Турецкие СМИ о ситуации в провинции Идлиб. Часть 15

17 сентября с.г. состоялись «ранние», в перерывом всего в 10 дней после Тегерана, переговоры в Сочи между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, приведшие к подписанию так называемого «Меморандума о стабилизации ситуации в зоне деэскалации Идлиб».

Вплоть до настоящего времени, тема Идлиба остается в фокусе пристального внимания турецких СМИ. В частности, 24 сентября с.г. влиятельное турецкое издание «Хюрриет» опубликовало интервью с Серхатом Эркменом – преподавателем Академии жандармерии и береговой охраны страны, накануне вернувшимся из Сирии.

Приведем некоторые, характерные моменты данного им интервью.

  1. В отношении того, кто является победившей и проигравшей стороной в результате подписания соглашения по Идлибу.

«На самом деле, Россия, до саммита в Тегеране положив на переговорный стол «оружие», таким образом начала торговаться. По итогам Сочи возникло несколько важных результатов. Первый из них: Россия и Сирия в своих целях в Идлибе сделали ещё один шаг вперед. Москва в других регионах страны (Сирии), если и пытается построить уравнение, которое бы обеспечивало договоренности между Дамаском и оппозицией, то в Идлибе она заняла следующую позицию: «Вычистить радикалов, оппозицию, которая готова договариваться, вовлечь в процесс или полностью освободить от них регион». Если говорить грубо, то у России был такой подход. Соглашение по Идлибу, по сути, включает это. Я всегда утверждал, что по Идлибу будет достигнута договоренность. По-моему, нынешний процесс – это этап. В конце концов, и Турция хочет решить свои проблемы через политический процесс. В том случае, если число оппозиционеров, которые присоединятся к Астанинскому или другому процессу, возрастет, то это будет преимуществом с точки зрения Турции. Если резюмировать, Турция и Россия выбрали путь по взаимному учету своих краткосрочных и среднесрочных ожиданий, однако, все зависит от того, сможет ли соглашение быть реализовано».

Не вызывает сомнений, что Россия, нанеся целый ряд ударов по провинции Идлиб в преддверии саммита в Тегеране, обозначила свою переговорную позицию. Тот же факт, что Россия и Турция в итоге договорились в двустороннем этапе, то есть, без Ирана, — тоже может означать нежелание России сводить все к трехстороннему формату и балансировать свои отношения с Ираном, далеко не беспроблемные, и двусторонним диалогом с Турцией.

  1. Относительно проигравших (от Идлиба).

«В настоящее время (это – В.К.) США. Не будем принижать США. В Сирии у них до сих пор есть несколько и очень эффективных инструментов. Однако, в случае, если бы была начата операция в Идлибе, то большая проблема, которая могла бы возникнуть в отношениях между Россией и Турцией, могла бы стать причиной роста американского влияния в Сирии. Двумя другими проигравшими сторонами являются Рабочая партия Курдистана (РПК) и «Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ, запрещена в России)). Это ясно, что целью будет ХТШ. Пока они находятся в Идлибе, переходный процесс, желаемый для Турции, является невозможным. Их присутствие и для России является неприемлемым. Что же до РПК, то в случае, если бы начался Идлиб, то они бы попытались  взять реванш за свое глубокое поражение в Африне, в том числе через атаки на регионы операций «Оливковая ветвь» и «Щит Евфрата»».

Вслух озвучивших свое неудовольствие договоренностями между Россией и Турцией не было. В частности, слова поддержки прозвучали от США. Однако, американцы не могут не понимать, что обеспечив себе на некоторый промежуток времени, оговоренный российско-турецким Меморандумом, передышку, Турция теперь должна решить для себя вопрос с востоком Евфрата – что пока для американо-турецких отношений выглядит полным патом.

  1. Относительно того, кто может помешать реализации соглашения по Идлибу.

«Мы можем сказать, что те, кто остался за рамками соглашения, включая Иран, США, РПК, ХТШ будут делать все от них зависящее для того, чтобы не допустить этого процесса. На тот случай, если процесс, предусмотренный соглашением, не достигнет успеха, в результате внешней провокации или невозможности управлять процессом изнутри, то Россия предельно четко показала перед саммитом в Тегеране, что она в состоянии сделать… Если же (соглашение – В.К.) претворится в жизнь, то это будет, на самом деле, большим успехом. Потому что перед нами – очень трудная миссия».

Абсолютно разумные слова турецкого эксперта, с которыми нельзя не согласиться – провокации в Идлибе обязательно будут, равно как и успех там далеко не гарантирован. Однако, Россия, в глазах мирового сообщества, попыталась показать себя (в какой мере это удалось – отдельный вопрос, по причине неготовности воспринимать Россию в таком качестве) в качестве страны-миротворца в Сирии, а не отнюдь «слона в посудной лавке», да ещё и пособника террористов, какой её пытаются представить.

  1. Предотвращение провокаций и нарушений – за Турцией и Россией. Откуда провокации могут исходить?

«Это может быть любой, кто остался за рамками соглашения и кто может усмотреть в нем для себя вред. Кто-то из региональных союзников США, из проиранской милиции, из РПК, из тех местных групп, кто против разоружения. Есть варианты различных провокаций, часть которых я не хочу озвучивать. Однако, в каждом районе Идлиба, со стороны разных игроков можно запустить провокационный процесс».

  1. Границы определены. До 15 октября должны быть изъяты тяжелые вооружения. Террористические группы будут выведены из региона. Предотвращение провокаций и нарушений – за Турцией и Россией. Каков прогноз?

«15 октября – это критичная дата. Однако, является ли соглашение успешным или нет, станет ясно не 15 октября. Мы говорим о длинной перспективе. К примеру, говорится о разблокировании дорог до конца года. То есть, к примеру до 15 октября не состоялось разоружение групп, следовательно, операция за этим не последует. Самая болезненная, самая проблемная, самая сложная часть – это разоружение региона… То есть, оппозиция сможет оставаться на своих местах, однако очистка этого пояса от тяжелого оружия (15-20-километровая зона – В.К.) и открытие путей Алеппо — Латакия и Алеппо – Хомс, на практике, значит существенное ограничение сферы влияния антиправительственных оппозиционных сил».

Тот факт, что теперь Турция впрямую подписалась под целым рядом обязательств, позволяет России занять удобную позицию наблюдателя и контролера, у которого в запасе – готовность прибегать к самым крайним мерам, что, собственно, и было наглядно продемонстрировано накануне саммита в Тегеране. Напротив, работать теперь будет Турция и хорошо, что Меморандум этот был подписан и обнародован, да ещё и самими турецкими СМИ, да ещё и на английском языке. Теперь у России всегда будут основания указывать на исполнение или неисполнение Турцией своих обязательств по этому документу во всеуслышание – документ-то открытый. И, разумеется, реагировать соответственно.

52.24MB | MySQL:103 | 0,480sec