было увеличено число гражданских лиц в Высшем военном совете (YAS).
  2. Было снято квалификационное требование к главе Генерального штаба о том, что он непременно должен перед своим назначением на должность возглавлять один из родов войск.
  3. Все военные госпитали были переподчинены Министерству здравоохранения.
  4. Военные училища, лицеи и школы старшин были закрыты. В дальнейшем военные училища возобновили свою работу.
  5. В составе Министерства обороны был создан Университет Министерства национальной обороны.
  6. Генеральное командование жандармерии и Командование береговой обороны были переподчинены Министерству внутренних дел.
  7. Родственники погибших в ходе событий 15-16 июля 2016 г. были освобождены от обязательной воинской повинности.
  8. Были внесены изменения в Устав Вооруженных сил. В частности, были урезаны полномочия главы Генерального штаба по присвоению офицерских званий, назначению персонала, а также определению сроков полномочий и проч. Было разрешено принимать рядовых в армию из числа выпускников начальной школы.
  9. Было разрешено назначение ежемесячных выплат в пользу тех, кто был ранен в ходе борьбы с терроризмом, включая попытку военного переворота, но не мог до сих пор читаться получившим «служебную инвалидность».
  10. Полномочия в отношении сбора разведывательной информации и информации, связанной с безопасностью, в отношении персонала Министерства национальной обороны и Вооруженных сил Турции были переданы в Национальную разведывательную организацию (MIT). Свидетельствование (в судах – В.К.) сотрудников Национальной разведывательной организации стало возможным только с разрешения президента страны (прецедент попытки вызова на допрос главы службы Х.Фидана на допрос, названный турецкими СМИ «кризисом в МИТ», был, к примеру, в 2012 году – В.К.).
  11. В составе администрации президента был сформирован Совет по координации национальной разведки.

Иными словами, как мы можем видеть, после того, как армия и силы безопасности страны были подвергнуты масштабной волне чисток, была проведена и организационная реформа.

Её целью было, прежде всего, уничтожить структуры гюленистов, который «вели» призывников с юных лет по армейской карьерной лестнице. Впрочем, в дальнейшем закрытие военных училищ было все же сочтено «перегибом». Во-вторых, ВС Турции были поставлены под внешний контроль контрразведки, а для контроля над самой контрразведкой была создана структура в президентской администрации. В-третьих, полномочия главы Генерального штаба были урезаны. А роль гражданского персонала в Военном совете страны – заметно выросла.