- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие СМИ о ситуации в провинции Идлиб. Часть 16

17 сентября с.г. состоялись «ранние», в перерывом всего в 10 дней после Тегерана, переговоры в Сочи между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, приведшие к подписанию так называемого «Меморандума о стабилизации ситуации в зоне деэскалации Идлиб».

Вплоть до настоящего времени, тема Идлиба остается в фокусе пристального внимания турецких СМИ. |Продолжаем обзор интервью с Серхатом Эркменом – преподавателем Академии жандармерии и береговой охраны страны.

Приведем некоторые, характерные моменты данного им интервью (ссылка на предыдущую часть — http://www.iimes.ru/?p=48124 [1]).

  1. В отношении того, что будет с неразоружившимися группами вооруженной оппозиции.

«Они либо сдадут тяжелые вооружения и останутся в регионе, либо они будут уничтожены. Конечно, надо отделять оппозиционные группы и ХТШ. Никто не ждет, что ХТШ оставят оружие. Возможно некоторые группы изнутри, отделившись, будут договариваться. Даже если (ХТШ – В.К.) оставят тяжелые вооружения и отойдут вглубь Идлиба, то для России нахождение этой организации в Идлибе, ни в коей мере, не является приемлемым. На самом деле, и Турция объявила ХТШ террористической организацией. Следовательно, если (ХТШ – В.К.), оставив оружие, не покинет регион или организация, самораспустившись, не уйдет в подполье, операция будет осуществлена».

Иными словами, из слов турецкого эксперта напрашивается два простых вывода. Турция все же будет пробовать убедить ХТШ, даже признавая её террористической организацией, сдать оружие. Поскольку вывод террористов из региона – именно зона ответственности Турции. Во-вторых, подобные переговоры не обещают быть легкими, а, с большой вероятностью, и вовсе обречены на провал, что делает масштабную операцию в Идлибе, по-прежнему, весьма вероятной. Отметим, что 26 сентября министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу отметил в своем телевизионном интервью, что Идлиб – это «последний шанс», на политическое урегулирование конфликта в Сирии и именно об этом сейчас идет речь. А счетчик времени для Турции пошел.

  1. Кто такие ХТШ?

«ХТШ – разновидность фасадной организации. С момента начала гражданской войны в Сирии к настоящему времени, «Аль-Каида» (запрещена в России _ В.К.) прошла несколько этапов. В нынешних условиях, между группами, связанными с «Аль-Каидой», в начале гражданской войны и сегодня, существует большая разница. Сегодня ХТШ, наряду с тем, что не является прежней организацией, тем не менее, состоит из структур, которые в критических ситуациях образуют союзы. В ХТШ есть лицо, принимающее решение (точнее, лица – В.К.) и есть люди, которые могут повлиять на решение упомянутого лица. Их подход крайне важен. Вплоть до настоящего времени не поступило никаких сигналов о том, что наблюдается раскол по вопросу разоружения среди ключевых фигур (ядро) ХТШ. При полном единодушии они объявили о том, что разоружение является предательством джихада, по этой причине они, ни при каких обстоятельствах, не оставят арену джихада и не сложат оружие. Это означает, что они не собираются следовать модели, предусмотренной соглашением (Меморандумом, подписанным Россией и Турцией – В.К.)».

Иными словами, турецкий эксперт заранее говорит о том, что раскола среди радикальных исламистов не наблюдается и они не будут следовать предложенным им условиям. Причем, Турция заранее отдавала себе в этот отчет (как, представляется и Россия тоже) и они просто решили ситуацию «подморозить».

  1. Нет ли вероятности распада или самороспуска организации?

Здесь турецкий эксперт говорит о том, что скорее всего здесь будет наблюдаться несколько процессов. Группы из ХТШ могут перейти под зонтик других организаций, как это было на протяжении всей гражданской войны в Сирии. В частности, здесь С.Эркмен называет Фронт национального освобождения, который ещё 1,5 года назад был одним из ближайших союзников «Джебхат ан-Нусры», которая в дальнейшем и превратилась в ХТШ. Сейчас же она занимает, по словам С.Эркмена, прямо противоположные позиции. В целом же он утверждает, что возможен постепенный процесс откола от ХТШ небольших групп. Второй вероятностью, по его словам, является постепенный уход из региона отдельных лидеров организации. Процитируем вывод турецкого эксперта: «Я думаю, что наибольшая часть организации не оставит оружие и уже готова к столкновениям».

Добавим к этому лишь то, что, судя по срокам, обозначенным в российско-турецком соглашении, Россия не готова к ползучей динамике разоружения ХТШ и ухода откалывающихся от них групп из региона. Коридор возможностей для этого открыт до 15 октября. Ну, если смотреть чуть шире, то до конца текущего года.

  1. Возможна ли вооруженная победа на ХТШ и, если столкновения удастся избежать, то куда члены организации скроются?

Здесь турецкий эксперт напоминает, что речь идет об организации на протяжении всей истории которой, к ней и присоединялись и от нее отделялось множество групп. Невзирая на то, что поражение ХТШ  в итоге неизбежно, как подчеркивает С.Эркан, это не означает самого уничтожения идеи джихада. Вероятность ухода и сдачи оружия турецкий эксперт оценивает как небольшую. В этом случае бывшие боевики просто уйдут в подполье и будут жить среди мирного гражданского населения. Потому как, что бы не говорилось, их большинство составляют именно сирийцы. Возможно и покидание ими не только Идлиба, но уже и Сирии. Они могут продолжить свой джихад сообразно своим взглядам. Как говорит С.Эркан, допустим, в Афганистане и Турция, в этом смысле, взяла на себя самую трудную миссию. Вывод от турецкого эксперта: «Может ли (Турция) справиться? – Да. Есть ли большой риск (обратного)? – Да, есть».

То есть, можно говорить о том, что и сама Турция осознает то, что взялась за миссию, которая «невыполнима». Ну, а передышка, которую Идлиб получил, в первую очередь сейчас смотрится, в качестве тактической.