- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Итоги выборов мэра Стамбула: заявления политиков и перспективы развития ситуации. Часть 1

23 июня с.г. в Стамбуле состоялись выборы мэра города, на которых достаточно предсказуемо одержал победу оппозиционный кандидат Экрем Имамоглу (свои первые размышления по итогам выборов мы опубликовали на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=57310 [1]).

Непредсказуемыми были лишь: а) разница между Экремом Имамоглу и его конкурентом от партии власти Бинали Йылдырымом, б) реакция власти после того, как неизбежная победа оппозиционера станет реальностью.

Разница, в итоге, превзошла все мыслимые и немыслимые ожидания. По состоянию на утро 26 июня обработано 100% избирательных бюллетеней. За Экрема Имамоглу проголосовало 54,21% избирателей, что, в абсолютном выражении составляет 4 741 870 голосов. За Бинали Йылдырыма отдало свои голоса 44,99% избирателей – им получено 3 935 444 голосов.

Итого разница, до обработки протестов и официального подведения итогов со стороны Высшего избирательного совета страны, составляет 806 426 голосов. Отметим, что даже в самых своих смелых предположениях касательно будущей разницы, турецкие обозреватели не говорили и о половине такой цифры.

Фиксируем: хотя поражение Бинали Йылдырыма и было предсказано заранее, но уровень его сокрушительности стал для турецкой власти и для турецких наблюдателей полной неожиданностью.

Имеет смысл ещё раз отметить, что турецкая власть допустила огромную ошибку, когда затеяла «переигровку» в Стамбуле.

Понятно, что перед глазами у них был пример 2015 года, когда, объявлением перевыборов и сменой тональности своей предвыборной кампании от конструктивной на воинственную, власти удалось буквально обратить ситуацию вспять: после проигрыша на парламентских выборах в июне месяце того года, власть, продемонстрировав дежурные попытки сформировать коалиционное правительство, организовала в ноябре перевыборы, на которых одержала привычную для себя победу. По сути, тем самым, она заложила себе модель реакции и на будущие осечки.

Однако, 2019-й год в Турции – это, отнюдь, не 2015-й год и даже не 2018-й год. Турецкая лира – упала, народ обеднел, безработица выросла, а перспективы для простых турецких граждан – заметно ухудшились. Нередко можно слышать от турецкой молодежи тезис о том, что в Турции они себя не видят. И это при том, что турки – большие патриоты своей страны и сорваться для них с насиженных мест – не так просто.

В результате, настроение в турецком обществе, заметным образом, изменилось и не вызывает больших сомнений, что, будучи проведенными в эти дни, президентские и парламентские выборы ознаменовались бы для власти не менее неприятным сюрпризом, чем они получили на мэрских выборах в Стамбуле.

Р.Т.Эрдоган, скорее всего, «вытянул бы» выборы президента, хотя уже нет уверенности в том, что это произошло бы сразу в первом туре.

А вот Партия справедливости и развития, почти гарантированно, лишилась бы большинства в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции даже при наличии поддержки со стороны партнера по коалиции — Партии националистического движения.

Вообще говоря, довольно странно, что владея социологией касательно настроений в турецкой обществе и приняв до этого мудрое и своевременное решение о досрочных президентских и парламентских выборах в стране (были перенесены с 2019 на 2018 год), турецкая власть в Стамбуле буквально сама выстрелила себе в ногу.

Впрочем, всегда находятся те, кто «подзуживают» власть уверовать в свою непобедимость и непогрешимость, и те, кто будет объяснять мотивы любых действий власти.

Это отчетливо стало заметно после объявления перевыборов в Стамбуле, когда в Турции нашлось множество обозревателей, объясняющих и оправдывающих принятое Высшим избирательным советом страны решение в правовой плоскости. Что, впрочем, смотрелось откровенно плохо и не могло не раздражать думающих людей. Ведь нет сомнений в том, что Стамбул – это не средняя Турция. Это – крупнейший город страны, где уровень образования и сознания людей – заметно выше, чем в среднем по стране. А поэтому нельзя было к Стамбулу подходить с меркой турецкой глубинки и с предназначенной для крайне простых людей риторикой.

Сейчас же, немедленно после поражения власти, в Турции нашлись те обозреватели, кто говорит о том, что соратники Р.Т.Эрдогана его «дезинформировали и убедили» в том, что итоги стамбульских выборов 31 марта с.г. являются несправедливыми и нужно объявлять новые выборы.

Вообще, слушать это довольно странно – просто потому, что, вроде как, формально решение о перевыборах принимает и, в данном случае, принял Высший избирательный совет Турции на основе протестов, поданных со стороны правящей Партии справедливости и развития. И, опять же, вроде как формально, президент Р.Т.Эрдоган – не при чем. Хотя всем понятно, что «при чем», но нельзя же так явно говорить об этом вслух, «подставляя» президента страны.

Впрочем, цель говорящих понятна – Р.Т.Эрдоган «впрягся» в эту ситуацию, сделав множество заявлений о том, что «перевыборы нужны» и буквально «плечом к плечу» боролся за мэрский пост вместе с Бинали Йылдырымом. Мы не раз говорили о том, что Р.Т. Эрдоган совершает большую стратегическую ошибку, оставаясь партийным главой и подставляя свой рейтинг под каждого кандидата от Партии справедливости и развития.

Теперь такое, неправильное изначально, позиционирование начинает приводить к сбоям в системе. Р.Т.Эрдоган, после долгой череды непрерывных побед, начинает вкушать и поражения. Причем, поражения не свои лично, а своих соратников. Но из-за своего председательства в Партии справедливости и развития, Р.Т.Эрдоган начисто лишен политического маневра и каждое поражение кандидата от ПСР (хоть кандидата в мэры, хоть в депутаты) становится личным поражением действующего президента страны, бьющим по его рейтингу.

В итоге, Р.Т.Эрдогану приходится сейчас потихоньку «отползать» в сторону. Обозреватели опять заговорили о том, что турецкого президента, по поводу перевыборов, «убедили его соратники». Проще говоря, ввели в заблуждение. Это – кстати, тоже излюбленный трюк действующей власти: говорить про введение в заблуждение, про обман и про удар в спину, оправдывая, таким образом, перед населением свои просчеты и ошибки.

23 июня с.г. Р.Т.Эрдоган полностью и сразу признает итоги состоявшихся выборов и пытается от ситуации в Стамбуле самоустраниться. Но, разумеется, это надо было делать ещё 31 марта, не позволяя оппозиции одержать важную психологическую победу. Если бы Р.Т.Эрдоган признал итоги выборов 31 марта, то поражение Бинали Йылдырыма осталось бы поражением Бинали Йылдырыма, да и ещё, к тому же, с минимальной разницей в счете. А после того, как Р.Т.Эрдоган поддержал явно своего кандидата, поражение Б.Йылдырыма превратилось 23 июня в поражение президента страны. Причем, с учетом разницы в счете, поражение – сокрушительное по своей силе и, соответственно, по возможным последствиям для действующей власти.

Итогом же стало то, что вся оппозиционная Турция ликует и празднует победу. Что там будет в Стамбуле, с точки зрения градоуправления, уже и не столь интересно – об этом открыто говорят многие сторонники Имамоглу. Поскольку начинается новый раунд схватки за власть не в крупнейшем городе страны, а уже в самой стране. И теперь вся страна будет наблюдать за тем, как Экрем Имамоглу будет пытаться подняться по властной лестнице до поста президента страны.

В этом вопросе Экрему Имамоглу, как ни странно, в очередной раз, помогла турецкая власть, сделавшая, путем перевыборов, из молодого оппозиционера, в одно мгновение, если не самого популярного, то самого обсуждаемого политика Турции этих дней – причем, не только в Турции, но и за рубежом.

Пойдя ещё дальше в своих ошибках, Р.Т.Эрдоган и его соратники прямо заявили о том, что при доминировании сторонников ПСР на постах глав стамбульских муниципалитетов и в законодательном собрании города, у Экрема Имамоглу ничего не выйдет. Он окажется, со всеми своими идеями и планами, в изоляции.

При этом власть, вроде как, забыла о том, что бюджет Стамбула формируется и пополняется автоматически и вмешаться в этот процесс они не могут. Иными словами, у мэра есть финансовая автономия. Его административная автономия определяется широкими полномочиями градоначальника по турецкому законодательству. Но даже в тех случаях, когда мэру потребуется помощь и поддержка снизу, он оказывается предупрежденным самой властью.

Теперь каждую свою инициативу Э.Имамоглу будет делать публичной и демонстрировать публике (скажем, в СМИ и в интернете – В.К.) то, как именно власть ему не дает реализовывать то или иное начинание, направленное на благо города. Таким образом, можно ещё больше поднять свою узнаваемость и свой рейтинг за те 4 года, которые остались до президентских выборов. И пойти на них в роли уже не аутсайдера, а политика, готового бросить вызов президенту Р.Т.Эрдогану. Который, скажем очевидную ведь, за ближайших 4 года точно не помолодеет.

Если бы турецкая власть действовала поумнее, то она бы горячо приветствовала бы политика «новой формации» Э.Имамоглу ещё 31 марта и высказала бы готовность оказывать ему полную поддержку как в мэрии, так и в законодательном собрании. А сама бы потихонечку его заматывала всякими препонами и бюрократическими проволочками. С тем, чтобы Э.Имамоглу стал в глазах горожан неумехой, который не может разобраться в городском хозяйстве стамбульского масштаба. А власть – «великодушной» и поддержавшей оппозиционера, который с практической работой не справился и так и остался «диванным политиком». И куда уж ему баллотироваться на более высокий пост?

Без собственного признания власти того, что она откровенно саботирует работу нового мэра Э.Имамоглу, народ и не стал бы разбираться в бюрократических тонкостях. Для него выглядело бы все предельно просто: Э.Имамоглу пообещал в своей программе то, что, по факту, он не смог выполнить. Вообще, тактикой мелкого фола можно сорвать любую конструктивную работу. Но вот только не стоит делать это достоянием общественности.

А сегодня, после всех угроз не дать Э.Имамоглу нормально работать и явно противоречащих им и запоздалых поздравлений и заявлений о поддержке, молодой мэр Стамбула выглядит в глазах всех в Турции идущим в «Крестовый поход» против действующей власти. И управление городским хозяйством здесь ни при чем. Каждый случай, когда власть ему мешает, Э.Имамоглу будет иметь полное моральное право делать публичным, показывая как ему мешают работать. При ином раскладе, если бы власть сразу подняла Э.Имамоглу руку, каждый раз бегать к народу с каждым своим расхождением со властью смотрелось бы не очень хорошо. Политик выглядел бы слабым и беспомощным. Теперь же нет – Э.Имамоглу ведет «неравный бой» и дает возможность всем наблюдать за ходом этого матча. А за соревнованиями разного рода, к тому же, азартные турки следить очень любят. Тем более, как в случаях выборов, когда есть интерактив и возможность поучаствовать. И даже, если, в обозримой перспективе, Э.Имамоглу «уйдут» с поста мэра Стамбула, то он, как минимум, ничего не потеряет.

И, заметим, что это устроила себе турецкая власть сама. Вообще, когда начинается «головокружение от успехов» и вызванные им невынужденные ошибки, то иначе как признаками надвигающейся старости это назвать не получится.

Обратимся к тем заявлениям ведущих политиков страны, которые прозвучали после того, как итоги выборов стали понятны.

Начнем с главного (пока) стамбульца страны – президента Р.Т.Эрдогана, который проголосовал на избирательном участке Стамбула №3300 вместе со своей женой Эмине Эрдоган. Вслед за ними, на том же самом участке, отдали свои голоса и зять президента – министр казначейства и финансов Берат Албайрак с супругой, дочерью Р.Т.Эрдогана, Эсрой Албайрак. В 21:15 по турецкому времени, 23 июня, Р.Т.Эрдоган опубликовал свое сообщение в Твиттере, касающееся состоявшихся выборов. Процитируем турецкого президента:

«Я желаю того, чтобы результаты перевыборов мэра Стамбула принесли успех стамбульцам. Народная воля сегодня, в очередной раз, проявила себя. Я поздравляю Экрема Имамоглу, одержавшего, согласно предварительным итогам выборов, победу.

Как и было до этого, в предстоящий период, мы продолжим шагать к целям — 2023, на основе принципов Народного альянса, в единстве и солидарности, не отклоняясь от демократии, верховенства закона, мира, процветания и стабильности в нашей стране. Мы продолжим, со всем старанием, решать внутренние и внешние задачи, исходя из национальных интересов, в частности, на саммите G-20, предстоящем в конце этого месяца, в ходе визита в Китай и, вслед за этим, в ходе визита в Южную Европу и на Балканы».

Обратимся к высказываниям, сделанным после выборов в Стамбуле партнёром Партии справедливости и развития по Народному альянсу – главой Партии националистического движения Девлетом Бахчели.

В частности, глава турецких правых указал на то, что, наконец, стране стоит вернуться к своей актуальной повестке дня. Процитируем: «Выборный период, наконец, должен быть закрыт. В этой связи, поднимать вопрос о новых досрочных выборах – это значит наносить стране один из самых больших ущербов».

Вот здесь имеет смысл прокомментировать высказывание Девлета Бахчели про «досрочные выборы» в стране. Одним из тех, от кого в эти дни слова про досрочные выборы прозвучали, стал глава главной оппозиционной, кемалистской Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. Логика здесь просматривается следующая: власть потерпела сокрушительное поражение на выборах в Стамбуле, итоги которых продемонстрировали кардинальное изменение в предпочтениях и запросах турецкого общества. А это значит, что проведение досрочных президентских и парламентских выборов может иметь смысл.

Впрочем, строго говоря, досрочные выборы – 2019, если они и будут проведены (в чем есть серьезные сомнения), то не могут считаться в полной мере «досрочными». Они изначально и были запланированы на 2019 год, пока не были перенесены властью на более ранний период времени – 2018-й год.

Заметим, что тема досрочных выборов перед властью, вообще, не стоит, просто потому что в 2018 году она добилась на выборах желаемого для себя результата. Зачем его «обновлять» власти? В чем смысл?

Тем более, что в Стамбуле, 31 марта и 23 июня с.г., власть получила очень наглядную демонстрацию того, что бывает, если людей переспросить и, тем более, в условиях ухудшающейся конъюнктуры. Прежде всего, граждан, понятное дело, интересует экономика. Думается, что на обозримую перспективу любая тема перевыборов и досрочных выборов для власти станет крайне «аллергенна» и ни о чем таком не может быть и речи. Напротив, оставшийся 4-летний период времени до следующих президентских и парламентских выборов власть попробует использовать для того, чтобы собраться с мыслями и устроить себе ребрендинг».