- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египетско-китайские отношения после прихода к власти президента А.Ф.ас-Сиси

Египетско-китайские дипломатические отношения, которые существуют между странами уже более 60 лет[i] [1], представляют собой отношения дружественные, взаимовыгодные и основанные на партнерстве и взаимодействии в различных сферах – политической,  торгово-экономической и культурной. С приходом к власти президента А.Ф.ас-Сиси в 2014 году, египетско-китайские отношения были выведены на качественно новый  уровень стратегического партнерства, поскольку в интересах Каира было как можно скорее начать стабилизацию своей экономики, а также легитимацию режима перед международным сообществом, после свержения  избранного президента М.Мурси. Для Китая же сотрудничество с Египтом охватывает сразу несколько сфер: с политической точки зрения это — стратегическая опора, с экономической — важный для Китая рынок, а с точки зрения безопасности — это поддержка борьбы с терроризмом и экстремизмом в регионе. Географическое положение Египта делает его идеальным «опорным» государством для Китая в Северной Африке, ведь страна обладает особым преимуществом — это Суэцкий канал, который соединяет Индийский океан и Средиземное море, обеспечивая 14% мировой торговли, что представляет интерес для Китая. Всесторонние отношения стратегического партнерства между КНР и АРЕ стабильно развиваются. Между двумя странами, практически нет противоречий и принципиальных разногласий, они поддерживают друг друга и у них основательная база для сотрудничества, которое всегда было тесным.

23 декабря 2014 года состоялся первый визит А.Ф.ас-Сиси в Китай, где председатель КНР Си Цзиньпин провел с ним переговоры в Доме народных собраний. Лидеры подписали Совместное заявление КНР и АРЕ «Об установлении отношений всестороннего стратегического партнерства, а также присутствовали при подписании ряда документов по сотрудничеству между двумя государствами[ii] [2]. Китайский лидер отметил, что «Египет является крупной державой среди арабских стран, африканских государств, исламских стран и развивающихся государств. КНР и Египет неизменно связывали отношения взаимопонимания и взаимоуважения, взаимного доверия и поддержки. Китайско-египетские отношения — это образец контактов КНР с арабскими странами и африканскими государствами, а также сотрудничества «Юг-Юг»». Си Цзиньпин также добавил, что «китайская сторона уделяет повышенное внимание отношениям с Египтом, а совместное решение глав государств об установлении всестороннего стратегического партнерства представляет собой важную веху в истории двусторонних отношений и позволит в полной мере вывести двустороннее сотрудничество по различным направлениям на новый, более высокий уровень»[iii] [3]. Также китайским лидером было отмечено, что КНР внимательно следит за развитием ситуации в Египте и неизменно поддерживает активный его поиск пути развития, который отвечает условиям внутри страны, и уверен в способности правительства и народа Египта рационально разрешить все проблемы, с которыми он сталкивается в рамках своего прогресса, и достижения стабильности и развития.

В свою очередь, А.Ф.ас-Сиси отметил, что «дружественные контакты между Египтом и Китаем уходят корнями глубоко в историю». Он подчеркнул, что «Египет был одной из арабских стран и одним из африканских государств, которые раньше всех установили дипломатические отношения с КНР. Это свидетельствовало о признании и уважении Египтом принципиально важного положения Китая в мире». Президент АРЕ поблагодарил  Китай за «неизменную поддержку и помощь, в особенности — за понимание требований египетского народа провести преобразования в последние несколько лет». А.Ф.ас-Сиси сказал, что «Египет в настоящее время направляет усилия на достижение национальной стабильности и экономического развития и нацелен на развитие всестороннего стратегического партнерства с Китаем, а также двустороннего дружественного сотрудничества».

Лидеры КНР и Египта согласились с тем, что необходимо укреплять контакты между политическими партиями, законодательными собраниями и рядовыми гражданами и обмениваться опытом государственного управления и ведения политических дел. Китайская сторона заявила, что намерена обеспечивать стыковку между масштабными планами Египта по развитию и инициативами совместного создания экономического пояса «Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», а также усиливать сотрудничество по таким направлениям, как строительство объектов инфраструктуры, атомные электростанции, новые энергоресурсы и космонавтика. Кроме того, стороны могут совместно расширять трехстороннее сотрудничество между КНР, арабскими странами и африканскими государствами.

Второй визит А.Ф.ас-Сиси в Китай состоялся в сентябре 2015 года, когда он стал одним из почетных гостей  военного парада в честь 70-й годовщины победы китайского народа в Войне сопротивления Японии. Основной же целью визита было расширение торгово-экономического партнерства между двумя странами. Лидеры КНР и АРЕ подписали ряд важных соглашений, в том числе и договор о предоставлении Египту займа в 100 млн долларов на развитие среднего и мелкого бизнеса.

В январе 2016 года Си Цзиньпин побывал в Каире в рамках своего ближневосточного турне, и этому визиту придавалась особое значение, поскольку для лидера КНР это посещение Египта стало первым за последние 12 лет[iv] [4]. Кроме того, в 2016 году исполняется 60 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. По итогам переговоров в Каире, Египет и Китай подписали более двадцати соглашений и протоколов о двустороннем сотрудничестве в различных областях. В числе важнейших соглашений: о сотрудничестве в сфере гражданской авиации, о проектировании развития русла Суэцкого канала, в сфере электроэнергетики, высшего образования и науки, сфере СМИ, банковской сфере, а также сфере международного и торгово-экономического сотрудничества. Председатель КНР сказал на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Египта А.Ф.ас-Сиси, что «стороны договорились сотрудничать в более чем двадцати проектах в сферах электроэнергетики, транспорта и инфраструктуры, некоторые из этих проектов уже стартовали. Ожидается, что общий объем инвестиций достигнет 15 млрд долларов США. Мы уверены, что все это поможет развитию египетской экономики». Наиболее важные совместные проекты были намечены в области энергетики, промышленности, торговли, науки и культуры, СМИ, освоении космоса, в банковской сфере[v] [5]. К примеру, только в проект развития русла Суэцкого канала Китай вложил около 2,5 млрд долларов. Дело в том, что КНР, как крупнейшая торговая держава мира, для поддержания своего экономического благополучия и торговых возможностей, испытывает жизненную необходимость в Суэцком канале. Именно поэтому руководство Китая и Египта солидарны в том, что поддержка «Братьев-мусульман»  иностранными государствами и возрастающий уровень угрозы терроризма на Синайском полуострове, представляют опасность для Суэцкого канала, с которым неразрывно связаны экономическое развитие и будущее самого Египта[vi] [6]. Разумеется, с ежегодным доходом от эксплуатации канала, составляющим около 5 млрд долларов США, Суэцкий канал является жизненно важным источником валюты для АРЕ, которая до сих пор страдает от резкого снижения доходов в туристической сфере и недостатка в прямых иностранных инвестициях, которые начались в 2011 году.

С этой целью Китай оказал помощь в создании Экономической зоны Суэцкого канала, а также заявил о своих планах вложить 45 млрд долларов США в производственные мощности, строящиеся к востоку от Каира, 15 млрд долларов в сферу энергетики, транспорта и в строительство объектов инфраструктуры. Некоторые из этих проектов будут финансироваться базирующимся в Китае Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в котором Каир является одним из соучредителей. В свою очередь, Каир заверил в поддержке масштабных китайских проектов в рамках современного «Шелкового пути»: был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в рамках проектов «Экономический пояс «Шелкового пути»» и «Морской Шелковый путь XXI века»»[vii] [7]. По итоговым статистическим данным, опубликованным главным таможенным управлением Китая, в 2016 году Египет занял 52-е место в списке крупнейших торговых партнеров Китая[viii] [8].

2017 год ознаменовался в египетско-китайских отношениях тем, что Египет впервые был приглашен участвовать в 9-м саммите БРИКС, проходившем в китайском городе Сямэнь c 3 до 5 сентября. Это было сделано по инициативе Китая в целях расширения формата outreach, и данный шаг был предпринят для того, чтобы привлечь к сотрудничеству как можно больше растущих экономик из разных концов мира, цели и интересы развития которых во многом совпадают[ix] [9]. Основными темами саммита были терроризм, управление и торговля. А через два месяца, в начале ноября 2017 года, в  Шарм-эш-Шейхе президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси провел встречу со специальным посланником председателя КНР Си Цзиньпина, министром образования КНР Чэнь Баошэном, приехавшим для участия во Всемирном форуме молодежи[x] [10]. Китайский специальный посланник заверил египетского президента, что «Пекин неизменно рассматривает и продвигает китайско-египетские отношения с точки зрения долгосрочных стратегических перспектив и считает очень важным дальнейшему углублению двустороннего делового сотрудничества в различных областях, а также содействию неуклонному достижению нового прогресса в развитии отношений всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Египтом». А.Ф.с-Сиси подчеркнул, что «Египет высоко оценивает достижения Китая в области всестороннего развития и намерен изучать и заимствовать его опыт в сфере реформ и развития. Кроме того, Каир готов подхватить выдвинутую председателем Си Цзиньпином инициативу «Пояс и путь», а также приложить совместные с китайской стороной усилия для продвижения двустороннего сотрудничества в области производственных мощностей и реализации соответствующих проектов».

Также в 2017 году А.Ф.ас-Сиси ратифицировал долгожданный закон об инвестициях, который предоставил инвесторам ряд стимулов, включая налоговые льготы. Проект закона был разработан и принят правительством  АРЕ в 2015 году с целью сокращения бюрократической волокиты и привлечения иностранных инвестиций. Новый закон об инвестициях включает в себя множество новых стимулов, таких как 50-процентный налоговый перерыв на инвестиции в слаборазвитых районах и государственная поддержка стоимости подключения коммунальных услуг к новым проектам[xi] [11]. Закон возвращает частному сектору свободные зоны, которые освобождены от налогов. Он предлагает инвесторам 50-процентную скидку на стоимость покупки земли для промышленных проектов, если производство начинается в течение двух лет.  В результате китайский экспорт в Египет достиг 7,586 млрд долларов в период с января по октябрь 2017 года[xii] [12]. Министр инвестиций Сахар Наср объявила в мае того же года, что базирующаяся в Пекине китайская компания China Fortune Land Development Company (CFLD) будет осуществлять постройку гигантского проекта в новой столице Каира – так называемом Ведиане. По предварительным данным, она инвестирует в него 20  млрд долларов[xiii] [13]. По словам газеты «Индепендент» (Independent), еще одна китайская компания, название которой пока держится в тайне, также вложит в постройку Ведиана около 15 млрд долларов.

Усилия Египет в области туризма, нацеленные на то, чтобы вернуть туристический поток к уровню 2010 года (почти 15 млн туристов в год), тоже не прошли даром. Советник по туризму египетского посольства в Пекине Абу аль-Маата Шаарави сказал в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат», что «египетско-китайские отношения на данный момент развиваются в положительном русле, даже количество китайских туристов, посещающих Египет, увеличилось на 94 % с января по май 2017 года по сравнению с тем же периодом прошлого года»[xiv] [14]. Он добавил, что «за пять месяцев 2017 года в Египте побывали около 150 тысяч граждан Китая, только в мае страну пирамид посетили 18 тысяч китайцев[xv] [15]. За это время китайские туристы забронировали 850 тысяч ночей в египетских отелях, что на 116% больше, чем за тот же период 2016 года». Планируется увеличение числа авиарейсов из городов Китая в Каир, на курорты Красного моря, в Асуан и Луксор. Кроме того, есть планы по отмене некоторых ограничений для въезда китайских туристов в Египет, к примеру, условия о наличии при себе суммы не менее 2 тысяч долларов на период отдыха.

В начале июля 2018 года глава МИДа Египта Самех Шукри посетил Китай для участия в 8-й встрече министров иностранных дел Форума китайско-арабского сотрудничества. С.Шукри выразил готовность египетской стороны усилить сотрудничество по контактам на высоком уровне, в особенности по таким важным международным вопросам, как содействие миру и стабильности на Ближнем Востоке и развитие Африки. Министр иностранных дел КНР Ван И, в свою очередь, подчеркнул, что «Китай придает высокое значение влиянию Египта как крупной арабской и североафриканской страны, прилагает все усилия для укрепления и развития китайско-египетских отношений всестороннего стратегического партнерства, стремится углублять долгосрочное, стабильное и взаимовыгодное китайско-египетское сотрудничество». Он добавил, что китайская сторона готова совместно с египетской укреплять и развивать стратегическое взаимодействие, приветствует участие Египта в инициативе «один пояс, один путь», готова развивать сотрудничество в производственных мощностях, торгово-экономической, гуманитарной областях, а также в сфере безопасности»[xvi] [16].

Как видно из всего вышеупомянутого, Египет придает большое значение  развитию стратегического сотрудничества с Китаем. Египетско-китайские отношения после прихода к власти А.Ф.ас-Сиси развиваются очень интенсивно, и АРЕ делает все возможное для развития торговли, туризма, инвестиций и двухстороннего сотрудничества с КНР, стремясь использовать его в целях своего экономического развития и упрочения положения Египта на международной арене и на Ближнем Востоке в частности.  Официальный Каир высоко ценит колоссальный потенциал Китая, одной из ведущих мировых держав, и, понимая его значительное место в современной системе международных отношений, осознает, насколько жизненно важно поддерживать тесные политические контакты и дальше развивать торгово-экономическое сотрудничество с этой страной. Не зря газета «Аль-Ахрам» называет Китай «экономической супердержавой, способной помочь ближневосточным и африканским странам решить их насущные социально-экономические проблемы»[xvii] [17].

[i] [18] http://russian.news.cn/2016-05/30/c_135399643.htm

[ii] [19] https://www.marefa.org/العلاقات_الصينية_المصرية

[iii] [20] http://russian.china.org.cn/china/txt/2014-12/24/content_34393540.htm

[iv] [21] https://ria.ru/world/20160123/1363961791.html

[v] [22] http://www.sis.gov.eg/Story/116983

[vi] [23] https://www.almasdarnews.com/article/opinion-china-egypt-new-middle-east-alignment-russian/

[vii] [24] https://ria.ru/world/20160123/1363961791.html

[viii] [25] http://www.egypttoday.com/Article/3/20488/Overview-Thriving-Egyptian-Chinese-economic-relations

[ix] [26] http://www.egypttoday.com/Article/3/20488/Overview-Thriving-Egyptian-Chinese-economic-relations

[x] [27]http://russian.news.cn/2017-11/07/c_136734394.htm

[xi] [28] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/270053/Egypt/Politics-/Egypts-Sisi-ratifies-new-investment-law.aspx

[xii] [29] http://www.egypttoday.com/Article/3/38341/Trade-between-Egypt-China-hit-8-6B-in-10-months

[xiii] [30] http://www.iimes.ru/?p=47096 [31] «О новой административной столице Египта» Волков А.Т.

[xiv] [32] https://aawsat.com/

[xv] [33] http://www.egypttoday.com/Article/9/17536/Chinese-tourists-to-Egypt-increased-by-94-in-2017

[xvi] [34] https://allafrica.com/stories/201806080246.html

[xvii] [35] http://www.ahram.org.eg/