Об обострении социально-политической ситуации в Тунисе

Генеральный секретарь Всеобщего союза тунисских трудящихся (главный профсоюз страны) Нуреддин Табуби заявил в субботу о проведении 17 января 2019 года всеобщей забастовки государственного сектора и госслужащих. Об этом сообщается на официальной странице профсоюзной организации в социальной сети «Фейсбук». Решение о проведении всеобщей забастовки было принято профсоюзом в связи с блокированием переговоров с правительством республики о повышении уровня заработных плат в государственном секторе. В четверг 22 ноября около 450 тыс. человек вышли на всеобщую забастовку госслужащих в Тунисе. Демонстранты выступают против планируемых правительством республики по требованию иностранных кредитных организаций сокращений рабочих мест в государственном секторе, а также добиваются обещанного ранее повышения уровня заработной платы, которое не было включено в проект бюджета на 2019 год (начало обсуждения в парламенте проекта закона о бюджете запланировано на 24 ноября — прим. ТАСС). В декабре 2016 года руководство Туниса договорилось с Международным валютным фондом о программе финансовой поддержки в размере 2,8 млрд долларов, которая предусматривает поэтапное сокращение бюджетного дефицита и государственных расходов на содержание раздутого аппарата управления. В настоящий момент власти республики пытаются сократить средства, выделяемые на содержание госсектора, — с 15% ВВП до 12,5% к 2020 году. В этой связи уточним, что эти разногласия между основными профсоюзами страны и правительством Ю.Шахеда имеет давнюю предысторию, и экономические вопросы в данном случае соседствуют с чисто политическими резонами. Сначала об экономике.  Финансовый кризис в Тунисе разразился после событий 2011 года. Стабилизировать обстановку в стране не позволяют сложная внутриполитическая ситуация, сопровождаемая конфликтами в правящих кругах, проблемами в области экономики, вызванными ростом инфляции и уровня безработицы, коррупцией и ухудшением ситуации в социальной сфере. Произошедшая в 2015 году серия резонансных террористических актов (в данном случае надо говорить в первую очередь о скрытой борьбе контрабандистов топливом из Ливии и правительством, радикалы — лишь оружие в этой борьбе) ударила по одной из ключевых отраслей тунисской экономики — туризму, спровоцировала резкий уход с тунисского рынка крупных иностранных инвесторов и еще больше усугубила положение дел в республике. Если касаться темы кредита МВФ, то предыстория этого вопроса следующая. Еще летом с.г. тема этого кредита висела на волоске: делегация МВФ тогда отложила визит в Тунис своего директора по Ближнему Востоку и Центральной Азии Джихада Азура, первоначально назначенного на 30 июня, и  угрожали заморозить  очередной транш финансовой помощи.  На тот период времени позиции премьера Ю.Шахеда были очень шаткими, и он стремился добиться отсрочки проведения выдвинутых МВФ реформ. А они, согласно рекомендациям МВФ, просты: сокращение государственных субсидий (топливо, предметы первой необходимости), сокращение субсидий за коммунальные услуги, одномоментное увеличение НДС и «конкурентная» девальвация динара. Есть и еще одно условие, о котором стараются лишний раз не говорить. Это гарантии тунисского правительства в рамках обеспечения этого кредита путем фактического внесения в залог «социальной и дорожной инфраструктуры, публичных компаний и государственных банков». Такие условия уже тогда были расценены партией  «Призыв Туниса» и  профсоюзом UGTT, как casus belli и причину для новых забастовок. Сейчас политическая ситуация для Ю.Шахеда кардинальным образом изменилась (о чем ниже), он укрепил свои позиции и разговоры о четвертом транше МВФ возобновились. Это  250 млн долларов, которые  должны быть были получены еще в июле. До этого МВФ  уже задерживало второй транш в декабре 2016 года. Третий взнос был выплачен в марте прошлого года (тогда США наложили вето, но затем поменяли свою позицию и воздержались).  На этом фоне наметился кризис с поставками ливийской нефти в рамках бартерных сделок. Министр иностранных дел Туниса Х.Джинауи практически признал провал своей миссии по практической  реализации своего план по торговле тунисскими продуктами питания и фармацевтической продукцией в обмен на поставки ливийской нефти. 15 ноября было опубликовано заявление правительства о начале реализации этих сделок, что спустя только несколько часов было опровергнуто  пресс-секретарем премьера триполитанского правительства Фаиза Сараджа Мухаммедом Селлаком. План, который также должен был позволить тунисским строительным группам выиграть контракты на реконструкцию в Ливии, был подписан в июле, но затем был фактически заблокирован при рассмотрении в госкомпании  Societe Tunisiennne des Industries de Raffinage (STIR). Одновременно нефтеперерабатывающая тунисская компания, которая должна была обеспечить поставку большей части ливийской нефти, по нашей информации, все еще изучает технические и логистические аспекты плана. Кроме того, Триполи было взбешено заявлением министра торговли Туниса Омара Бехи, который открыто заговорил о коррупционных схемах в рамках этого плана, которые он сравнил с аналогичными прецедентами  в иракской программе «продовольствие в обмен на нефть» в 2003 году. Если говорить в данном случае совсем откровенно, то на этом примере мы видим откровенную борьбу различных групп влияния в тунисской элите «за свое место» в этой схеме, лоббизм контрабандистов ливийским топливом, а также попытку увязать эту сделку с иными вопросами. В частности, имеется ввиду позиция руководства частных медицинских клиник Туниса. Правительством было обещано, что им полностью погасят стоимость лечения раненных ливийских повстанцев  во время войны в Ливии в 2011 году, но они до сих пор не получили ни одного из 278 млн тунисских динаров, которые им причитаются.

Все это конечно так (те же мелкие и средние ремесленники, которые входят в UGTT, теряют очень много в рамках этих реформ), но вопрос с забастовкой в данном случае надо рассматривать гораздо шире, нежели чем просто недовольство населения экономическими реформами или безработицей. Дело в жестком противостоянии со стороны премьера Ю.Шахеда, которого поддерживают старые промышленные кланы,  влиятельные фигуры из ближайшего окружения экс-президента Бен Али, партия главного диссидента из рядов правящей коалиции «Призыв Туниса» Марзуки, а с недавних пор и — исламисткая партия «Ан-Нахда», и с другой стороны —  светской коалиции «Призыв Туниса» во главе с президентом Беджи Каидом Эссесби  (БКЭ), в которую  входят и основные профсоюзы страны, по вопросу престолонаследия. Если грубо, то Ю.Шахед видит в должности будущего президента себя, а  БКЭ — своего сына.  И на этом фоне одна из главных составляющих правящей коалиции «Призыв Туниса» UGTT раскачивает лодку, стараясь добиться  ухода премьера в отставку. Ключевым моментом обострения этой политической конкуренции (а вернее — ее переход на экономическую поляну)  стал развал правящей коалиции между «Призывом Туниса» и «Ан-Нахдой». 24 сентября с.г. президент Туниса Беджи Каид Эссебси  и лидер партии «Ан-Нахда» Рашид Ганнуши официально разорвали свой парламентский альянс, который существовал с 2016 года. На сегодня в парламенте Туниса происходит перераспределение власти, а партия «Призыв Туниса» БКЭ всерьез рассматривает вероятность своего перехода в оппозицию в надежде сплотить разрозненные тунисские светские партии против «Ан-Нахды». Это событие само по себе означает, что нынешний премьер страны Юсеф Шахед выиграл очень важный для себя раунд внутриполитической борьбы и избежал вотума недоверия, на котором настаивал БКЭ и его партия. В течение последних четырех лет тунисская внутренняя политика определялась прежде всего так называемым «карфагенским соглашением» между светской «Призыв Туниса» и исламистской «Ан-Нахдой». По сути, последняя обеспечивала «Призыву  Туниса» и ее председателю БКЭ парламентское большинство, что гарантировало принятие тех или иных необходимых для президента решений. Взамен исламисты получили несколько ключевых постов в аппарате исполнительной власти. Теперь этот четырехлетний период единства между «исламистами и светскими», которые ряд обозревателей характеризовали чуть ли не как идеальную модель «мирного и цивилизованного» сосуществования исламистов и светских, закончился. Этот раскол между двумя самыми  влиятельными политиками Туниса на сегодня произошел накануне возобновления тунисским парламентом  своей работы в октябре после двухмесячного перерыва, и, как полагают эксперты, последствия этого разрыва сделают практически невозможным осуществление страной многих необходимых экономических реформ. В этой связи те же американские аналитики делают следующий вывод: в то время как страна установила самую конкурентоспособную демократию среди всех арабских стран, которые пережили т.н. «арабскую весну», она так и не смогла выйти из затяжного экономического кризиса.  Семь лет политической борьбы привели Тунис к тому, что реальная экономическая реформа просто невозможна в краткосрочной перспективе. Отметим, что премьер Ю.Шахед добился своей политической устойчивости очень простым способом. Он просто перекупил исламистов, предложив им в качестве оплаты своей поддержки в парламенте ряд ключевых постов в своем правительстве. В том числе министров внутренних дел, образования, а также пять постов генеральных секретарей в различных министерствах. БКЭ и его сын Хафез в результате секретных переговоров с эмиссарами «Ан-Нахды» летом с.г. ничего внятного и аналогичного  предложить не смог. Как следствие,  депутаты Ассамблеи народных представителей (однопалатный парламент Туниса) выразили 13 ноября доверие новым членам правительства, предложенным премьер-министром республики Юсефом Шахедом 5 ноября 2018 года. На пленарное заседание, посвященное голосованию за новых членов правительства, прибыло менее 160 из 207 народных избранников. От участия в голосовании отказались большинство депутатов пропрезидентской партии «Призыв  Туниса» (51 кресло), а также Народного фронта (15 кресел). 5 ноября премьер-министр Туниса объявил о проведении масштабных перестановок в его правительстве. Они затронули 10 министерств, а также 5 постов государственных секретарей. Кроме того, Шахед принял решение о создании двух новых министерств — по вопросам государственной службы и по вопросам иммиграции и тунисцев за рубеж, а также учредил должность министра при главе правительства по основным реформам. На следующий день члены нового правительства были приведены к присяге. Отметим, что это было очевидным политическим поражением БКЭ, все его попытки сорвать этот вотум доверия провалились. Политическое бюро и парламентский блок правящей в Тунисе партии «Призыв Туниса» призвали в 8 ноября членов политдвижения, владеющих министерскими портфелями, немедленно покинуть текущее правительство. Об этом заявил глава партийной фракции в Ассамблее народных представителей (парламент) Софьян Тубель, передает агентство Тунис Африк Пресс (ТАП). «Парламентский блок движения «Призыв Туниса» и политическое бюро партии призывают всех своих членов, которые владеют министерскими портфелями, немедленно выйти из состава правительства, — указал он. — Несоблюдение этого требования будет грозить отчислением из партии». Кроме того, как отмечает агентство, в заявлении, подписанном главой парламентского блока Софьяном Тубелем, генеральным секретарем партии Слимом Рияхи и председателем политкомитета «Призыва Туниса» Хафезом  Эссебси, руководство политдвижения призвало своих представителей в президиуме парламента выступить против организации и проведения голосования по вынесению вотума доверия новым министрам (назначено на 8 ноября — прим. ТАСС). Это политическое поражение совершенно не означает для БКЭ и его сына того, что они отказываются от своих планов престолонаследия. Просто из чисто политической сферы, где они проиграли, они перенесли основную тяжесть своей борьбы с правительством Ю.Шахеда в экономическую сферу. И прежде всего — путем организации массовых социальных волнений и забастовок через подконтрольные  профсоюзы по формально  экономическим причинам.

52.22MB | MySQL:103 | 0,476sec