- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранские/проиранские шиитские вооружённые группировки на Ближнем Востоке и в мире. Документированные заметки. Часть1

Иранские/проиранские группировки, выдвигающиеся в настоящее время и в ближайшей перспективе на авансцену военно-политической жизни в Сираке, едином для этих группировок операционном районе на территории Сирии и Ирака, что являются залогом будущих конфликтов с населением региона – как суннитами, так и шиитами-неиранцами[i] [1] и, соответственно, продолжения и обострения кризиса в регионе Ближнего Востока.

Эти группировки, называемые в арабоязычном экспертно-политическом дискурсе «милициями» (араб. милишийят) – мощная военно-политическая сила. Численность «штыков» военизированных группировок в Ираке составляет, по авторитетным оценкам, 120 тыс.[ii] [2], в Сирии – 107 тыс.[iii] [3] Считается, что они – вооружённые «крылья» политических партий и организаций, и эти политические партии и организации представляют собой собрания резервистов, из которых в случае необходимости пополняются группировки. Так, в Ираке, например, действует «Движение Бадр», у которого есть «милиция» — «Вооружённое крыло Движения Бадр» (о них ниже). Шииты в разных странах Ближнего Востока служат резервом для иранских/проиранских военизированных формирований. Например, в Иране формируются из афганских беженцев и пакистанских добровольцев действующие в настоящее время в Сираке в рамках «Исламского сопротивления в мире» группировки «Фатимиты» и «Зейнабиты» (о них ниже). Существует целый ряд шиитских проиранских группировок в арабских странах, которые квалифицируются как террористические. К примеру, в Бахрейне действуют «Роты аль-Аштара» (о них ниже), которые признаны Саудовской Аравией, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Египтом и Бахрейном террористическими, а США внесли руководителей этой группировки в августе 2018 г. в «чёрный список» террористов.

Эти группировки не скрывают своей связи с Ираном, в первую очередь с иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и руководителем спецподразделения «Кудс» КСИР генералом Касемом Сулеймани. Более того, они эту связь демонстрируют – через символику и эмблематику. Так, «Роты Хорасана» (араб. Сарая аль-Хурасани, см. ниже), действующие в Ираке, воспроизводят в своей эмблеме эмблему КСИР. Ряд группировок (например, йеменские хоуситы, или «Ансар Аллах») в своей эмблематике имитируют «ХизбАллу». Иные (как «Отряды Людей Истинного (т.е. Аллаха)», араб. Асаʼиб Ахль аль-Хакк) заявляют о своей верности нынешнему рахбару Али Хаменеи. И воюют на территории Сирака под своими знамёнами, как это делает, например, та же группировка Асаʼиб Ахль аль-Хакк в Ираке (на фото):

[4]

В Ираке эти группировки были собраны в единый «кулак» — «Народное ополчение» (араб. аль-Хашд аш-Шаʻби), и в настоящее время это проиранское «Народное ополчение» влито в иракские вооружённые силы. По некоторым СМИ[iv] [5], в Сирии планируется «интеграция проиранских формирований» в правительственные вооружённые силы – Сирийскую Арабскую Армию (САА).

Наиболее заметной и экспертно «раскрученной» является «ХизбАлла», или «Партия Аллаха» (араб. Хизб Аллах, именно такое её название по-арабски заставляет автора называть её по-русски, так, как это сделано выше, — «ХизбАлла», и далее использовать это русское название; в экспертном и журналистском обороте используются разные названия — Хезболла, Хезболлах, Хизбалла, Хизбаллах). В перспективе, по мере систематизации экспертных материалов на русском языке эту группировку стоило бы называть «ХизбАллах» (грамматически в мужском роде). Многие эксперты и журналисты называют эту группировку «ливанской», но это иранско/проиранская группировка, действующая на территории и с территории Ливана. Как таковую автор характеризовал «ХизбАллу» ещё в 80-х гг. прошлого, XX в., констатируя, что это — «полностью проиранская организация, финансируемая и направляемая из Тегерана»[v] [6]. И эта группировка действует в глобальных (мировых) масштабах, о чём, кстати сказать, автор говорил, в частности, в 2006 г., характеризуя «ХизбАллу» как «шиитскую «Аль-Каиду»»[vi] [7].

Эмблема «ХизбАллы»:

[8]

Вверху, вдоль автомата идёт надпись, цитата из Корана: «…Ведь Партия Аллаха – именно они победители» (5:56; араб. Фа-инна Хизб Аллах хум аль-галибун). Внизу эмблемы идёт текст: «Исламское сопротивление в Ливане» (араб. Аль-Мукавама аль-исламийя фи-Любнан).

Знамя (флаг) Хизбаллы жёлтого цвета. В разделе «Конкуренты ХизбАллы» мы встретимся точно с таким флагом, который принадлежит не «ХизбАлле», а конкурирующему с «ХизбАллой» «Движению Избранного» (араб. Харака аль-Мухтар):

[9]

Вариант знамени «ХизбАллы» – чёрного цвета:

[10]

Внизу этого чёрного знамени текст: «Исламское сопротивление в Ливане». Это необходимо специально подчеркнуть, т.к. поиски реального использования такого чёрного знамени «ХизбАллы» не дали результата. Удалось обнаружить чёрное знамя «ХизбАллы» на фото проиранской антиизраильской демонстрации в Торонто (Канада) в мае 2018 г. На этом знамени написано: «Исламская революция в Ливане» (араб. Ас-Саура аль-исламийя фи-Любнан, а не «исламское сопротивление», как на «правильном» знамени «ХизбАллы»), и возникает вопрос, одна ли эта организация или конкурирующая либо отколовшаяся от «ХизбАллы»:

[11]

Вариант знамени – красного цвета (встречается редко):

[12]

Внизу красного знамени «ХизбАллы» текст: «Исламская революция в Ливане». Красное знамя «ХизбАллы» с упоминанием революции не обнаруживается «в реале», но зато обнаруживается такое знамя с «правильной» надписью: «Исламское сопротивление в Ливане» — как на «правильном» знамени «ХизбАллы». На шевроне одного из боевиков – жёлтое знамя с эмблемой «ХизбАллы»:

[13]

[i] [14] Автор в своё время инициировал рассмотрение темы шиитско-шиитских противоречий в Сираке, перерастающих в насильственную борьбу. См.: А.А.Игнатенко. Документированные заметки к идеологии «младоаравийцев». Часть 3 // Институт Ближнего Востока, 6 сентября, 2017 — http://www.iimes.ru/?p=37464 [15].

[ii] [16] «Аль-Араб», Лондон, 2 авг. 2018 г.

[iii] [17]«Аль-Араб», Лондон, 8 сент. 2017 г.

[iv] [18] «Одна из задач российских военных — интеграция разрозненных вооруженных формирований в сирийскую армию, как того требуют 12 принципов сирийского урегулирования, сформулированных спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Эти попытки были начаты Москвой ещё в 2015 году, когда прилагались усилия по интеграции проиранских формирований в Четвёртый корпус. В конце 2016 года стало известно о создании Пятого корпуса, который, как утверждают арабские СМИ, находится под опекой российских военных. Сейчас в рамках процесса примирения вопрос об интеграции стал ещё острее». — Марианна Беленькая, Иван Сафронов. Россия ищет альтернативу Ирану в Сирии // Коммерсантъ, 8 августа 2018 г. — https://www.kommersant.ru/doc/3707696 [19].

[v] [20] См.: А.А.Игнатенко. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. История, идеология. Деятельность. М.: «Наука» (Главная редакция восточной литературы), 1988. С. 48.

[vi] [21] Александр Игнатенко: «Хизбалла это шиитская Аль Каида» // Портал Credo.ru, 2 августа 2006 г.- http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&press_id=548 [22].