Анализ военно-политической повестки Турции в ноябре 2018 г. (на примере журнала ОПК «M5»)

Оборонно-промышленный комплекс в Турции – на подъеме. Ему уделяют повышенное внимание турецкие руководители и пресса. На развитие национального производства военной техники и боеприпасов выделяются большие средства. К участию в этом процессе поощряется частный сектор страны. Турецкий президент Р.Т.Эрдоган регулярно выступает, говоря о заметно сократившейся зависимости Турции от зарубежных поставщиков. Им предпринимаются очевидные усилия к тому, чтобы получать ключевые для страны технологии из-за рубежа.

Турецкая Республика, очевидным образом, делает ставку на то, чтобы турецкий ОПК добился качественного перехода на более высокий уровень своего развития. Другой качественный уровень оборонной промышленности должен поспособствовать устранению существующего дисбаланса между «мягкими» и «жесткими» возможностями турецкой дипломатии. Очевидно, что возможности мягкой силы в турецком исполнении превышают таковые для жестких методов проведения своей внешней политики. Турецкий президент Р.Т.Эрдоган, сообразно вызовам, стоящим перед страной, хочет расширить свои возможности и в плане последних и получить возможность действовать более независимо.

Одновременно, военная тематика все больше находит свое отражение в СМИ. Турецкие профильные журналы взамен публикаций по иностранным новостям и новинкам все чаще пишут про успехи собственной индустрии. Равно как и обозначают ключевые задачи, стоящие перед турецкой армией, ВВС и ВМФ.

Относительной новинкой турецкой аналитики можно считать начавший выходить с 2018 года журнал «M5: Национальная безопасность, оборона и стратегия» (можно воспринимать в качестве возрождения журнала, выходившего под тем же названием в период с 2001 по 2004 г.).

Главным редактором «М5», как старого, так и нового, является Мурселин Тан – профессиональный военный журналист и обозреватель. Работал на юго-востоке Турции (в зоне столкновений с Рабочей партией Курдистана) и в Ираке. Писал про антитеррористическую кампанию в Чечне, а также про боевиков Шамиля Басаева и события в Дагестане. Сфера основных географических интересов главного редактора: Кавказ, Ближний Восток и Балканы.

Посмотрим на свежий, ноябрьский номер издания.

Тематикой номера выбраны турецкие женщины в ВС Турецкой Республики, соответственно, посвященные им два материала идут первым номером. За ними следуют статьи (перечисляем заголовки):

  1. Акцент на «национальную силу» в новой политике безопасности.
  2. Военное измерение национальной силы с позиций безопасности.
  3. Растущие потребности в энергии и альтернативные решения с контексте национальной безопасности.
  4. Началась ли операция на востоке от реки Евфрат?
  5. Репортаж с профессором Хюсейном Баджи (Средневосточный технический университет): У нас нет привилегии быть слабыми в военном отношении.
  6. Стратегия Турции в Восточном Средиземноморье.
  7. Летные экипажи и эмоциональный ум.
  8. Меры для обеспечения безопасности энергетического предложения: защита нефтяных и газовых трубопроводов.
  9. Самый крупный в мире: стамбульский аэропорт.
  10. Ближний Восток в террористическом зажиме: террористические группы или государственный террор?
  11. Борьба Турции с террором Рабочей партии Курдистана (РПК).
  12. Понятия психологической кампании и психологической войны.
  13. Иллюзия «казус белли» (на примере турецко-греческих конфликтов за спорные острова Эгейского моря).
  14. Авиация с османских времен до наших дней.
  15. Террористический словарь (Революционные вооруженные силы Колумбии).

До рассмотрения некоторых из перечисленных публикаций «М5» сделаем экспресс-анализ военно-политической повестки дня Турецкой Республики по состоянию на ноябрь месяц 2018 г.

  1. На первом месте, очевидно, идет постоянная декларация о намерениях Турции по повышению мощи ВС страны. Это — качественное изменение по сравнению с ататюрковским принципом «Мир во всем мире» и на примат сдерживания в доктрине национальной безопасности. На смену приходит доктрина Р. Эрдогана.
  2. Возможность проведения операции в Сирии на восточном берегу реки Евфрат, по-прежнему, в неослабевающем фокусе внимания турецких аналитиков.
  3. Восточное Средиземноморье является ключевой зоной интересов Турции в наши дни. Разработка энергоносителей в исключительной экономической зоне Северного Кипра способна кардинально изменить экономический потенциал страны. Рост влияния России в Восточном Средиземноморье ввиду сирийского конфликта, а также одиночество Турции в её борьбе с «греко-кипрской узурпацией» средиземноморских энергоносителей, очевидно, побуждают Турцию смотреть в сторону России, как на возможного партнера, способного уравновесить американцев и европейцев. Фоном идут турецко-греческие конфликты за острова Эгейского моря. Совместная разработка Турцией и Россией месторождений Средиземного моря потенциально способна внести существенные изменения в политическую и энергетическую карту региона.
  4. Турция в качестве «территории трубопроводов» повышенное внимание уделяет обеспечению их безопасности. Этот вопрос самым тесным образом связан с деятельностью РПК в стране.
  5. Курдский терроризм рассматривается Турцией в качестве не отдельно взятого, а международного явления. Главными спонсорами курдской деятельности в наши дни являются США. Что делает, в глазах турок, американские деньги и оружие фактором пособничества террористической деятельности на Ближнем Востоке, а американцев – их её соучастником.

В следующих материалах будем разбираться с отдельными, наиболее интересными публикациями.

52.26MB | MySQL:103 | 0,470sec