- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкая Республика в ожидании новых выборов мэра Стамбула. Часть 2

Продолжаем анализ ситуации в Турции, в целом, и в Стамбуле, в частности, которая складывается вокруг объявления выборов мэра 31 марта с.г. несостоявшимися, аннулирования мэрского удостоверения кандидата от оппозиции Экрема Имамоглу, а также назначения новых выборов на 23 июня этого года. Первая часть публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=56055 [1].

Главный вывод: оппозиция, в очередной раз, не смогла оседлать протестную волну, которая могла подняться буквально до «девятого вала» после скандального аннулирования выборов в Стамбуле. Дальше объявления членов Высшей избирательной комиссии (ВИК) «омерзительной семеркой» (а, точнее, «бандой семерых»; напомним, что за решение по аннулированию выборов проголосовало 7 из 11 членов ВИК, а ещё 4 члена выступили против), а также «хайпа» с попыткой аннулировать итоги президентских выборов 2018 года, речи не зашло.

Кроме того, оппозиция, в лице главной оппозиционной Народно-республиканской партии и Хорошей партии Турции обратилась к Высшую избирательную комиссию с предложением о полном аннулировании выборов в Стамбуле, не только мэрских, но и глав районных администраций и членов местного законодательного собрания.

На самом деле, логика оппозиции достаточно проста: если аннулированы выборы мэра Стамбула из-за неправильной организации избирательных участков и из-за того, что неуполномоченные лица с сомнительными намерениями вошли в состав избирательных комиссий, не говоря уж о проголосовавшей армии людей с ограниченными умственными возможностями, то что эти просчеты (как пытается представить власть, не ошибки, а – заговор и саботаж), были целиком и полностью, направлены на выборы главы города, а на главах районных администраций и на членах законодательного собрания никак не отразились? Довольно странная логика Высшей избирательной комиссии, которая накануне, 13 мая с.г., официально отказала оппозиции в абсолютно логичном запросе.

Напомним, что Народно-республиканская партия обратилась с требованием по аннулированию выборов в 39 районах Стамбула, а также всеобщих президентских и парламентских выборов прошлого года. Что же до Хорошей партии, то она обратилась в ВИК с требованием полного аннулирования результатов выборов в Стамбуле. Про аннулирование выборов прошлого года речи не шло, а, впрочем, зря: Народно-республиканская партия делает «закладки» на будущее, будучи подкованной в юридическом смысле. При другой власти, все эти обращения и протесты легко поднимаются и все дела заново пересматриваются. Но это при другой власти и при другой модели будущего. Вот только они, при таком настрое оппозиции, могут и вовсе не наступить в обозримой перспективе.

Опять же, вполне логичное обращение о полном аннулировании выборов в Стамбуле – абсолютно логично и полностью вписывается в логику предыдущего решения Высшей избирательной комиссии.

Но это — лишь только, если смотреть с точки зрения соблюдения законности и справедливости. А вот если посмотреть с точки зрения интересов правящей Партии справедливости и развития (ПСР), то её не устраивают только лишь выборы мэра и поражение своего кандидата, бывшего спикера Великого национального собрания (Меджлиса) Турции и премьер-министра, а также главного специалиста по инфраструктурным проектам страны – многолетнего министра транспорта Бинали Йылдырыма. А вот все прочие итоги голосования, как раз, для власти получились такими, как надо.

Напомним, что по итогам предыдущих выборов 2014 года в городском законодательном собрании (меджлисе) Стамбула было 310 депутатов. Из них: членов Партии справедливости и развития  (ПСР) – 180 чел., Народно-республиканской партии (НРП) – 123 чел., Партии счастья (ПС) – 1 чел., Хорошей партии (ХП; по факту, поскольку партия была образована позже) – 2 чел., и независимых членов было – 4 человека.

В 2019 году, с учетом роста численности населения и на основе последних данных от Турецкого агентства по статистике (TUIK), число депутатов законодательного собрания в Стамбуле будет 312. По всей видимости, на долю Партии справедливости и развития вновь придется около 180 депутатов, а оставшиеся мандаты уйдут Народно-республиканской партии. Поскольку на голосовании в Стамбуле наблюдалась следующая картина:  ПСР – 45,40% голосов, НРП – 38,39% голосов, ПДН (прокурдская Партия демократии народов) – 4,00%, ХП – 3,46% и ПС – 2,62% голосов. Более того, распределение победителей на должность глав «районных управ»: ПСР – 24 главы, НРП – 14 чел., а также Партия националистического движения – 1 человек.

Что на практике это означает? А то, что если даже Экрем Имамоглу «вцепился бы зубами» в свою «мэрскую мазбату» (удостоверение мэра города), то в городском собрании у него было бы меньшинство. Более того, оба его вице-мэра были бы от правящей Партии справедливости и развития. Также большинство у правящей партии было бы и в президиуме города. Власть мэра, конечно, в любом случае, достаточно велика. Однако, предстояли бы постоянные и затяжные сражения между мэром города и городским собранием, что, вряд ли, было бы Стамбулу на большую пользу. Так что, не столь уж был далек от истины президент страны Р.Т.Эрдоган, когда сказал, что «все равно у оппозиции ничего не получится» (управлять побежденными городами – В.К.). Хотя и чересчур откровенным это высказывание получилось.

Однако, резюмируем свою главную мысль: у Партии справедливости и развития результат в Стамбуле — не столь уж, драматичный, как могло бы показаться на первый взгляд. Слабым звеном оказался лишь мэр города, в то время, как работа с населением на низовом уровне ведется и продолжает приносить результат. Тот же президент Р.Т.Эрдоган уделяет большое внимание личной работе даже с деревенскими старостами – будучи опытным self — made политиком и отлично понимая, что все его рейтинги «оттуда». Тем самым, турецкий лидер задает характер действий и своих подчиненных, которые, действительно, работают с населением, не покладая рук.

Иными словами, поражение, при желании, можно даже объяснить личностью самого Бинали Йылдырыма, который, невзирая на весь свой богатейший опыт, оказался староватым и не совсем удачным кандидатом на фоне молодого и интеллигентного Экрема Имамоглу. Иначе, чем можно объяснить победу партии власти с, по-прежнему, большим отрывом в Стамбуле во всех других компонентах «соревнования»?

Однако, Бинали Йылдырым – лояльный президенту Р.Т.Эрдогану технократ из числа старой гвардии (чьи ряды, в последние годы, заметным образом поредели и возникла длинная шеренга из ренегатов), добровольно отказавшийся от премьерского поста, а, кроме того, является в прошлом многолетним министром транспорта и инфраструктуры.

То есть, для целей власти в Стамбуле, Б.Йылдырым являлся идеальным кандидатом, к тому же, нуждающимся в показательном поощрении за все свои заслуги в прошлом. Все же, стать мэром Стамбула, с точки зрения масштаба и значения города, — это как, к примеру, стать президентом средних размеров, по европейским меркам, государства. Допустим, Финляндии. А властная структура работает лишь до тех пор, когда заслуги того или иного бюрократа пропорциональным образом находят свое поощрение (не все же репрессировать и наказывать). Придумано мудрыми китайцами, но бюрократическая традиция Турции – тоже не так чтобы уж очень молодая и в ней такие нюансы очень хорошо понимают.

К тому же, Р.Т.Эрдоган – политик, который сделал себя сам, который прошел на пути к президентскому посту через очень многое и выжил в крайне «токсичных для жизни» условиях. У него никогда не было «путинского рейтинга» и ему приходилось и приходится постоянно балансировать между различными силами и слоями общества. Так что, выстраивать грамотную работу со своими кадрами, тем более, такими чувствительными к проявлениям уважения, благодарности и поощрения, как турки (иначе, «дворцовый переворот» и это не шутка; причем из-за каждого пустяка по российским меркам) – это вопрос для власти не просто престижа, но и самого выживания.

Но, судя по всему, населению крупнейшего города страны Б.Йылдырым глянулся не в той степени, что — власти, которая отказалась от той идеи (а она неизбежно была), чтобы пойти на перевыборы в Стамбуле с новым кандидатом. Это, конечно, смотрелось бы нездорово, но всегда можно было бы сослаться на семейные обстоятельства кандидата. И, к тому же, что до сих пор смотрелось у ПСР хорошо во всей этой истории с перевыборами в Стамбуле?

Оппозиционеры уже заклеймили позором всю эту историю и всех её участников, включая, в первую очередь, семерку членов Высшей избирательной комиссии, принявшей решение об аннулировании мэрских выборов в Стамбуле. Зря, конечно же, оппозиция говорит лишь про семерых. Обращения Народно-республиканской партии и Хорошей партии Турции о полном аннулировании выборов в Стамбуле были, заметим такую пикантную подробность, отвергнуто единогласно – то есть, всеми 11 членами ВИК. Хотя, казалось бы, подобное решение откровенно просилось. Так что, не стоит говорить о принципиальности 4 членов ВИК, скорее об их осмотрительности.

Итак, поскольку кандидаты от сторон – участниц соревнования не меняются, включая основных конкурентов – Б.Йылдырыма и Э.Имамоглу, то впору говорить о новой выборной стратегии. И главный вопрос заключается в том, какие уроки извлечет из своего поражения Партия справедливости и развития?

До сих пор, турецкая власть демонстрировала способность и учиться на своих ошибках и находить новые ходы–отмычки к душам турецких избирателей. Допустим, в 2015-м году, после поражения на июньских выборах и в преддверии перевыборов в ноябре месяце, они начали разыгрывать курдскую карту, отказавшись от мирного процесса с Рабочей партией Курдистана (РПК) и перейдя чисто к силовым методам решения застарелого и болезненного вопроса. И, надо сказать, что этот рецепт подействовал.

Попробуем сформулировать, на основе заявлений для СМИ турецкого руководства и анализа турецких внутриполитических обозревателей, основные акценты, которые следует ожидать от правящей Партии справедливости и развития.

  1. По-прежнему, акцент будет делаться на личный контакт кандидата от партии власти и представителей его штаба с избирателями на местах. Если одной фразой, то: лично и лицом к лицу.
  2. Все, кто не проголосовал на предыдущих выборах, будут посещаться и агитироваться представителями избирательного штаба.

Для понимания масштаба и важности этой работы: явка на выборах 31 марта с.г. в Стамбуле составила 83,70%, из 10 570 939 избирателей проголосовало 8 849322 (действительных голосов – 8 526 541), итого не пришло на избирательные участки – 1 721 617 человек.

Понятно, что добиться 100%-й явки избирателей – абсолютно нереально. Однако, явка на предыдущих выборах мэра Стамбула в 2014 году составила 89,2%: из 10 002 256 избирателей проголосовало 8 922 970 человек (действительных голосов 8 500 303 человек), итого не пришло на избирательные участки – 1 079 286 человек.

Вот, собственно, на этой разнице и должна коваться победа на будущих выборах: на повышении явки и на повышении качества голосования. Все же 300-400 тыс. недействительных бюллетеней, на фоне разницы между главными кандидатами на мэрское кресло в 20 – 40 тыс. голосов – это очень и очень много.

  1. Особый акцент будет сделан на работу с теми избирателями, кто раньше отдавал свои голоса в пользу партии власти, но на этих выборах, по каким-то причинам, от ПСР отвернулся. Опять же, работа будет вестись лично и лицом к лицу.
  2. Работа с избирателями будет вестись на основании демографической карты Стамбула, к разработке которой власти приступили. Соответственно, с разными группами населения работа будет проводиться с расстановкой разных акцентов и с разными слоганами. Ну, то есть, будет нормальное «рекламное таргетирование» — благо с большими данными работают не только в мире, в США, в России, но и в Турции. Здесь, конечно, у власти есть немало возможностей. Хотя бы с учетом того, что чуть ли не весь Стамбул, будучи современным городом с развитым населением, сидит в социальной сети «Фейсбук», откуда весь массив информации об избирателях достать не так уж дорого и сложно. Тем более, для государственной машины.
  3. Есть часть консервативного населения города, которые, при всем при этом, не отдают своих голосов в пользу Партии справедливости и развития. Это – та «скамейка запасных» и тот «избирательный резерв», который власти отчаянно нужен. До сих пор, ПСР пытались реализовать эту политику через «слияние и поглощение» Партии националистического движения. Однако, этот путь уже пройден и он не дал большого результата, хотя и спас ПСР на всеобщих парламентских выборах в 2018 году (полученные 295 депутатских мандатов не дают ПСР даже большинства в парламенте, без коалиционной поддержки со стороны ПНД). Для того, чтобы не вытягивать выборы, а выигрывать их, Партии справедливости и развития нужны новые слова для консервативной части общества. Вот они их, со всей настойчивостью, и ищут.

Но, все же, главным фактором успеха на будущих выборах мэра Стамбула должен стать, не в первый раз уже впрочем, курдский вопрос. Неслучайно, на первой неделе мая, впервые за 8 лет, к А.Оджалану были допущены его адвокаты (после более чем 800 обращений с просьбой о такой встрече), после чего было опубликовано его обращение и его адвокатами была организована пресс-конференция. В целом, обращение было выдержано в примирительных ко власти словах.

Хотя, разумеется, президент Турции Р.Т.Эрдоган отрицал наличие связи между мэрскими выборами в Стамбуле, курдским фактором и послаблениями лидеру РПК. Он назвал это обычным юридическим процессом: «было много обращений и вот сейчас посчитали необходимым и возможным допустить адвокатов».

И даже, более того, президент Р.Т.Эрдоган указал на то, что никакого пересмотра официальной политики Анкары в отношении курдов не предвидится. Впрочем, вряд ли, эти слова стоит принимать за чистую монету: мы часто говорим, что власть в Турции приходит и уходит с экономикой.

Беремся расширить этот тезис до следующего высказывания: власть приходит и уходит в Турции с экономикой и с курдским вопросом.

Очевидно, что, хотя бы, риторику официальной Анкары относительно курдов — из жанра «террористы» и «сепаратисты» — придется поумерить. Относительно границ большего, станет понятно уже в ближайшие дни – на судебном процессе над сопредседателями курдской Партии демократии народов С.Демирташем и Ф.Юксекдаг. С.Демирташ перестал быть прежней угрозой на президентских выборах – его основательно «подзакопали», так что, теперь можно его немного «выкопать», стряхнуть землю и попробовать направить курдского оппозиционера в нужное русло. Слушания в суде запланированы на 15 мая с.г. и от того, как они пройдут и каков будет промежуточный результат, станет подход власти по курдскому досье.

Повторимся: ключом для власти на предстоящих выборах в Стамбуле должен стать не «гормональный всплеск» любви к Б.Йылдырыму, а гарантированные методы обеспечения ему победы, причем, в условиях достаточно прозрачных выборов. А это значит, что опять оказалось востребованным курдское досье. Простой, циничный политический расчет.