- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О последствиях режима чрезвычайного положения в Турецкой Республике. Часть 3

Турецкая Республика впервые в своей истории пережила полномасштабный, на всей своей территории, режим чрезвычайного положения (РЧП, в турецкой аббревиатуре – OHAL – В.К.). Он был объявлен после попытки военного переворота, состоявшейся в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, спустя 5 дней (20 июля) и продолжался вплоть до 18 июля 2018 года. Будучи введен сроком на 3 месяца, он продлевался 7 раз.

Накануне (ссылки на ч.1 статьи: http://www.iimes.ru/?p=46679 [1] и ч.2 статьи: http://www.iimes.ru/?p=46699 [2]) мы подвели итоги режима чрезвычайного положения с точки зрения статистики отданных под суд и уволенных по подозрению в организации переворота и причастности к так называемой террористической организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО), а также приступили к оценке административных последствий РЧП.

В принципе, можно считать, что самые главные из них относятся к заметной реформе силового блока Турции. Однако, последствия РПЧ, как круги на воде, разошлись в разные стороны. Приведем ещё некоторые другие последствия этой меры:

  1. Для совершивших правонарушения до 1 июля 2016 года 38 тыс. человек был продлен срок нахождения на свободе под надзором с 1 до 2 лет. Для находящихся под стражей 2/3 заключенных требования для получения условно досрочного освобождения были сокращены вдвое.
  2. Директорат по телекоммуникации и связи был закрыт.
  3. Был увеличен пенсионный возраст для преподавательского состава учебных заведений с 72 до 75 лет (не надо думать, что 75 лет – возраст, когда все учителя уходят на пенсию; существует определенная система расчета возраста, которая приводит к тому, что и преподаватели среднего возраста могут достигать пенсионного возраста – В.К.).
  4. Пилоты, закончившие государственные и частные ВУЗы, но не являющиеся выпускниками военных училищ, получили возможность устраиваться на службу в Вооруженные силы Турции в качестве офицеров. Для тех пилотов, кто ранее покинул военную службу по причинам частного характера, была предусмотрена возможность вернуться в ВВС страны (подобная мера связана с большим количеством гюленистов, которые оказались в рядах ВВС Турции, из-за чего их карды сильно поредели – В.К.).
  5. Для тех государственных служащих, кто работал в составе государственных компаний и был уволен по причине установления их причастности к террористическим организациям (прежде всего, ФЕТО – В.К.) был введен запрет на работу в любых других государственных учреждениях.
  6. Активы закрытых частных организаций и фондов были переданы Казначейству страны.
  7. Для тех, кто арендует жилье сроком на один день, была введена обязанность предоставлять свое удостоверение личности. Была предусмотрена обязанность немедленного предоставления отелями в органы безопасности информации, данных и записей.
  8. Обязанности по регистрации транспортных средств были переданы в нотариат (ранее этим занималось Управление безопасности – В.К.).
  9. Для тех, в отношении кого возбуждается следствие, но кто находится за пределами страны, была предусмотрена процедура публикации в так называемой «Официальной газете» страны распоряжения «Возвращайся на родину». Если в течение трех месяцев после публикации этого не происходит, то возникает законодательная возможность лишения таких лиц турецкого гражданства.
  10. Лицензия на то, чтобы контролировать азартные игры в стране (скачки и лотерею) была с 1 января 2018 года передана в учрежденный полугодом ранее Фонд национального благосостояния. Фонду национального благосостояния были даны полномочия по внешним заимствованиям.
  11. Для того, чтобы оценивать решения, принимаемые в рамках постановлений, имеющих силу закона, была сформирована Комиссия по делам чрезвычайного положения, состоящая из 7 человек. Таким образом, судопроизводство стало возможным при наличии соответствующего решения комиссии.
  12. Были закрыты Советы по регулированию рынка табака и алкоголя, а также сахара.
  13. Министерству внутренних дел были даны полномочия по открытию своих зарубежных представительств.
  14. Назначение ректоров университетов было закреплено за президентом страны, который будет выбирать из трех предложенных ему кандидатов.
  15. Была создана компания, в форме ЗАО, для управления военными фабриками и судоверфями.

Итак, как мы можем видеть лишь на нескольких, разумеется, не всех примерах, в рамках РЧП была произведена заметная перестройка государственного аппарата Турецкой Республики. Она, при всей своей небесспорности, дала возможность и облегчила переход для турецкого руководства от парламентской к президентской форме правления.