О соглашении обмена остаточными голосами между блоком «Кахоль-лаван» и НДИ

Во вторник, 20 августа блок «Кахоль-лаван» и партия НДИ заключили соглашение об обмене остаточными голосами на выборах в Кнессет 22-го созыва. Цель соглашения – максимально предотвратить потерю голосов.

В партии НДИ прокомментировали заключение соглашения следующим образом: «Речь идет о чисто техническом моменте. Перед прошлыми выборами мы заключили аналогичное соглашение с партией «Новые правые», которая в итоге не прошла электоральный барьер. В 1999 году мы договорились об обмене остаточными голосами с Амиром Перецем и выиграли один мандат».

«С технической точки зрения у нас не оставалось иного выбора», — говорится далее в комментарии НДИ. – «Мы не хотим рисковать мандатом, который можем получить благодаря соглашению».

Партия Ликуд после подписания соглашения между «Кахоль-лаван» и НДИ распространила заявление, в котором говорится: «Правда вышла наружу. Либерман заключил сделку с Ганцем и Лапидом после того, как публично объявил о своей поддержке их кандидатур на пост главы правительства. Тот, кто хочет видеть на посту премьера Нетаньяху, должен голосовать только за Ликуд».

Министр экономики Эли Коэн (Ликуд) заявил, что Либерман окончательно сбросил маску правого политика, которую носил долгие годы.

В НДИ парировали эти нападки, заявив: «Те, кто капитулировал перед террором из Газы и платит ХАМАСу отступные, те, кто молчит о смертельном ударе, нанесенном израильскому потенциалу сдерживания, не имеют права говорить от имени правых и утратили место в национальном лагере».

Негативный комментарий поступил и от партии «Демократический лагерь», назвавшей соглашение безоговорочной капитуляцией Ганца перед Либерманом.

Соглашение об остаточных (или излишних, как их иногда называют) голосах – «хескем ха-одафим»- юридический процесс, который позволяет перераспределять голоса после выборов. То есть одна партия может отдать излишек голосов другой. Или получить недостающие.

Накануне выборов стороны подписывают соглашение, согласно которому после подсчета мандатов оставшиеся голоса перераспределяются между партиями – участниками соглашения. Этот шаг призван предотвратить потерю голосов, которых не хватает для получения целиком мандата, чтобы они не оказались выброшенными на ветер.

Расчет выполняется следующим образом: после того, как определен электоральный барьер (в процентах он известен заранее, сейчас подсчитывается, сколько он составляет голосов), и произведен окончательный подсчет бюллетеней, полученных каждым списком, который этот барьер преодолел, общее число голосов делится на 120.

Согласно Закону Бадера-Офера (названному в честь двух депутатов, инициировавших его) два списка, которые подписали соглашение, будут рассматриваться при рассмотрении распределения остаточных голосов как один список. Дальнейшее распределение мандатов между двумя списками проходит в соответствие с их относительной величиной. На практике эта формула обычно предоставляет преимущество крупным партиям, а не обязательно той, у которой большее количество остаточных голосов.

На данном этапе кроме «Кахоль-лаван» и НДИ, уже подписали между собой соглашение об остаточных голосах, Ликуд сообщил, что подпишет соглашение с «Ямина», так же, как и ШАС с партией «Еврейство Торы». Блок «Авода-Гешер» и «Демократический лагерь» также подтвердили намерение подписать между собой соглашение об остаточных голосах.

Но одного заявления о намерениях и даже подписания соглашения недостаточно. Стороны должны до 6 сентября письменно уведомить Центральную избирательную комиссию о соглашениях, которые они подписали.

Систему, позволяющую перераспределять остаточные голоса, давно подвергают критике в Израиле, в том числе и за «искажение демократии». И на самом деле эта практика позволят засчитывать голоса, поданные избирателями за другую партию. При этом избирателя никто не спрашивает, а согласен ли он на то, чтобы его голос отошел к той партии, за которую он не голосовал.

Практика показывает, что партии одного политического лагеря не заключают (за редкими исключениями) соглашения с представителями другого. Левые и правые ищут партнеров внутри своих лагерей, чтобы мандаты не уходили к идеологическим противникам. Но конкуренция существует и внутри лагерей.

Например, на выборах 2015 года Ликуд взял себе в партнеры по соглашению Еврейский дом.

С учетом того, что соглашения подписываются между идеологически близкими партиями, считается, что на общую ситуацию в Кнессете данная система повлиять не может. Пусть и выглядит на самом деле странной.

Можно предположить, что в блоке «Кахоль-лаван» надеются, что это соглашение даст им еще один мандат за счет голосов из правого лагеря. Но вполне возможно, что такое соглашение намекает и на гипотетическое сотрудничество двух партий после выборов.

Даже если Авигдор Либерман действительно считает этот шаг исключительно техническим, трудно представить НДИ заключающими такое соглашение с МЕРЕЦ или Объединенным арабским списком. Подписание этого соглашения неизбежно внесет и уже вносит смуту в ряды правого лагеря.

В партии Ликуд на этом фоне, разумеется, начали новый виток кампании под лозунгом «Либерман = левый», однако не факт, что это отпугнет потенциальных избирателей НДИ. Хотя, можно предположить, что попытки убедить избирателей в «левизне» Либермана будут продолжаться и усиливаться.

62.84MB | MySQL:102 | 0,509sec