Турецкая Республика впервые в своей истории пережила полномасштабный, на всей своей территории, режим чрезвычайного положения (РЧП, в турецкой аббревиатуре – OHAL – В.К.). Он был объявлен после попытки военного переворота, состоявшейся в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, спустя 5 дней (20 июля) и продолжался вплоть до 18 июля 2018 года. Будучи введен сроком на 3 месяца, он продлевался 7 раз.
Накануне (ссылки на ч.1 статьи: http://www.iimes.ru/?p=46679 [1] и ч.2 статьи: http://www.iimes.ru/?p=46699 [2]) мы подвели итоги режима чрезвычайного положения с точки зрения статистики отданных под суд и уволенных по подозрению в организации переворота и причастности к так называемой террористической организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО), а также приступили к оценке административных последствий РЧП.
В принципе, можно считать, что самые главные из них относятся к заметной реформе силового блока Турции. Однако, последствия РПЧ, как круги на воде, разошлись в разные стороны. Приведем ещё некоторые другие последствия этой меры:
- Для совершивших правонарушения до 1 июля 2016 года 38 тыс. человек был продлен срок нахождения на свободе под надзором с 1 до 2 лет. Для находящихся под стражей 2/3 заключенных требования для получения условно досрочного освобождения были сокращены вдвое.
- Директорат по телекоммуникации и связи был закрыт.
- Был увеличен пенсионный возраст для преподавательского состава учебных заведений с 72 до 75 лет (не надо думать, что 75 лет – возраст, когда все учителя уходят на пенсию; существует определенная система расчета возраста, которая приводит к тому, что и преподаватели среднего возраста могут достигать пенсионного возраста – В.К.).
- Пилоты, закончившие государственные и частные ВУЗы, но не являющиеся выпускниками военных училищ, получили возможность устраиваться на службу в Вооруженные силы Турции в качестве офицеров. Для тех пилотов, кто ранее покинул военную службу по причинам частного характера, была предусмотрена возможность вернуться в ВВС страны (подобная мера связана с большим количеством гюленистов, которые оказались в рядах ВВС Турции, из-за чего их карды сильно поредели – В.К.).
- Для тех государственных служащих, кто работал в составе государственных компаний и был уволен по причине установления их причастности к террористическим организациям (прежде всего, ФЕТО – В.К.) был введен запрет на работу в любых других государственных учреждениях.
- Активы закрытых частных организаций и фондов были переданы Казначейству страны.
- Для тех, кто арендует жилье сроком на один день, была введена обязанность предоставлять свое удостоверение личности. Была предусмотрена обязанность немедленного предоставления отелями в органы безопасности информации, данных и записей.
- Обязанности по регистрации транспортных средств были переданы в нотариат (ранее этим занималось Управление безопасности – В.К.).
- Для тех, в отношении кого возбуждается следствие, но кто находится за пределами страны, была предусмотрена процедура публикации в так называемой «Официальной газете» страны распоряжения «Возвращайся на родину». Если в течение трех месяцев после публикации этого не происходит, то возникает законодательная возможность лишения таких лиц турецкого гражданства.
- Лицензия на то, чтобы контролировать азартные игры в стране (скачки и лотерею) была с 1 января 2018 года передана в учрежденный полугодом ранее Фонд национального благосостояния. Фонду национального благосостояния были даны полномочия по внешним заимствованиям.
- Для того, чтобы оценивать решения, принимаемые в рамках постановлений, имеющих силу закона, была сформирована Комиссия по делам чрезвычайного положения, состоящая из 7 человек. Таким образом, судопроизводство стало возможным при наличии соответствующего решения комиссии.
- Были закрыты Советы по регулированию рынка табака и алкоголя, а также сахара.
- Министерству внутренних дел были даны полномочия по открытию своих зарубежных представительств.
- Назначение ректоров университетов было закреплено за президентом страны, который будет выбирать из трех предложенных ему кандидатов.
- Была создана компания, в форме ЗАО, для управления военными фабриками и судоверфями.
Итак, как мы можем видеть лишь на нескольких, разумеется, не всех примерах, в рамках РЧП была произведена заметная перестройка государственного аппарата Турецкой Республики. Она, при всей своей небесспорности, дала возможность и облегчила переход для турецкого руководства от парламентской к президентской форме правления.