О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 5

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак представил среднесрочную программу экономического развития страны, сработав, в этом смысле, с опережением графика на два месяца.

Продолжаем разбирать презентацию, продемонстрированную турецким министром. Напомним, что мы закончили на том, что государство «жмет на тормоз» в плане своих инвестиций. При реализации инвестиционных проектов оно будет опираться за прямые иностранные инвестиции. А само же продолжит развивать модели государственно-частного партнёрства. На самом деле, это – те тезисы, которые вызывают немало вопросов.

К примеру, от каких инвестиций государство собирается отказываться таким образом, чтобы добиться существенной экономии для бюджета?

В энергетике турецкого государства практически не осталось – оно лишь «подчищает хвосты» по старым проектам. В крупном дорожном строительстве – тоже: скоростные автотрассы и мосты вовсю делаются платными и передаются на реализацию частному сектору. То же касается и инфраструктурных проектов – к примеру, аэропортов. Этим также занимаются крупные частные профильные операторы. Единственное, куда турецкое государство собиралось масштабно инвестировать само —  это в строительство сети скоростных железных дорог. Вот здесь просматривается существенная экономия для турецкого бюджета.

Кстати, отсюда вытекает и неутешительный вывод для АЭС «Аккую»: 49% акций компании-инвестора не будут выкуплены турецкой стороной, ни государством, ни частным бизнесом, как это было, вроде как теоретически, сформулировано в российско-турецком межправительственном соглашении. А по сути, была давно обещано Р.Т.Эрдоганом В.Путину. Первый даже собрал консорциум из пяти крупнейших строительных компаний и практически дотащил их до подписания соглашения, однако, в последний момент они отказались.

На предмет отказа в Турции бытует два разных мнения, но представляется, что они не являются, в данном случае, взаимоисключающими, а скорее взаимодополняются.

Во-первых, турки, собирающиеся выкупить 49% «слишком много хотели, в плане управленческого влияния, взять у «Росатома»». Что ж, это похоже на правду – турки, и правда, стремятся тянуть на себя одеяло несоразмерно своему вкладу в процесс. Впрочем, согласимся, что и дистанция от 49% до 51% не столь уж непреодолимая, чтобы можно было бы игнорировать или принижать их роль в проекте.

Во-вторых, турки, познакомившись поближе с положением дел в проекте и действительными, а не декларируемыми, перспективами его реализации, а равно как и с управленческими методиками российских компаний, участвующих в процессе, начиная с «Росатома» (который почему-то считается очень успешной российской компанией – В.К.) и далее по списку, настолько «восхитились», что просто решили воздержаться. Исходя из того соображения: «что российской государственной мегакорпорации и ее менеджменту хорошо, то турецкому частному сектору – смерть, впрочем, быстрая и совсем не мучительная».

Опять же, подчеркиваем, что выводов на предмет этих циркулирующих версий мы не делаем. Наш же главный вывод заключается в том, что 49% долей акций России турецкой стороне «не продать». Особенно, в нынешней экономической ситуации в Турции, когда она, если исходить из заголовка презентации турецкого министра казначейства и финансов Б.Албайрака , собирается строить «новую экономику», видимо, взамен старой. Ну, не в параллель же. Так что, все 20 млрд долл., которыми со 100%-й вероятностью дело не ограничится, будут целиком и полностью оплачиваться из средств российского бюджета.

Вот на АЭС «Аккую» турецкое руководство и сэкономит, что, впрочем, похоже, не касается «Канала Стамбул». Этот мегапроект — это даже не экономика, а геополитика. Можно было бы его сравнить с Олимпиадой в Сочи или же с чемпионатом мира по футболу, если бы те были в состоянии перекроить много десятилетий действующую Конвенцию Монтрё. А где речь идет о геополитике, там финансовые аргументы отступают на второй план.

Тем более, что Турция вовсю пытается затащить в этот проект иностранных инвесторов и ей стоит лишь найти средство окончательно убедить их в том, что у неё получится переключить на «Канал Стамбул» судоходный трафик из Босфора, как все, во мгновение ока, сразу встанет на свои места. То обстоятельство, что турки сейчас активно вкладываются в проектные работы и уже подступаются к вопросу расселения жителей проживающих на территории, где пройдет маршрут «Канала Стамбул», указывает, что турецким руководством дело это не только не считается безнадежным, а совсем напротив, а посему, ну чисто теоретически, должно вызывать интерес у российской стороны, которой, по факту, в качестве главного перевозчика через Проливы, придется за все это в итоге платить. Сознательно используем незавершенную форму глагола, поскольку платить придется не просто регулярно, а постоянно.

Так что, говоря о реформах турецкого государства в сфере мегапроектов – констатируем главную мысль Б.Албайрака, что оно будет ещё меньше тратить деньги само, и ещё больше пытаться затягивать к себе иностранных инвесторов. Это – если совсем просто. И не случайно прямо на момент написания этой статьи, президент Турции Р.Т.Эрдоган встречается в США с американскими инвесторами.

52.18MB | MySQL:103 | 0,502sec