- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О статье министра иностранных дел М. Чавушоглу в газете «Вашингтон пост»

Турецкие руководители не снижают своей активности по публикации статей в ведущих мировых, в данном случае, американских изданиях. 28 сентября с.г. министр иностранных дел Турции опубликовал статью в газете Washington Post. Она вышла под заголовком «Турецкий министр иностранных дел: США должны прекратить вооружать террористов в Сирии».

Напомним, что предыдущая статья М.Чавушоглу была написана 8 сентября для New York Time», называлась она «Мрачный эндшпиль надвигается в Сирии» и была посвящена вплотную надвигавшейся в тот момент масштабной операции в провинции Идлиб (ссылка на обзор статьи: http://www.iimes.ru/?p=47809 [1]).

Прямой связи, конечно, между сочинским Меморандумом, читай — отсрочкой идлибской операции, и публикацией тот статьи обнаружить, при всем желании, не удастся. Однако, как мы можем видеть, политика по публикации таких вот открытых писем и статей, в рамках формирования общего международного информационного фона, турецкими руководителями, рискующими превратиться в колумнистов «на гонораре», была признана оправданной и полезной.

Главным международным событием этих дней стало 73-е по счету заседание ГА ООН в Нью-Йорке, а статья М. Чавушоглу призвана закрепить послание, которое с трибуны сделал президент страны Р.Т.Эрдоган в адрес США, поддерживающих сирийских курдов. В ней турецкий министр говорит о возможности, имеющейся у президента США «обратить вспять неудачную политику на Ближнем Востоке и нанести удар по террористической организации». Разумеется речь идет не о прямом, а о косвенном ударе – через прекращение поставок оружия Силам народной самообороны (СНС). Как напоминает М.Чавушоглу, СНС признаны террористической структурой американскими и европейскими властями.

Американским читателям М.Чавушоглу напоминает о той непосредственной связи, которая существует между СНС и Рабочей партией Курдистана, «которая ведет в Турции жестокую кампанию терроризма, убив тысячи невинных людей». И, в этой связи, говорит о неоднократных предупреждениях Турции в адрес США относительно последствий поддержки этой террористической группы, которые уже получили свое подтверждение, когда в этом году американский морской пехотинец был расстрелян членом СНС. Отсылки сделаны, в дальнейшем по тексту статьи, и к прецедентам вооружения американцами афганских моджахедов и той утратой контроля над ситуацией, которая потом случилась.

Далее министр, не акцентируясь на гибели американского морпеха, практически бегущей строкой перечисляет все «грехи» СНС, в числе которых: вербовка детей солдат, а также договоренности с режимом Асада по поводу возвращения «последней опорной точки повстанцев в Сирии» (речь об Идлибе – В.К.). Возможных драматичных последствий в Идлибе удалось избежать лишь в результате переговоров между Турцией и Россией, увенчавшихся договоренностями о создании буферной зоны.

Турецкие власти оценивают американскую помощь курдам в объеме 5000 грузовиков и 2000 грузовых самолетов оружия, что позволило СНС аккумулировать мощь и поставить под контроль территорию «в нескольких милях от границы с Турцией». Заверения американцев в том, что оружие не будет использовано против Турции, было признано турецким министром несостоятельным. Процитируем турецкого министра: «Подобное развертывание на границах любого государства-члена НАТО было бы причиной возмущения. Это фундаментальное нарушение всего того, на чем стоит НАТО».

Далее министр Чавушоглу выразил тревогу по поводу запроса сирийских курдов разрешить создание своего офиса в Вашингтоне. Их политическое ответвление, известное как Миссия Сирийского демократического совета в США, по словам турецкого министра, «активизировала лоббирование дальнейших поставок оружия и помощи, которые будут оплачиваться долларами США». Далее министр Чавушоглу прямо говорит о том, что «президент Трамп должен блокировать его деятельность».

Итог: вооружение СНС «до зубов со стороны союзника по НАТО — шокирует» и представляет прямую угрозу для Турции и её населения. При том, что «(турецкие) военные и разведывательные силы тесно сотрудничают с Соединенными Штатами и другими союзниками для отслеживания и ареста террористов, предотвращения нападений и сбора важной информации». А сама «Турция гордится тем, что её действия спасают не только турецкую, но и американскую жизнь». Турция настаивает на том, чтобы «США не вооружали террористов, которые ставят собой целью её уничтожение» и обращается с призывом «выбрать сторону».

Итак, в этой публикации можно выделить несколько моментов:

  1. Отсутствие в США единого центра принятия решений и заметное влияние СМИ в стране побудило турецкую сторону проводить на американской территории активные медиакампании, которые, по-видимому, будут продолжаться и впредь.
  2. О лоббизме Турции в США мы писали: на этом треке активность также продолжится. Во главу угла будет поставлена работа не официальных лоббистских структур – читай, адвокатских контор, абсорбировавших бывших и действующих влиятельных политиков США – а, именно, НКО и СМИ, действующих на «полудобровольных началах». Параллельно Турция пытается воспрепятствовать курдскому лоббизму в США.
  3. Зная насколько болезненны людские потери для американцев, переживших вьетнамскую травму, турецкий министр приводит факт гибели американского морпеха от рук члена СНС. Любой подобный факт потенциально теперь является поводом, так или иначе, написать в американской прессе, которая, как мы видим, спокойно публикует статьи турецких руководителей.
  4. Президенту Трампу напрямую указывается, что он должен прекратить поддержку террористов. Это симптоматично, что турки метят в Трампа накануне ноябрьских выборов в Конгресс, когда любое обвинение в его адрес может лечь на вдвойне благодатную почву. Справедливость обвинений именно Трампа в нынешней американской ближневосточной политике – сомнительна, поскольку давно уже все сошлись на том, что это – «постобамовщина». Поэтому, заодно, турецкий министр не забывает указать на наличие у Трампа шанса «все изменить».
  5. Турция в контексте своего членства в НАТО, по сути, указывает в сторону пункта об обеспечении коллективной безопасности, который нарушается с приближением сирийских курдов в границе со страной.

Подчеркнем, что, разумеется, турки не считают, что одной или несколькими статьями можно обратить вспять представляющийся сейчас малообратимым вопрос поддержки сирийских курдов со стороны США. Однако, такие статьи должны вносить свою лепту в общую политику Турции в отношении США, в центре которой теперь, очевидно, будет находиться лоббизм — более активный, чем было ранее. Поскольку турецкое руководство, как можно заключить, сделало вывод о том, что одной из причин турецко-американских кризисов является «недолоббирование» своих интересов в Вашингтоне и недоиспользование имеющегося у страны потенциала по лавированию между всеми игроками.