Взгляд турецкого фонда SETAV на проект «Турецкий поток». Часть 1

15 ноября с.г. анкарский Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETAV) опубликовал материал под заголовком проект «Турецкий поток: взгляд с точки зрения энергетической безопасности и взаимной зависимости».

Понятно, что углеводородная тема – в высшей степени «геополитична и нетленна», поэтому имеет смысл прислушиваться к тем сигналам, которые подают партнёры по проекту. Тем более, когда они транслируются ведущим мозговым центром Турецкой Республики, коим является SETAV.

Об авторе: автором материала выступил Юнус Фурунджу (Yunus Furuncu). Он является выпускником Венского экономического университета. В частности, темой его магистерской диссертации стало «Банковское дело в Турции и распределение банков в Стамбуле». В период с 2012 по 2016 года он написал и защитил докторскую диссертацию на тему «Энергетическая зависимость Турции». В настоящее время Юнус Фурунджу работает в Фонде Seta в качестве исследователя.

Вот на какие вопросы пытается ответить автор в своей статье.

Перечислим: 1) Что такое проект «Турецкий поток»?, 2) Каково влияние проекта «Турецкий поток» на энергетическую безопасность (Турции – И.С.)?, 3) Как (этот проект – И.С.) должен оцениваться с позиций взаимной (российско-турецкой – И.С.) зависимости?

Рассмотрим вместе с автором кратко, в рамках разумного, ответы на эти вопросы и начнем с первого из них – сути проекта «Турецкий поток».

Как указывает автор, целью проекта «Турецкий поток» является доставка российского природного газа по акватории Черного моря сначала в Турцию и, далее, через территорию Турции в Европу.

Общая мощность этого проекта, состоящего из двух трубопроводных ниток, (на текущем этапе – И.С.), должна составить 31,5 млрд  куб. м, то есть пропускная способность каждой нитки – по 15,75 млрд  куб. м ежегодно. «Турецкий поток» является первым проектом транзита российского газа через турецкую территорию и, как справедливо указывает автор, тем самым ещё больше повышается региональная значимость Турции в сфере торговли энергоносителями.

Как отмечается автором, проект «Турецкий поток» состоит из морских участков №1 и №2, а также сухопутных участков, соответственно, №1 и №2. Строительство морских участков двух ниток газопровода ведется со стороны российского «Газпрома». Что же до сухопутных участков, то строительство того из них, который обеспечит потребности Турции в природном газе, ведется турецкой трубопроводной компанией Botaş. Касательно участка, по которому российский газ будет доставляться в Европу, то его строительство и эксплуатация будут совместно осуществляться со стороны Турции и России на паритетных началах (50 на 50). Для этого компаниями сторон будет учреждена специальная компания.

Как напоминает автор материала, в настоящее время одной из веток, по которой осуществляется доставка природного газа в Турцию, является так называемый «Западный коридор», проходящий по территории Украины, Румынии и Болгарии. Точкой входа газа в Турцию по «Западному коридору» является турецкий поселок Малкочлар на турецко-болгарской границе. Как пишет Ю.Фурунджу, возникающая между Россией и Украиной политическая и экономическая напряженность, время от времени, приводит к тому, что наблюдаются перебои в поставках газа и в Турцию. Планируется, что 14 млрд куб. м, получаемых Турцией по «Западному коридору», без внесения изменений в условий поставки, будут поставляться, после ввода в эксплуатацию, Россией в Турцию по первой нитке «Турецкого потока». Таким образом, Турция будет получать газ из России, не будучи зависима от транзитных стран и будет устранен риск возможных перебоев в поставках.

Рис. 1. Трасса газопровода «Турецкий поток».

Далее автор переходит к внутриполитической обстановке внутри Украины. В частности, он напоминает, что в 2013 году на Украине разгорелась гражданская война. Одним из её знаковых результатов стала «оккупация Россией Крыма» (вхождение Крыма в состав России Турцией не признается – И.С.), которая создала напряженность в отношениях между Западным миром и Россией (строго говоря, является и проблемным моментом в отношениях между Россией и Турцией – И.С.). То блокирование, которое наблюдалось на Западе в период холодной войны, после украинского кризиса, вновь стало реальностью. В частности, со стороны США и ЕС в отношении России были введены торговые ограничения. Россия же активизировала поиск вариантов обхода территории Украины. Одним из промежуточных вариантов такого обхода стал проект «Южный поток», заветированный со стороны ЕС.

Объявление о реализации проекта «Турецкий поток» было сделано президентом России В. Путиным 1 декабря 2014 года, в ходе его визита в Турецкую Республику. «Турецкий поток» был ясно обозначен в качестве альтернативы «Южному потоку». Это заявление, как указывает автор, ознаменовало важный прецедент, в рамках которого две стороны, впервые в истории, начали работать вместе по газовому проекту.

Как пишет Ю. Фурунджу, Турция в регионе реализует политику и предпринимает конкретные шаги, направленные на то, чтобы стать энергетическим центром. В качестве практических примеров реализации этой политики, он указывает на сооружение газопровода TANAP или Трансанатолийского газопровода, по которому газ из региона Каспийского моря доставляется через турецкую территорию на европейские рынки. И, разумеется, «Туреций поток» однозначно вписывается в эту политику Турции.

52.3MB | MySQL:108 | 0,619sec