О конференции «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Часть 4

22-23 ноября с.г. в Анкаре состоялась Конференция под названием «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего». Продолжаем анализировать выступление на Конференции спикера самого высокого ранга с турецкой стороны — пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына, который является не просто рупором президента Р. Эрдогана, но и одним из ведущих, в настоящее время, турецких мыслителей в области истории, настоящего и будущего ислама.

Напомним, что в предыдущей публикации (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=50164) мы остановились на мысли И.Калына о том, что проведение многовекторной политики в условиях многополярного мира является не просто более чем нормальным, а становится буквально мерой вынужденного характера.

Далее И.Калын переходит непосредственно к структуре российско-турецких отношений, задаваясь академическим вопросом из числа «часто задаваемых»: держат ли в рабочем состоянии систему международных отношений установленные правила или же непосредственно сами участники процесса? И говорит о приходе ко власти в Турции Р.Т.Эрдогана и в России В.Путина, который ознаменовался для российско-турецких отношений «новым ускорением».

Здесь И.Калын оговаривается, упомянув о том, что Турция перешла к новой системе власти – президентской. В России подобного системного изменения не произошло. Однако, по словам докладчика, та эффективность, которая была продемонстрирована обоими участниками (то есть, В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом), равно как «видение ими перспектив и их лидерство», особенно с 2004 года, позволили придать ускорение российско-турецким отношениям.

Напомним кратко «график» современных российско-турецких отношений: первая встреча между двумя лидерами состоялась в 2002 году после победы в Турции на парламентских выборах ныне правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Первый официальный визит российского лидера, за более чем 30 лет, состоялся в декабре 2004 года. В 2009 году Россией и Турцией был подписан пакет соглашений, в т.ч. о сотрудничестве в сфере нефти и природного газа. По сути, ими был заложен фундамент для нынешней реализации проекта «Турецкий поток». В 2010 году было подписано Межправительственное российско-турецкое соглашение по АЭС «Аккую». В 2011 году стороны перешли к упрощенному визовому режиму поездок своих граждан. В декабре 2014 года В.Путин посетил энергетический форум в Стамбуле и объявил об отказе от «Южного потока» и о начале реализации проекта «Турецкий поток». Конец 2015 – середина 2016 года прошли под знаком так называемого «самолетного» кризиса в двусторонних отношениях. 2017 год – под знаком восстановления отношений после кризиса, кроме того, был запущен астанинский процесс по Сирии. 2018 год стал свидетелем, по крайней мере, двух знаковых событий в сфере торгово-экономического сотрудничества: церемонии заливки первого бетона на АЭС «Аккую» (апрель) и завершения строительства морского участка «Турецкого потока» (ноябрь). Кроме того, не стоит забывать и про российско-турецкое соглашение по провинции Идлиб, подписанное министрами обороны двух стран в сентябре 2018 года.

Про встречу двух лидеров в 2004 году И.Калын говорит следующим образом: это был первый визит главы государства России (как правопреемницы СССР – И.С.) за более чем 30 лет, который открыл новую страницу в двусторонних отношениях. С другой стороны, по словам И.Калына, президент Р.Т.Эрдоган исповедует политику «360 градусов» (то есть, «полного обзора» – И.С.) и с первого дня объявил о важности и стратегическом приоритете отношений с Россией. И, как подчеркивает пресс-секретарь турецкого президента, сегодня мы начинаем пожинать плоды этого подхода: «от энергетики до туризма, от сотрудничества в сфере ОПК до урегулирования региональных вопросов, сегодня, действительно, сегодня можно говорить об образцовых двусторонних отношениях».

Как подчеркнул И.Калын, Турция и Россия развивают эти отношения не только в рамках своих национальных выгод, но, и как это происходит в Сирии, как это происходит в сфере борьбы с терроризмом, как это происходит в деле обеспечения стабильности на Кавказе, начали предпринимать совместные инициативы в сфере урегулирования региональных проблем.

Разумеется, как напоминает пресс-секретарь, между сторонами существуют разногласия. Примером, который привел И. Калын, стала «оккупация Россией Крыма», которая Турцией не признается и, в рамках международного законодательства, признана Турцией не будет. Вместе с этим, по словам И.Калына, две стороны находятся в интенсивном диалоге по вопросу защиты прав крымских татар. Как упомянул И.Калын, президент Р.Т.Эрдоган на каждой встрече (с президентом В.Путиным – И.С.) поднимает вопрос защиты прав и свобод татар, защиты их собственности и жизни, а также права на сохранение своей идентичности. Возникающие, время от времени, проблемы сторонами решаются по специальным каналам диалога. Тот факт, что эти каналы остаются открытыми в период кризисов, по словам И.Калына, является фактором, скрепляющим отношения.

Вообще, тот факт, что пресс-секретарь И.Калын в ходе мероприятия вновь заговорил про Крым, что тематикой мероприятия, в общем-то, не было заранее предопределено, был российской стороной расценен как необходимый реверанс в сторону пристально наблюдающего за событием Запада, а также Украины. Турция же ведет между Россией и Украиной тонкую политико-дипломатическую игру.

62.82MB | MySQL:102 | 0,684sec