О военной ситуации в Сирии (17 – 24 августа 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 270 известных нарушений режима прекращения огня. Это примерно на треть ниже показателя предыдущей недели (359). Активные боевые действия продолжались в связи с  наступлением сирийской армии на севере провинции Хама и юге провинции Идлиб, а также на востоке провинции Латакия.

Не осталась незамеченной активизация российской части комиссии, особенно – в части, касающейся провинций Алеппо и Латакия.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 92 нарушения (в течение предыдущей недели – 96), в провинции Алеппо – 91 нарушение (69), в провинции Хама – 26 (75), в провинции Идлиб – 24 (64).

Летательные аппараты ВКС России в течение недели наносили удары по целям джихадистов из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) и связанным с ними формированиям в провинциях Идлиб, Латакия, Дейр эз-Зур. 24 августа в небе над Сирией были замечены российские стратегические бомбардировщики Ту-160.

В течение недели самолеты сирийских ВВС наносили удары по целям боевиков в провинции Идлиб.

24 августа силы ПВО Сирии были задействованы для отражения очередной атаки самолетов ВВС Израиля. Последние своим авиаударом попытались предотвратить атаку иранских ударных беспилотников по территории Израиля.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

На юге провинции Идлиб 18 августа сирийские войска овладели высотами Кфар-Айдун и подошли вплотную к городу Хан-Шейхун. Наступление на город велось с двух направлений — с востока от него и с северо-запада. К исходу 18 августа сирийские войска ворвались в Хан-Шейхун. 19 августа они были уже в 500 метрах от центра города.

19 августа забило тревогу МИД Сирии, сообщившее, что автоколонна турецких армейских грузовиков с грузом боеприпасов пересекла сирийскую границу и направилась в сторону города Хан-Шейхун. В заявлении ведомства совершенно справедливо отмечалось, что тем самым «Турция оказывает неограниченную поддержку экстремистам».

Тем более, что речь пошла не только о боеприпасах. 19 августа сирийские войска обстреляли колонну бронетехники турецкой армии, направлявшуюся в Хан-Шейхун. В момент обстрела она перемещалась от турецкого наблюдательного поста №7 к посту №9. По данным Минобороны Турции, в результате обстрела погибли «трое  гражданских лиц». Возможно, речь шла о водителях грузовых автомашин. Другая версия — о бойцах турецких частных военных компаний, направлявшихся в Хан-Шейхун. Третья версия отчасти подтверждает вторую — речь шла о боевиках протурецкого формирования «Фейлак аш-Шам». Минобороны Турции сразу же пояснило, что «заранее оповестило Россию о переброске».

19 августа сирийские войска попытались овладеть высотами Талль-Нимр с тем, чтобы не допустить дальнейшего продвижения турецких колонн в направлении Хан-Шейхуна.

В целом очевидно, что Турция попыталась остановить наступление сирийских войск в Идлибе, подтвердив всем – кроме некоторых — уже давно известное — на чьей стороне она находится в этом конфликте.

К исходу 19 августа стало известно, что джихадисты и вооруженная оппозиция оставили город Хан-Шейхун и позиции на севере провинции Хама.

20 августа первоначально не подтвердились сообщения о том, что сирийские войска контролируют г.Хан-Шейхун на юге провинции Идлиб и ряд районов на севере провинции Хама. Напротив, поступила информация о том, что группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» при поддержке Турции концентрирует силы для контрнаступления. В тот же день поступила информация о том, что боевики начали покидать указанные районы, чтобы не оказаться в окружении.

21 августа стало известно, что российская сторона отвергла требования Турции относительно отвода сирийских войск из провинции Идлиб. К тому времени сирийские войска пытались замкнуть кольцо вокруг города Хан-Шейхун.

К исходу 21 августа Хан-Шейхун был окружен, и сирийские войска вновь ворвались в город с нескольких направлений.

22 августа сирийские войска овладели городом Хан-Шейхун на юге провинции Идлиб. Они немедленно приступили к зачистке города и его разминированию. Стоит напомнить, что после переговоров по Сирии в Нур-Султане 2 августа в Идлибе вступил в силу режим прекращения огня. Командование сирийских войск заявило, что приостанавливает боевые действия при условии выполнения Турцией своих обязательств по российско-турецкому договору, достигнутому в сентябре 2018 года в Сочи. Основным пунктом являлось положение об отводе тяжелого и среднего вооружения боевиков из 20-километровой зоны вокруг зоны деэскалации Идлиб. Спустя три дня, 5 августа, сирийская армия возобновила операцию в связи с тем, что боевики неоднократно атаковали позиции сирийских войск на севере провинции Хама.

К исходу 22 августа в окружении сирийских войск оказался турецкий наблюдательный пункт №8 к югу от Хан-Шейхуна.

На севере провинции Хама к 23 августа сирийские войска заняли город Кфар-Зейта, выбив оттуда боевиков группировки «Хайат Тахрир аш-Шам». Были также освобождены деревни Латмане, Латмин, Телль-Фас, город Морик. На севере провинции Хама под контролем боевиков к этому времени остались три деревни. К исходу 23 августа все они были освобождены.

На северо-востоке провинции Латакия 22 августа сирийские войска окружили формирования «Исламской партии Туркестана» в районе населенного пункта Аль-Кабана.

19 августа стало известно о развертывании неких российских «пехотных» подразделений в районе Албу-Камаль на востоке провинции Дейр-эз-Зор. Не исключено, что это было сделано в связи с очевидно активизацией формирований «Исламского государства»  ( ИГ, запрещено в России) на границе между Ираком и Сирией. Предполагалось, что российские военные создадут несколько ротных опорных пунктов вдоль автодороги Майадин — Албу Камаль. Возможно, такие действия российских военных были связаны с тем, чтобы дать возможность командованию сирийской армии сосредоточить свои силы на штурме Идлиба.

24 августа министр национальной  обороны Турции Хулуси Акар сообщил о начале функционирования совместного турецко-американского операционного центра в Сирии. Он будет координировать функционирование зоны безопасности на северо-востоке Сирии, призванной разделить Турцию и территории, контролируемые сирийскими курдами.

В целом представляется, что все точки над i относительно некоего взаимодействия с Турцией в зоне деэскалации Идлиб расставлены. Главное теперь – сосредоточить все силы и средства для того, чтобы у российских и сирийских военных вновь не украли победу. Хотя, понятно, до нее еще очень далеко, с учетом огромной концентрации боевиков в Идлибе и той помощи, которую им оказывает Анкара.

52.21MB | MySQL:103 | 0,496sec