- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о встречах между лидерами России, Турции и США на саммите G-20

В период с 28 по 29 июня 2019 года в Японии прошёл саммит «Большой двадцатки». В общем ключе, об участии Турции в этом мероприятии можно почитать по ссылке http://www.iimes.ru/?p=57483 [1]. Но отдельного внимания заслуживают те встречи, которые, в ходе мероприятия, состоялись у президента Р.Т.Эрдогана с лидерами ведущих стран мира. В особенности, с учетом нынешней политической конъюнктуры, между президентами Р.Т.Эрдоганом и В.Путиным, а также между президентами Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом. Эти встречи состоялись в указанном порядке. То есть, сначала турецкий лидер встречался с президентом России, а потом уже с президентом США.

Итак, как же турецкая сторона оценила и транслировала итоги встречи между В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом?

Встреча между двумя лидерами продолжалась около 1 часа. В числе основных вопросов, сторонами были обозначены следующие пункты повестки дня: Сирия, двусторонние отношения и энергетика. После встречи короткий комментарий для прессы сделал Р.Т.Эрдоган. В частности, он, подчеркнув наличие серьезной динамики развития отношений между двумя странами, отметил следующее. Цитируем турецкого лидера:

«Как мы уже говорили в Душанбе, в настоящее время, мы следим за развитием нашего сотрудничества по дорожной карте, в соответствии  договоренностями, особенно по отгрузкам систем С-400. Первостепенную важность для нас несет то, что мы двигаемся в направлении технологического трансфера, подразумевающего и совместное производство ракет. В настоящее время, как я полагаю, все взгляды направлены на процесс поставок (С-400 – В.К.). Но, вообще говоря, в этом смысле, не наблюдается никаких отклонений от условий нашего соглашения».

Также, как отметил президент Р.Т.Эрдоган, очередное заседание Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству состоится в Турции. Процитируем турецкого лидера: «В вопросе туризма Россия и российские граждане, с каждым днем все больше говорят о Турции. Конечно же, это как для нашего народа, так и для наших руководителей, является дополнительным источником силы».

Ещё одним важным пунктом повестки дня российско-турецких отношений является сотрудничество в сфере строительства первой турецкой атомной электростанции  «Аккую». Всем сторонам процесса понятно, что первый блок электростанции не заработает к 2023 году. Максимум, что будет в 2023 году, когда будет отмечаться 100-летие провозглашения Турецкой Республики – это некая потемкинская деревня. Однако, это не мешает президенту Р.Т. Эрдогану говорить об этой заранее невыполнимой задаче.

Процитируем: «Конечно же, для нас очень большую важность составляет достижение цели по введению в эксплуатацию первого блока атомной электростанции «Аккую». Также мы говорим о важности закупки оборудования, не относящегося к ядерному циклу на внутреннем рынке Турции. Также я узнал о том, что технические шаги предпринимаются по вопросу служебных паспортов – как мы договорились в рамках 8-го заседания Совета сотрудничества высшего уровня (речь идёт о служебных паспортах турецких граждан, по которым они без оформления визы смогут въезжать на территорию Российской Федерации – В.К.). Мы ждем, что это будет завершено в кратчайший период времени. Вместе с этим, по вопросу обеспечения облегченного визового режима мы, по-прежнему, находимся не там, где хотели бы оказаться. Если мы этот процесс ускорим, это будет для нас радостью».

На указанной встрече с президентом РФ В.Путиным с турецкой стороны, кроме Р.Т.Эрдогана присутствовали министр иностранных дел М.Чавушоглу, министр казначейства и финансов Б.Албайрак, министр национальной обороны Х.Акар, руководитель Управления по связям админстрации президента Ф.Алтун, пресс-секретарь президента И.Калын, глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан и заместитель председателя Партии справедливости и развития Д.Йылмаз.

На какие заявления российского президента, сказанные в ходе совместной с Р.Т.Эрдоганом пресс-конференции, обратила внимание турецкая сторона? (Приведенные ниже цитаты российского президента переведены с турецкого языка, иными словами, после перевода, могут несколько отличаться от оригинала – В.К.).

Прежде всего, внимание привлекли слова, сказанные относительно того, что крупные энергетические проекты между двумя странами будут продолжены. Также В.Путин отметил 15%-й рост товарооборота между двумя странами: «Двумя сторонами сделаны, в серьезном объеме, взаимные инвестиции — приблизительно по 10 млрд долларов. Продолжают делаться шаги по созданию, в дополнение к вышеупомянутому, совместной инвестиционной платформы в объеме 900 млн долларов».

Как подчеркнул российский президент, между двумя странами быстрыми темпами растет туризм. Процитируем: «В прошлом году, 6 миллионов российских туристов посетило Турцию. Это был рекордный уровень. Наши туристы тратят серьезные деньги в Турции. Доходы турецкой стороны от этого составляют приблизительно 5 млрд долл. Продолжается перекрестный Год культуры и туризма между Россией и Турцией. Мы желаем, чтобы этот год ознаменовал новые успехи. Я хочу ещё раз выразить большую радость по поводу нашей встречи».

Как мы видим, стороны в ходе пресс-конференции всячески избегали упоминания некоторых проблемных «ключевых слов», среди которых стоит отметить Сирию и Идлиб. Единственное, что в этом смысле просочилось на публику – это заявление пресс-секретаря российского президента Д.Пескова о том, что обсуждалась возможность скорого проведения трехсторонней встречи в астанинском формате между Россией, Турцией и Ираном.

В остальном же, совершенно очевидно, что Саммит «Большой двадцатки» — это не то место, где президенты России и Турции будут демонстрировать наличие каких-либо противоречий между собой. Напротив, им следовало демонстрировать полный позитив и благолепие перед объективами западных «партнёров». Равно как и перед глазами самой турецкой публики. Что они, собственно, и сделали.

Заметим, что, на фоне сокрушительного поражения нав выборах мэра Стамбула, Р.Т.Эрдоган и партия власти остро нуждаются в громких победах и ищут их на внешнеполитической арене, коль скоро внутри страны их добиться долго и проблематично.

Именно этим объясняется обещание Р.Т.Эрдогана, данное им накануне поездки в Японию, о том, что он привезет из своего азиатского турне, которое включает ещё и Китай, хорошие новости для своей страны.

Все эти дни в Турции крутят новости о встрече, состоявшейся между президентами Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом в ходе «Большой двадцатки» в Осаке, делая из неё главное и чуть ли не прорывное событие этих дней.

Итак, как же выглядела долгожданная встреча между двумя лидерами и что она, по факту, принесла сторонам и, в первую очередь, самой Турции? Разумеется, если оставить в стороне пропагандистскую риторику руководства Турции о том, что все вопросы с США «порешали» или «порешают».

Отметим для начала, что встреча продолжалась всего лишь 36 минут. Как ожидалось изначально, главными пунктами повестки дня встречи должны были стать напряженность в турецко – американских отношениях в связи с закупкой Турцией российских систем С-400, а также развитие ситуации в Сирии, в особенности, в Манбидже.

После встречи лидеры сделали короткие заявления для прессы.

Р.Т.Эрдоган назвал встречу имеющей «очень большое значение». Процитируем турецкого лидера: «В настоящее время мы предпринимаем шаги, направленные на то, чтобы достичь пика нашего товарооборота на уровне в 75 млрд долларов (по итогам 2018 года, товарооборот между Турцией и США составил 20,7 млрд долларов — В.К.). Есть шаги в сфере оборонно-промышленного комплекса, которые мы реализуем, есть шаги, которые мы ещё предпримем, однако, прежде всего, есть стратегическое партнёрство. Это стратегическое партнёрство, разумеется, буквально поощряет нашу солидарность во многих сферах. Я целиком и полностью верю в том, что и в последующий период времени эта солидарность будет продолжена, как и раньше».

Состав делегации с турецкой стороны на переговорах с президентом США был тем же, что и с президентом России. То есть, присутствовали: министр иностранных дел М.Чавушоглу, министр казначейства и финансов Б.Албайрак, министр национальной обороны Х.Акар, руководитель Управления по связям администрации президента Ф.Алтун, пресс-секретарь президента И.Калын, глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан и заместитель председателя Партии справедливости и развития Д.Йылмаз.

Надо сказать, что Трамп не был бы Трампом, если бы он не устроил хайпа перед телекамерами. В частности, он заявил следующее: «Турецкая команда – очень хорошая команда. Ни в какой Голливудской постановке таких людей вы вместе не соберете». И надо очень сильно искать позитив в диалоге между США и Турцией, чтобы расценить эти слова, мягко говоря саркастичные, в качестве комплимента американского президента в адрес турецкой делегации. Мало кто в Турции тепло приветствовал эти слова Д.Трампа.

Процитируем слова Д.Трампа: «Эрдоган – это лидер, с которым у меня – дружеские отношения. Я планирую посетить Турцию, но срок не определен».

Продолжаем: «Президент Эрдоган хотел купить The Patriot у администрации Обамы, однако, разрешение не было получено. В период Обамы поведение по отношению к Турции было несправедливым. (Вопрос С-400 — В.К.) запутанный вопрос. Мы ищем различные решения. (По отношению к Турции — В.К.) мы должны быть справедливыми».

Характер двусторонней встречи президент Д.Трамп охарактеризовал как экономический: «Наша встреча была во многом связана с торговлей. Мы все больше и больше сотрудничаем, и мы ожидаем, что сможем учетверить свой бизнес с Турцией. Мы думаем, что это будет здорово. Они — замечательные мастера. У них — отличный продукт. И мы открываем это для себя. Мы также занимаемся военной торговлей, и они покупают много нашего военного снаряжения».

Разумеется, главной темой все же является закупка Турцией систем С-400 и реакция США на эту российско-турецкую сделку. В частности, через призму продолжающегося проекта по производству истребителей F-35. На прямой вопрос, будет ли Америка применять санкции по отношению к Турции, прозвучал следующий ответ: «Ну, мы обсуждаем это. У нас сложная ситуация, потому что президенту (Турции — В.К.) не разрешили покупать ракеты «Пэтриот». Поэтому, когда он купил другие — С-200 или С-400 — когда он их купил, он хотел сделать это, но администрация Обамы не разрешила покупать их, пока он не заключил сделку на покупку других ракет.

Таким образом, он покупает другую ракету, а затем, внезапно, они говорят: «Ну, теперь вы можете купить нашу ракету». Вы не … вы не можете вести бизнес таким образом. Это не хорошо. Это не хорошо.

Мы ищем разные решения. Это — проблема, в этом нет сомнений. Мы ищем разные решения.

Но ему было запрещено покупать, пока он не сказал, что купил что-то еще. А потом, как только он покупает что-то еще, все говорят: «Хорошо. Вы можете купить это». Вы не можете вести бизнес таким образом. Турция была нашим другом, и они сделали — мы сделали вместе великие вещи. Мы — большие торговые партнеры. Мы собираемся стать намного больше. Я думаю, что 75 миллиардов долларов мало. Я думаю, что скоро будет более 100 миллиардов долларов (товарооборота между Турцией и США – В.К.).

Вы не можете так обращаться с людьми, как администрация Обамы.».

На повторный вопрос, будут ли санкции, президент Д. Трамп ответил следующее (перевод дословный, со всеми особенностями речи американского президента — В.К.):

«Мы обдумываем это. Но это двойная — это улица с двусторонним движением. Они не будут продавать президенту — они не позволят ему — они не позволят ему купить ракету, которую он хотел купить, — это «Пэтриот». А потом, после того, как он покупает у кого-то другого, он говорит: «Теперь мы продадим вам «Пэтриот»».

Итак, я должен сказать вам, что он — член НАТО, он – это кто-то, с кем я подружился. И вы должны относиться к людям справедливо. Вы это понимаете. Вы должны относиться к людям справедливо. И я не думаю, что с ним обращались справедливо. Я не думаю, что с ним обращались справедливо.».

Приведенным выше исчерпываются слова, сказанные двумя лидерами по итогам их встречи. И в Турции наблюдаются попытки преподнести слова президента Д.Трампа в качестве свидетельства того, что нормализация между США и Турцией – не за горами. В худшем случае, речь идет о том, что президент США Д.Трамп – «все понимает» и «на стороне Турции». И если что-то пойдет не так, то не из-за американского президента, а из-за окружения президента, в частности, из-за недружественного к Д.Трампу Конгресса. Разумеется, мы ведем речь о провластных комментаторах в Турции.

Однако, более реалистично настроенная оппозиция, в частности, Народно-республиканская партия прямо указывает на то, что американский президент ушел от прямого ответа на вопрос касательно того, собирается ли он применять санкции по отношению к Турции или же нет? Будут ли продолжены поставки истребителей F-35 или же участие Турции, временно приостановленное, будет окончательно свернуто? Вообще говоря, Турция исправно перевела очередной платеж на прошлой неделе за поставки в размере 50 млн долларов, даже невзирая на нынешнее положение дел по проекту.

Прямого ответа на эти вопросы Д.Трамп не дал, о чем прямо сказал спикер Народно-республиканской партии Фаик Озтрак. Вообще, это – отдельная тема того, как оппозиция начинает наступление на власть уже не только в связи со внутренней политикой и экономикой, но активизирует свою критику и в связи со внешнеполитической обстановкой. И лучшего кейса, чем запутанная история в треугольнике Турция – США – Россия для нападок на турецкую власть и придумать невозможно.

Хотя обозреватели из провластного пула и говорят о победе политики Р.Т.Эрдогана, который умудряется встречаться с лидерам «Большой тройки», включая США, Китай и Россию и успешно решать с ними вопросы. Соответственно, по их словам, встреча между Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом в Осаке положила конец диспуту по С-400 и открыла возможности для дальнейшего диалога.

Стоит считать это утверждение, как минимум, весьма спорным с учетом того, что, во-первых, все шаги администрации Д.Трампа, предпринимаемые на практике, а не на словах, свидетельствовали об обратном – прежде всего, речь идет о приостановке сотрудничества с Турцией по проекту F-35. Во-вторых, речи о более развернутом диалоге на уровне лидеров двух стран не идет: да, Д.Трамп говорит о желании посетить Турцию, но когда ему прямо перед камерами предлагают приехать в июле, он сразу с этой темы «съезжает». Просто нет у него возможности (про желание – это спорный вопрос — В.К.) идти дальше критики администрации Барака Обамы и их политики по отношению к Турции. Сам-то он ничего предложить Турции взамен не собирается и, похоже, что и не может. Вот, пожалуй, это и надо считать главным итогом встречи между Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом.