- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о турецко – американских договоренностях по созданию зоны безопасности в Северной Сирии. Часть 4

В последние недели военно — политические контакты между Анкарой и Вашингтоном, по вопросу создания зоны безопасности, заметно активизировались. В период с 23 июля по настоящее время, состоялось два раунда переговоров, которые, как было объявлено обеими сторонами, увенчались достижением договоренностей 7 августа с.г.

Продолжаем следить за развитием событий (в частности, предыдущая часть публикации на сайте ИБВ доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=59276 [1] – В.К.). Ещё раз заметим то противоречие, которое наблюдается в турецких СМИ и в местной аналитической среде касательно турецко – американских договоренностей.

С одной стороны, изо всех турецких «вещательных утюгов» доносится скепсис в отношении того, что: а) американцы «уболтают» и «кинут» турецкую сторону по буферной зоне на турецко – сирийской границе, также как это было сделано в свое время по Манбиджу, б) американцы поддерживают – оружием, финансами и организацией – сирийских курдов, и объем этой поддержки таков, что отказаться американцам от него просто нереально, в) американцы пытаются хоть как-то удержать турок в своей орбите, а для этого им надо туркам хоть что-то, но предложить, а отсюда все эти «танцы живота» в исполнении американской Администрации.

Собственно, теми публикациями, которые мы цитировали в предыдущих частях нашего анализа на сайте ИБВ, мы наглядно проиллюстрировали, какие именно скептические настроения витают в турецкой аналитической и медийной среде.

С другой стороны, турки продвигают во внешний мир мысль о том, что курды для США – не слишком надежный партнёр.

Исходя из многих обстоятельств: а) недовольства курдов тем, что США вынуждены (хоть как-то и хоть в минимальном объеме, но учитывать интересы Турции, как партнёра в регионе и в качестве члена НАТО – В.К.), б) общей недоверчивости любых нормальных стран к внешней политике США, которая, на поверку, оказывается слишком разворотливой и готова «кинуть» любого партнёра ради сиюминутной выгоды, в) непонимания нынешней политики США на Ближнем Востоке, единственной, не вызывающей сомнений доминантой в которой, при администрации президента Д.Трампа, является поддержка Израиля, в т.ч. в его противостоянии с Ираном,  а также прямая финансовая выгода (смотри отношения страны с Саудовской Аравией и то, как под ковер, ради многомиллиардных оружейных сделок, было заметено дело об убийстве журналиста Д. Хашогги – В.К.), г) и, ничуть не менее важно, что, рано или поздно, американцам придется из Сирии уходить и курдам стоило бы договориться с официальным Дамаском, что сделает их перспективы намного понятнее. Ведь не хотят же курды жить в качестве непризнанного государства, окруженного со всех сторон враждебной средой. А друзей и партнёров у курдов в регионе нет, то есть, от слова «вообще». Курды – не Израиль, чтобы выдержать подобное давление извне, защищая свою независимость.

По целому ряду причин, туркам очень важно показать, что их договоренности с американцами по зоне безопасности на турецко – сирийской границе реализуются на практике. Даже если при этом потребуется соорудить большую «потемкинскую деревню».

Почему для турок демонстрация своих успехов, пусть даже не слишком значительных и вовсе туманных, к востоку от Евфрата так важна?

Перечислим некоторые обстоятельства, которые в этой связи могут играть для турок роль: а) нужно внести раскол в альянс между США и курдами, создав у последних убежденность в том, что тем срочно нужен план «Б», б) нужно не только за переговорным столом, но и в медийной среде поддерживать давление на американскую сторону, чтобы максимально затруднить для них вариант «соскочить» и, вообще, навязать высокий темп диалога для выторговывания для себя наилучших условий по созданию зоны безопасности, в) фактор США имеет большое значение и для положения Турции в формате Астаны – понятно, что, не имея, хотя бы, видимости договоренностей с США, вес Турции будет меньше и, наоборот, даже простая демонстрация того, что диалог между странами идет – это поднимает рейтинг Турции в глазах России и Ирана, которые, по определению, вынуждены удерживать Турцию в свой обойме. При том, что та в Астане, некоторым образом, выступает в амплуа «свой среди чужих». Хотя бы по причине того, что страна не признает официального Дамаска в качестве стороны для ведения переговоров, а, следовательно, находится на «противоположной стороне истории».

Турция оказывается, некоторым образом, в Астане «инородным телом». Да ещё и телом, которое не может или не хочет, а скорее всего — смесь и того и другого, в полной мере, выполнять на себя взятые по Идлибу обязательства в рамках сочинских договоренностей, которые были подписаны почти что год назад.

Заметим, что Турции удалось заморозить ситуацию в Идлибе, однако, спустя год, над последней зоной деэскалации вновь навис «час Х» — официальный Дамаск, при поддержке России и Ирана, активизировался настолько, что, после соответствующей медийной подготовки, инициированной турками (гуманитарная катастрофа и проч., по сценарию 2018 года – В.К.), президент Р.Т.Эрдоган срочно отправился в Москву для встречи с президентом РФ В. Путиным 27 августа с.г. Понятно, что встреча двух лидеров – спонтанная и заранее не подготовленная при том, что стороны были настроены  на встречу в формате Астаны, на высшем уровне, несколько позже — 16 сентября с.г.

Итак, что же турецкие официальные лица и турецкие СМИ сообщают о ходе создания зоны безопасности на турецко – сирийской границе в рамках договоренностей, достигнутых между Турцией и США?

В первую очередь, турецкие СМИ сконцентрировались на приезде американских военнослужащих в Турцию с целью создания Центра совместных операций, что предусматривается официальным заявлением, распространенным Министерством национальной обороны Турции и посольством США в Анкаре.

Вот как, к примеру, на эту тему выступил министр обороны Турции Хулуси Акар 17 августа с.г.: «Относительно календаря (последующих шагов – В.К.) достигнуты договоренности. Вплоть до настоящего времени, они реализуются без каких-либо сбоев. Исходя из предыдущего опыта (по Манбиджу – В.К.), мы не будем закрывать глаза ни на какие задержки в продвижении. Центр совместных операций заработает на полную мощность в течение следующей недели (ну, то есть, министр обороны Турции Х.Акар обозначил временной коридор – до 25.08.19 – В.К.)».

Это заявление было сделано в ходе визита министра обороны Х.Акара, совместно с главами родов войск турецких ВС, в провинцию Шанлыурфа, где, собственно, и создается Центр совместных операций.

Далее турецкий министр перечислил, в очередной раз, тот набор мероприятий, который предусматривается турецко – американскими договоренностями, включая: а) выход СНС из зоны безопасности, б) изъятие у них тяжелых вооружений, в) ликвидация всей инфраструктуры террористов.

Помимо этого, предусматривается установление контроля над воздушным пространством над зоной безопасности. С 14 августа турецко – сирийскую границу уже патрулируют турецких БПЛА. При этом, в очередной раз, турецкий министр указал на наличие у страны, на случай, если с американцами не удастся практически реализовать достигнутые договоренности, планов «В» и «С» по самостоятельным действиям в регионе.

В последующие дни турецкие СМИ сообщили о том, что турецкая и американская стороны начали совместные облеты турецко-сирийской границы в востоку от реки Евфрат.

В частности, об этом написало известное турецкое издание «Хюрриет» в своей статье под заголовком «Центр совместных операций – функционирует: вертолеты к востоку от Евфрата», опубликованной 25 августа с.г.

Начало работы Центра совместных операций, в упомянутой статье, подтвердил министр национальной обороны Х. Акар: «Центр совместных операций начал работать на полную мощность. На первом этапе своей деятельности, осуществлен переход к работе на месте. В этой связи, состоялся первый полет БПЛА 14 августа. Первый совместный вертолетный вылет состоится сегодня (т.е. 24 августа с.г. – В.К.) после обеда. Также началось уничтожение укреплений, принадлежащих террористам».

В плане строительства инфраструктуры, сообщается, что на первом этапе, в рамках договоренностей между Турцией и США, в зоне безопасности Вооруженными силами Турции будет создано 10 своих баз, прежде всего, в Айн-эль-Арабе, Телль-эль-Абьяде, Рас-эль-Айне, Камышлы, Аль-Дарбасие, Амуде и проч. Предусматривается размещение там бронетехники и создание наблюдательных пунктов.

Также, как сообщается турецкими СМИ, в будущем планируется, что Вооруженные силы Турции смогут создавать в регионе свои новые базы. При этом американцы, пребывающие для обеспечения режима функционирования зоны безопасности и участвующие в совместном патрулировании, будут частично дислоцированы в Турции, частично – по другую сторону границы, в Сирии. Совместной турецко – американской делегацией, в этой связи, был проинспектирован главный пограничный переход на турецко – сирийской границе, Акчакале (не работает на протяжении 8 лет – В.К.), а также населенные пункты Суруч и Джейланпынар.

А теперь, пожалуй, самый главный вопрос – глубина создаваемой зоны безопасности на турецко – сирийской границе.

Вот здесь, как можно понять у сторон окончательной договоренности, как раз и нет: турецкая сторона рассчитывает на глубину зоны безопасности – около 35 – 40 километров, а американская настаивает на том, что она должна составлять около 17 – 20 километров. Заметим, что упомянутое предложение американцев – это ещё оптимистическая оценка издания «Миллиет».

В то время, как оппозиционная газета Sozcu 17 августа с.г. указывает на то, что глубина зоны безопасности, согласно американскому предложению, и вовсе, составляет в среднем около 5 километров. При этом турецким военным предлагается патрулировать зону безопасности совместно с американскими военнослужащими. В «прочих же районах» будут находиться исключительно американские военнослужащие. Характерен заголовок этой новости, опубликованной турецким оппозиционным изданием: «США, торгуясь по зоне безопасности, положили на стол предложение со стороны Рабочей партии Курдистана». При этом, как указывает издание, американцы пытаются взять на себя посредническую роль между турками и курдами, курсируя между ними и озвучивая друг другу их предложения.

В частности, в этой связи, издание цитирует известного полевого командира СНС Шахина Джило (см. Часть 3 публикации – В.К.), который говорит буквально следующее: «Американцы играют роль посредников. Они передают нам взгляды турецкой стороны. А также говорят Турции, что мы принимаем, а что отвергаем. В то же самое время, они объясняют наш взгляд турецкому государству. Турция же нам передает, что они принимают, а что нет. Это реализуется таким образом. В ходе последних встреч, были даны гарантии того, что переговоры будут продолжены». В свою очередь, как указал Ш.Джило, курдская сторона хочет зону безопасности на всей протяженности турецко – сирийской границы, что позволит воспрепятствовать проведению Турцией своей операции. При этом, города согласно представителю Сил народной самообороны не должны включаться в состав зоны безопасности.

Процитируем: «Зона (безопасности – В.К.) будет глубиной в 5 километров. На некоторых участках глубина составит 9 км. На небольшом участке она увеличится до 14 километров. Для нас является неприемлемым, чтобы Турция использовала воздушное пространство этого района».

Приводим ниже изображение плана создания зоны безопасности, опубликованного 17 августа с.г. оппозиционным турецким изданием «Sozcu», который был предложен американской стороной туркам, по согласованию с Силами народной самообороны.

[2]

(Надписи над и под изображением, сверху вниз – слева направо: вот этот террорист – террорист Абди заявил, что США доставляет их послания /Турции – В.К./, вот то предложение, которое положено на стол /переговоров – В.К./ со стороны США – в предлагаемой США зоной безопасности предусматривается совместное патрулирование турецкими и американскими военными участка глубиной в 5 километров. В других частях, будут находиться американские военные)

Итак, как мы видим, предлагаемая туркам зона безопасности представляет собой «тонкий японский папирус». Разумеется, на такую территорию нереально осуществлять массовое переселение сирийских беженцев из Турции. Тем более, что перед Турцией поставлено условие, что переселяться смогут лишь только местные жители. Заметим ещё раз, что города оказываются за пределами зоны безопасности.

Нравится ли такой подход турецкой стороне, предлагавшей глубину зоны безопасности в 40 километров? Разумеется, если мы мыслим в парадигме принятого на вооружение турецким руководством курса по силовому решению курдского вопроса, без намерения поиска компромисса и заключения неких договоренностей.

Просто давайте посмотрим, какие задачи Турция пыталась с её помощью решить, чтобы определиться с ответом на данный вопрос: а) обеспечить клин между регионами компактного проживания курдского населения Турецкой Республики со своими сородичами в Cирии, б) воспрепятствовать объединению курдских кантонов самой Сирии, вбив клин не только вдоль, но и поперек, в) обеспечить переселение на эти территории лояльного себе населения из числа арабской оппозиции, тем самым, изменив демографию региона в пользу преобладания на турецко-сирийской границе «не представляющего угрозу турецкой территориальной целостности» арабского населения, г) обеспечить достаточно массовое переселение сирийских беженцев из Турции, тем самым, снизив миграционную нагрузку на страну, д) приступить к реализации инфраструктурных проектов в зоне безопасности, чтобы переселенное население «заземлить».

И проходясь по пунктам этого «вопросника»: а) клин не обеспечивается, просто Турция отодвигает курдский анклав от своей территории на глубину зоны безопасности, толщиной с «папирус», причем курдский анклав защищается американцами по всей протяженности, б) никаких разрывов в курдской территории не возникает, территория лишь уменьшается, в — г) массовое переселение – невозможно, тем более, изменение демографического состава региона и, наконец, д) на этой территории попросту нечего строить, поскольку территория не охватывает населенных пунктов. Не строить же для переселения города заново, а, касательно палаточных городов, см. пункт в – г). То есть, по сути, запрет на то, чтобы переселять в зону безопасности тех сирийских беженцев, которые родом из других провинций страны.

Итак, похоже, мы становится свидетелями «мучительных родов горой мыши». По крайней мере, с точки зрения турецкой дипломатии, которая не смогла добиться решительно ничего из того, что, по-настоящему, для турецкой стороны имеет значение. Отсюда и раздраженные реплики турецкой стороны, которые продолжаются и в момент написания данного материала о том, что она готова к плану «В». Другой вопрос, что речь идет о том, что происходит это в той парадигме силового решения курдского вопроса, которая принята на вооружение турецким руководством с 2015 года. Иными словами, получается, что Турции остается либо смириться с существующим положением дел, медийно обставив его как свою очередную победу, что сделать нетрудно, либо менять всю концепцию, начиная с самих себя, то есть, с методов курдского урегулирования – что сделать намного труднее.