- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Защита Турцией своих нефте- и газопроводов (по материалам турецкого журнала ОПК M5). Часть 2

27 ноября 2018 г. на сайте ИБВ был опубликован обзор ноябрьского номера нового турецкого журнала ОПК М5 (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=50186 [1]).

Продолжаем обзор статьи авторства доктора наук Таджеттина Кёпрюлю под заголовком «Меры по обеспечению безопасности энергетического предложения. Защита нефте-  и газопроводов».

Напомним, что мы остановились на мысли автора о том, что по мере того, как Турция идет по пути того, чтобы стать так называемым pipelineistan’ом, то есть – страной трубопроводов, на первый план повестки дня выходит вопрос обеспечения безопасности турецкой энергетической системы. Одна лишь цифра способна проиллюстрировать высокое экономическое измерение этого вопроса: один день простоя Трансанатолийского газопровода (TANAP), после его выхода на проектную мощность, может обойтись стране в сумму прямых убытков около 6 млн долл.

Говоря об угрозах национальной безопасности и глобальной энергетической безопасности (а Турция, безусловно, стала важной частью мирового ТЭК), автор говорит об угрозах, исходящих из Сирии (гражданская война) и Ирака (развитие внутриполитической обстановки).

Примером этого на практике стали многочисленные угрозы саботажа и террористические атаки в отношении трубопровода Киркук–Юмурталык. Это и послужило причиной того, чтобы трубопровод так и не начал функционировать на свою проектную мощность. Аналогичным образом, трубопровод Баку–Тбилис–Джейхан стал жертвой многочисленных актов саботажа, что выводило его из строя на многие дни. Следствием же становилось прекращение поставок нефти на мировые рынки.

«Исламское государство»  (ИГ, здесь и далее по тексту, запрещенная в РФ террористическая организация) предпринимала попытки установления контроля над нефтяными месторождениями Ирака и Сирии, что должно было обеспечить террористическую организацию финансово. Собственно, эти действия стали частью большей войны за энергетические ресурсы региона. Эти факторы стали для турецкой инфраструктуры угрозой.

Турецкая сторона сделала соответствующие выводы. Управлением по оборонной промышленности (SSB) Турции был инициирован проект, направленный на то, чтобы обеспечить безопасность турецких нефте- и газопроводов, для чего в систему их защиты было решено интегрировать современные технологии. Как ожидается, эти продвинутые, технологичные системы сыграют свою важную роль в том, чтобы защитить энергетическую инфраструктуру Турции от существующих и гипотетических угроз.

О каких угрозах турецкой трубопроводной системе Турции говорит автор?

Как он пишет, 40% добываемой в мире нефти транспортируется по трубопроводам, проходящим по территории одного из самого высокорискованных регионов мира (Ближнего Востока). Именно эти трубопроводы являются объектом наибольшего числа попыток террористических атак. Имея в виду их 1000-километровую протяженность, трубопроводы можно считать относительно беспомощными против террористических актов и попыток саботажа. Самое простое взрывное устройство, но заложенное в критическом участке трубопровода, способно на недели остановить поставки. Это побуждает террористические организации, планирующие нанести удар по отдельно взятой стране или по глобальной экономической системе, рассматривать трубопроводы в качестве уязвимых и легких мишеней. Статистика четко иллюстрирует принятие террористическими организациями на вооружение этого постулата.

В отдельных странах, к примеру – в Нигерии, атаки на трубопроводную систему преследуют своей целью воровство нефти. В ряде стран (Россия, Индия, Пакистан и прочих) террористические атаки на трубопроводы, в первую очередь, преследуют политические цели. Даже после того, как в 2003 году было объявлено об «окончании войны в Ираке», на трубопроводную систему страны было совершено свыше 300 террористических атак. Это привело к остановке работы трубопровода Киркук–Джейхан. Если обратиться к статистическим данным, то приблизительно в 90% случаев террористическим атакам подвергались непосредственно трубопроводы, и лишь в оставшихся 10% случаев — различные элементы инфраструктуры. Как пишет турецкий автор, эти атаки были спланированной частью большего расчета. Целью же являлись, как можно судить, деморализация населения Ирака, а также снижение уровня поддержки населением руководства страны.

Другим важным трубопроводом региона является Баку–Тбилиси–Джейхан, проходящий по территории Азербайджана и Грузии в Турцию. Кавказский регион, по замечанию турецкого автора, является одним из самых «чувствительных» в мире. Это привело к тому, что в проекте Баку–Тбилиси–Джейхан вопрос безопасности и охраны был и остается на первом плане. В результате, для устранения или, точнее, снижения уровня, террористической угрозы, инициаторами проекта было принято решение о строительстве именно подземных трубопроводов. Что, впрочем, как указывается автором, не привело к тому, что террористические группы отказались от своих намерений по атакам на трубопроводную систему.