- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 6

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак представил среднесрочную программу экономического развития страны, сработав, в этом смысле, с опережением графика на два месяца.

Продолжаем разбирать презентацию, продемонстрированную турецким министром. Напомним, что мы закончили достаточно подробным разбором того, какие мегапроекты Турция остановит, а какие нет. И сошлись на том, что реализация проекта  «Канал Стамбул» идет полным ходом, невзирая на экономический кризис в стране, который, если послушать турецкое руководство, и не кризис вовсе, а «бандитский наезд» на Турцию (ссылка на публикацию: http://www.iimes.ru/?p=48100 [1]).

Итак, разбираемся с прочими инструментами обеспечения Турцией финансовой дисциплины.

От моделей государственно-частного партнёрства министр Б.Албайрак предложил перейти к необходимости полного пересмотра модели социального страхования.

Сложно сказать, что конкретно он имел в виду, за рамками того, что соцстрах в стране достаточно дорог. Хотя все относительно: можно, в среднем, считать, что Турция – на европейском уровне по тому, сколько государство удерживает у работодателей и у работников. Вот только до европейского уровня жизни и медицинского обслуживания Турция, всё же не дотягивает. Отсюда и довольно низкая собираемость соцстраха. Проще говоря, работодатели далеко не всех своих работников «соцстрахуют». Зачастую у них часть работников даже официально не числится.

Собственно, поэтому неудивительным смотрится следующий пункт программы новой экономики Турции, который гласит, что нужно расширять налоговую базы и создавать справедливое налогообложение. А для этого, как отметил турецкий министр, поэтапно будут аннулироваться всякие исключения, освобождения и скидки с налогового бремени.

Впрочем, тут сразу возникает, как минимум, два вопроса: а) что делать с приоритетными проектами, которые до сих пор реализовывались с заметными налоговыми послаблениями, что шло на пользу не только частному сектору, но и государству?, б) что делать с приоритетными отраслями и секторами – к примеру, с высокими технологиями, технопарками или же малым и средним бизнесом, ведь налогообложение на общих основаниях убьет их в зародыше не дав дорасти до уровня, когда государство уже может ими заинтересоваться с точки зрения сбора налогов?

Так что, здесь турецкий министр произносит хорошие слова, но они из категории скорее все же лозунгов.

Ну и под занавес слайда министр Б. Албайрак обещает повысить собираемость налогов за счет внедрения специальной Программы улучшения системы налогообложения.

Мы же и безо всяких программ скажем, что налоги в Турции – высоки. Что небольшой бизнес, ещё не начавший даже зарабатывать «куруш», условно говоря, «10 курушей» сразу отдает на налоги. А равно как и добавим, что требование к инвесторам для приема на работу одного иностранца обеспечивать занятость пяти местным работникам в условиях современной дистанционной сетевой работы убивает в корне желание создавать в стране предприятия нового типа.

Следующий слайд презентации называется «Снижение дефицита бюджета». Здесь министр Б.Албайрак продемонстрировал публике снижающийся график дефицита бюджета, отнесенного к ВВП.

Приведенные им цифры выглядят следующим образом: 2017 г. (факт) – 5,6% и далее прогноз: 2018 г. – 4,7%, 2019 г. – 3,3%, 2020 г. – 2,7% и 2021 г. – 2,6%.

Какие же меры предлагаются турецким министром для достижения приведенных выше, выглядящих амбициозными, показателей?

Тут министр говорит о том, что инвестиционные проекты в целом ряде отраслей будут поддерживаться и им будет отдаваться приоритет. В их числе: медицина, нефтехимия, энергетика, машиностроение и информационные технологии. Звучит хорошо, но здесь этот тезис вступает в противоречие с предыдущим слайдом, где говорилось о том, что государство уходит от налоговых послаблений. А в случае инвестиционных проектов, ведь речь не идет о прямых государственных субсидиях, речь идет о том, что государство, как раз, и ослабляет налоговое бремя.

Следующий тезис министра: инвестиции в сфере технологий и НИОКР будут осуществляться через модели государственно-частного партнерства. Впрочем, ничего в этом нового нет. Этот тезис и сегодня проводится в жизнь и реализуется на практике.

И, наконец, будет реорганизована система поощрения экспорта. Тут, конечно, хотелось бы услышать конкретику. В том смысле, о каких мерах поощрения идет речь? Будет ли турецким экспортерам легче заручиться поддержкой Турецкого экспортно-импортного банка, предоставляя своим контрагентам за рубежом длинные кредиты под низкую процентную ставку, что сегодня, мягко говоря, проблематично? Или речь идет о налоговом поощрении (про противоречие см. пункт выше – В.К.)? Ну, не медали же и премии давать лучшим экспортерам. Впрочем, один из обладателей множества государственных премий – турецко-иранский бизнесмен Р.Зарраб – как раз, сейчас находится в США и сотрудничает по делу, которое разбивается на целый ворох обвинений, включая отмывание денег и мошенничество. Как утверждает турецкое руководство – сфабрикованных антитурецким лобби в Вашингтоне, ведомым беглым проповедником Фетхуллахом Гюленом.