- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Взгляд турецкого фонда SETAV на проект «Турецкий поток». Часть 2

15 ноября с.г. анкарский Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETAV) опубликовал материал под заголовком проект «Турецкий поток: взгляд с точки зрения энергетической безопасности и взаимной зависимости».

Часть 1 нашего обзора доступна на сайте ИБВ по этой ссылке — http://www.iimes.ru/?p=49907 [1]. Однако, прежде чем продолжить, отметим, что сегодня (19 ноября 2018 года) президент В.Путин прибывает с визитом в Стамбул с целью принятия совместного с президентом Р.Т.Эрдоганом участия в торжественной церемонии завершения строительства морского участка двух ниток, «европейской» и «турецкой», газопровода «Турецкий поток». Планируется, что в ходе встречи между двумя лидерами, которая последует за церемонией, будут обсуждены и другие вопросы.

Напомним, что в нашем анализе мы остановились на том, что Турция предпринимает шаги с тем, чтобы стать важным энергетическим центром региона.

Конечно, когда авторы используют слова «хаб» и «центр», важным представляется уточнять сразу тот смысл, которые они в эти понятия вкладывают. То, что Турция является страной — транзитером для каспийского газа, а теперь уже и для российского, не делает страну «хабом» в классическом понимании этого слова. Сделок купли – продажи газа с участием Турции не ведется. Турция предоставляет свою территорию и, разумеется, при этом, зарабатывая деньги на транзите, повышает свою значимость на энергетической карте мира и, следовательно, безопасность. С учётом того, сколько европейских стран теперь будут зависеть от поставок газа через Турцию, функция страны – транзитера соревнуется по эффективности с формальным договором о коллективной безопасности.

Впрочем, как отмечает автор статьи — Юнус Фунурджу — по второй нитке «Турецкого потока» российский газ будет поступать в страны Южной Европы и, таким образом, «будет внесен большой вклад в то, чтобы достичь цели по становлению Турции в качестве центра газовой торговли».

Дополняя сказанное нами выше, для того, чтобы выступать в качестве центра газовой торговли, надо иметь всю сопутствующую инфраструктуру, включая газовые хранилища, предприятия по сжижению и разжижению газа. Равно, как и функционирующую энергетическую биржу. Касательно последней, если представить себе на минуту, что подобная структура будет создаваться, надо четко себе понимать, какие конкретно преимущества может давать именно турецкая биржа по сравнению со всеми прочими. Разумеется, они должны лежать в сфере цены, достаточности предложения, быстроты совершения сделок и удобной логистики.

Как указывает автор, морские участки двух ниток газопровода «Турецкий поток» на момент написания им материала завершены (как мы указали выше, 19 ноября состоится торжественная церемония – И.С.). Также продолжаются работы по строительству наземных участков газопровода. Согласно графику, обе нитки будут введены в строй в конце 2019 года. Как отмечается автором, эффект от реализации проекта «Турецкий поток» будет многогранным и не ограничиваться только вкладом в энергетическую безопасность стран – участниц проекта.

Следующим вопросом, на котором автор останавливается, является потенциальное влияние проекта «Турецкий поток» на энергетическую безопасность самой Турции. Как им подчеркивается, энергетическая безопасность важна, в равной мере, как для стран – производителей, так и для стран – потребителей. В последние годы вопрос энергетической безопасности стал рассматриваться в комплексе других, включая стабильность, устойчивость, экономический рост, внешнюю политику и т.д.

В этом свете, проект «Турецкий поток», ежегодная мощность которого составляет 31,5 млрд куб. м, имеет ключевую важность не только для России и Турции, но и для стран Европы, как фактор, повышающий безопасность энергетического предложения.

От себя заметим, что то, с каким противодействием на Западе столкнулись и продолжают сталкиваться весьма рациональные и обеспечивающие энергетическую безопасность сторон российские проекты «Северный поток – 2» и «Турецкий поток», может говорить, впрочем, лишь об одном. Что недопущение российского газа на европейские рынки имеет зачастую большую важность для западных стран, нежели их собственная энергетическая безопасность. То есть, налицо экономически немотивированные шаги.

Автор же документа напоминает о том, что Турция – страна, зависимая от поставок энергоносителей из-за рубежа. Однако, на карте она занимает важное геополитическое положение, располагаясь между странами – экспортерами и странами – импортерами энергоносителей, в том числе, странами Европейского союза. Благодаря своему выгодному положению, Турция выполняет функцию коридора по поставкам энергетических ресурсов Каспийского бассейна и Ближнего Востока на международные, в том числе европейские, рынки.

Тот факт, что главным потребителем газа является Европейский союз, повышает значимость Турции для ЕС и возможности по налаживанию между ними партнёрских отношений. При том, что в случае Турции речь идет не только о «Турецкой потоке», но и о других энергетических проектах, включая Трансанатолийский газопровод. Таким образом, Турция, по словам автора, становится важной энергетической «базой», «собирающей» вокруг себя Европу, Россию, Каспийский бассейн, Ближний Восток и Восточное Средиземноморье.