К вопросу о турецко–американских договоренностях по созданию зоны безопасности в Северной Сирии. Часть 3

В последние недели военно — политические контакты между Анкарой и Вашингтоном, по вопросу создания зоны безопасности, заметно активизировались. В период с 23 июля по настоящее время, состоялось два раунда переговоров, которые, как было объявлено обеими сторонами, увенчались достижением договоренностей 7 августа с.г.

Продолжаем анализировать публикации на эту тему турецкой прессы, чьи заголовки могут отличаться, в зависимости от конкретного издания и его отношения с действующей властью в Турции и взглядов на внешнюю политику страны, лишь только уровнем того скепсиса, который вызывает достижение неких договоренностей между Вашингтоном и Анкарой.

Предыдущая часть публикации (ссылка на статью: http://www.iimes.ru/?p=59172) закончилась началом рассмотрения статьи в газете Sozcu от 11 августа 2019 года, где указывалось на то, что американцы, при формировании своих предложений по зоне безопасности, находились в самом тесном контакте с руководством Рабочей партии Курдистана (РПК) и «Сил народной самообороны» (СНС).

Что, собственно, неудивительно, но неизменно удивляет и даже возмущает турецкую сторону, которая никак не может или не хочет понять, что США на сирийской земле сделали ставку именно на курдские вооруженные формирования и что в Сирии свои действия они с Силами народной самообороны, тесным образом, координируют.

Подтверждение этого факта издание находит в социальных сетях. В частности, как пишет издание, «так называемый спикер «Сил демократической Сирии» (СДС) — вывеска, используемая террористической организацией СНС / РПК – Мустафа Баллы объявил в своем Твиттере следующее».

Далее издание пишет о том, что сирийские территории, оккупированные со стороны СНС / РПК, были посещены, причем прямо в дни турецко – американских переговоров, главой Центрального командования ВС США (CENTCOM) генералом Кеннетом Маккензи, а также специальным советником США в Международных коалиционных силах против «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее – запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) Уильямом Робаком.

Вот, в частности, фотография, которая приводится изданием в рассматриваемом материале:

(Подписи под фотографиями: слева — командующий РПК / СНС Шахин Джило и справа — американский генерал Кеннет Маккензи)

 

Как пишет турецкое издание, ровно в тот самый момент, когда высокопоставленные американские чины находились в Сирии, в Турции параллельно, относительно зоны безопасности, вел переговоры специальный представитель США по Сирии Джеймс Джеффри.

Далее издание задается вполне закономерным вопросом относительно того, а что именно американские военнослужащие обсуждали в Сирии. Sozcu цитирует ряд заявлений, которые, впрочем, приводятся без ссылки на источник.

В частности, Sozcu пишет о том, что американцами представителям «Сил народной самообороны» были переданы требования Турции, касающиеся зоны безопасности. В частности, было упомянуто предложение Турции по глубине зоны безопасности в 32 километра, по полной очистке зоны безопасности от элементов СНС, а также по изъятию оружия с радиусом действия свыше упомянутой глубины.

Далее, американцы указали, что на территории зоны безопасности, включая населенные пункты (такие как: Кобани и Камышлы – В.К.) не останется представителей противоборствующих сторон. Безопасность этой территории будет обеспечиваться местными силами. Тут же турецкое издание напоминает о том, что эти «местные силы» были подготовлены со стороны «Сил народной самообороны».

Кроме того, прибывающие для проживания в зоне безопасности должны возвращаться к своему традиционному месту проживания. Иными словами, они должны быть родом из этой местности. Говорится и о том, что сирийцы, изначально, до своей иммиграции в Турцию, проживавшие в других сирийских регионов, за пределами создаваемой зоны безопасности, допущены в неё не будут.

Как пишет издание, невзирая на то, что «СНС не были слишком довольны этим предложением», но, тем не менее, оказались вынужденными его принять. Процитируем мотивы СНС, как их приводит Sozcu: «В противном случае, вооруженное вмешательство Турции пугает террористическую организацию». Однако, ни США ни СНС, как пишет издание, не хотят демографических изменений (в зоне безопасности – В.К.).

Тут турецкое издание напоминает многократно повторяемую в прошлом фразу американской стороны: «Предоставьте нам список членов РПК, входящих в состав СНС, и мы их вычистим».

Надо ли говорить о том, что Sozcu возмущается тем противоречием, которое видит в позиции американцев, которые в лице своего высшего командования встречаются с представителями Рабочей партии Курдистана. А, с другой стороны, обещают «проредить» состав СНС до состояния, удовлетворяющего турецкую сторону.

Далее Sozcu буквально два слова говорит о визави американской стороны – Шахине Джило – 1967 года рождения, место рождения – Африн / Сирия.

Как указывает издание, с 2015 года и вплоть до настоящего времени Шахин Джило входит в список Министерства внутренних дел Турции наиболее разыскиваемых преступников. Он проходит по наивысшей «красной категории» и занимает в ней девятое место. За поимку или сведения о Шахине Джило Министерство внутренних дел Турции обещает награду в размере до 4 миллионов турецких лир.

Как пишет Sozcu, Ш.Джило присоединился к террористической организации в 1990-м году. По распоряжению А.Оджалана, Ш.Джило возглавил управление ячейкой РПК в Сирии. В 2005-м году Ш.Джило стал членом Исполнительного комитета террористической организации (здесь издание опускает название, но это не имеет значения, поскольку для турок есть только одна организация – Рабочая партия Курдистана, остальные структуры, в глазах турок, являются её филиалами – В.К.). В период с 2009 по 2012 год он был ответственным за специальные подразделения «Сил народной самообороны».

Иными словами, как делает вывод турецкое издание, в период с 2009 по 2012 года Ш.Джило сыграл заметную роль в гибели военных, полицейских и гражданских лиц в Турции. В 2012 году Ш.Джило был направлен по линии Рабочей партии Курдистана в Сирию и сейчас он находится под защитой США.

Черпая информацию из открытых источников, газета указывает на то, что 25 апреля 2017 года Вооруженные силы Турции нанесли ряд ударов с воздуха по целям Рабочей партии Курдистана в горах Синджар в Ираке и на северо-востоке Сирии в горах Карачок. Шахин Джило был в составе делегации высокопоставленных американских военных войск специального назначения, которые посетили г. Карачок с целью разведки местности.

(Подпись под фотографией: Представители специальных подразделений США крайне часто встречаются с Шахином Джило, с целью осуществления оценки ситуации; из статьи газеты Sozcu от 11 августа 2019 года под заголовком: «член РПК Джило, с кем встречается Америка разыскивается в «красном списке» (Министерства внутренних дел Турции – В.К)»).

Также газета Sozcu пишет о том, что 5 марта 2018 года официальный представитель Пентагона полковник Роберт Мэннинг заявил буквально следующее. Цитируем: «Мы продолжим поддерживать на территориях, освобожденных от «Исламского госудрства» (здесь и далее, ИГ– запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) генерала Мазлума (для справки: одно из кодовых имен, используемых Ш. Джило – Мазлум Кобани – В.К.)».

Иными словами, турецкое издание, из приведенных выше фактов, делает вывод о поддержке, которую оказывает США не просто каким-то «Силам народной самообороны», которые, очевидно, с целью ребрендинга, переименованы в «Силы демократической Сирии», но террористам Рабочей партии Курдистана, которые на протяжении ряда десятков лет совершили множество терактов в Турции. А РПК признается рядом государств мира, включая и самих США, террористической организацией.

Далее турецкое издание говорит о том, что через свои каналы общения со СМИ представители Партии демократический союз (политическое крыло «Сил народной самообороны» – В.К.) выражают удовлетворение тем, что США и Турция договорились в вопросе создания зоны безопасности на турецко-сирийской границе. Надо ли говорить о том, что сей факт крайне настораживает турецкую сторону, которая, как раз, рассчитывает на то, что турецко – американские договоренности не должны вызывать удовлетворения в ПДС / СНС / РПК.

В этом смысле, газета Sozcu цитирует одного из руководителей ПДС – Алдара Халиля. Она приводит следующую цитату: «Надеемся, что диалог откроет путь к решению всех проблем. Однако, США, к настоящему времени, пока ещё не предоставили нам сведений о достигнутых договоренностях. На самом деле, договоренности между Анкарой и Вашингтоном являются следствием отсутствия диалога внутри самой Сирии. Курдская администрация, на северо-востоке Сирии (к востоку от р. Евфрат – В.К.) хотела бы остаться под суверенитетом режима в Дамаске. Два года назад мы провели переговоры в формате «один на один» с сирийским руководством, однако, переговоры были прекращены. Если бы достигли договоренности, этот регион не стал бы заложником турецкой угрозы и ареной региональной, международной борьбы».

На самом деле, в этих словах представителя ПДС, которые привела турецкая газета, сложно усмотреть довольство фактом переговоров между Вашингтоном и Анкарой и достижения ими неких договоренностей. Хотя бы даже предварительных и достаточно общих.

В этих словах официального лица ПДС (опубликованы в газете Sark ul Evsat в Лондоне), скорее, просматривается желание продемонстрировать внешнему миру и, прежде всего, двум упомянутым выше договаривающимся сторонам  — США и Турции, что у ПДС / СНС есть альтернативные партнёры для диалога, на случай, предположим, что американо – турецкие договоренности ударят по курдским интересам в Сирии.

Более того, этим самым посылается сигнал официальному Дамаску о том, что никаких требований по суверенитету у сирийских курдов нет. Речь идет лишь о какой-то модели автономии, о которой ПДС / СНС готовы с Дамаском договариваться, в рамках своей приверженности принципу территориальной целостности Сирийской Арабской Республики.

И тот факт, что два года назад переговоры были Дамаском и ПДС / СНС свернуты не означает того, что к ним нельзя вернуться в условиях 2019-го года.

Могут ли достичь сирийские курды, в лице «Сил народной самообороны», договоренностей с официальным Дамаском в ситуации, если американцы существенным образом пересмотрят условия своего сотрудничества с ПДС / СНС в пользу своих отношений с Турцией?

Разумеется, вариант диалога с официальным Дамаском ими рассматривается, чему подтверждение – приведенное выше высказывание высокопоставленного представителя ПДС.

Более того, курдам обязательно нужен план «Б», причем раздражающий в максимальной степени США. Таким планом «Б» является пересмотр отношений с официальным Дамаском и через них, получается, с Россией (в какой мере Россия пойдет на прямые контакты и будет прямо обозначать свою поддержку курдам, если таковая случится, – это отдельный вопрос – В.К.).

При отсутствии запасных вариантов США, следуя своей многолетней традиции, могут легко разменять курдов на турок в том случае, если официальной Анкаре удастся чем-то убедить президента Д.Трампа. То ли напугать его сотрудничеством в сфере ВПК с Россией, то ли предложить в Турции многомиллиардные сделки (по сути, Турция уже предложила США сделку на покупку у них 100 «Боингов» для нужд «Турецких авиалиний», цена вопроса при этом получается – никак не меньше 5 млрд долл., в зависимости от моделей самолетов). Простые, денежные доводы, как показывает практика, имеют достаточно высокую степень эффективности влияния на официальный Вашингтон. Так что, курдам есть о чем задуматься.

Понимают это и в Турции. Так что, неудивительно появление в турецких СМИ размышлений на тему того, могут ли СНС договориться с Башаром Асадом.

К примеру, этому вопросу посвящена публикация в газете Hurriyet от 16 августа с.г. под заголовком: «Могут ли СНС и режим Асада договориться? Каким образом?». Автором статьи стал Седат Эргин – известный турецкий журналист и политический обозреватель. В своей публикации и последующих размышлениях он опирается на недавно опубликованный Доклад международной кризисной группы по Сирии.

С удовлетворением он отмечает упоминание в Докладе того, что обеспокоенности Турции вопросами своей безопасности должны учитываться. Собственно, вопроса у Турции два.

Первый – это угроза образования на турецко-сирийской границе квазигосударства, имеющего связи с Рабочей партией Курдистана.

Второй – угроза вооруженным силам Турции в Африне со стороны СНС, а также угроза террористических атак внутри самой Турции со стороны РПК. И здесь упоминаемый автором Доклад говорит о том, что требуется не только устранение угроз безопасности для Турции, но и международное признание СНС.

В обмен, те должны постепенно, пошагово устранить существующее параллельное государство на северо-востоке Сирии. А также устранить из руководящих структур СНС тех лиц, которые не являются сирийцами по происхождению, а вместо них поставить «местных технократов».

Также Доклад предлагает СНС отказаться ото всей символики РПК и от использования, к примеру, портретных изображений А.Оджалана. В целом Доклад прямо предлагает США отказаться от своего подхода по вбиванию клиньев между официальным Дамаском и СНС, а также от использования вторых против первых. При этом Доклад прямо говорит о том, что до курдов необходимо, четко и ясно, донести идею о том, что поддержка курдов со стороны американцев не является фактором постоянным. Россия, разумеется, в этих условиях должна, со своей стороны, поддержать диалог между СНС и официальным Дамаском. Лишь он способен обеспечить выход американцев из Сирии.

Итак, удовлетворяет ли такой подход турецкую сторону? – Ни с какой из сторон, на самом деле. Что четко прочитывается в публикации Седата Эргина, который просто делится со своими читателями тем, какие уравнения в международной политике могут возникать. Просто констатируя, что Анкара не считает предложения в этом направлении «продуктивными».

Понятно, что Анкара не признает официальный Дамаск и Башара Асада лично и до последнего стоит на этой позиции. Понятно, что Анкара не хочет видеть курдов на своей границе в виде даже какой-то минимальной автономии, без наличия там лояльного себе буфера, даже если там управляют «курдские технократы сирийского происхождения». Понятно, что Анкара всерьез опасается всплеска сепаратистских настроений на своей территории. Причем, как мы уже писали не раз, в Анкаре всерьез полагают, что при наличии внешней поддержки, допустим из США, эти опасные для Турции настроения могут сильно всколыхнуться.

Так что, ни с какой из позиций Турцию не устраивает политический диалог между курдами и официальным Дамаском. Однако, довольно интересным образом, в своих попытках перетянуть американцев в Сирии на свою сторону и переговорами по зоне безопасности, турки курдов в сторону Дамаска и толкают. И требуется тончайшая дипломатическая игра для того, чтобы курды в итоге не договорились с официальным Дамаском. При том, что деваться им попросту больше некуда.

62.87MB | MySQL:107 | 0,947sec